Дело № 5-102/2023
УИД 55RS0005-01-2023-001775-36
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Омск-33, ул. 9-я Северная, д. 99 13 июня 2023 года
Судья Первомайского районного суда города Омска Карев Е.П., при секретаре судебного заседания Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница» (БУЗОО «Омская ЦРБ»), юридический адрес: <адрес> (ИНН №,
ОГРН №, дата регистрации 20.12.2002),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении №
от 07 апреля 2023 года, составленному главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области, 28 марта 2023 года с 10:00 час. по 14:00 час., при проведении плановой выездной проверки в отношении БУЗОО «Омская ЦРБ», осуществляющего свою деятельность по адресу:
<адрес>, был проведен осмотр рентгеновских кабинетов и рентгеновского оборудования, установленных в БУЗОО «Омская ЦРБ» и рассмотрены представленные документы. В ходе осмотра установлено, что в БУЗОО «Омская ЦРБ» при эксплуатации источников ионизирующего излучения – аппаратов рентгеновских медицинских (флюрограф «<данные изъяты>», заводской №, дентальный аппарат <данные изъяты>». заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской
№, флюорограф <данные изъяты>» заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской №) нарушены требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, которые могут привести к возникновению угрозы жизни и здоровья персонала и пациентов, а именно:
- в поликлинике БУЗОО «Омская ЦРБ» рентгеновское оборудование эксплуатируется без действующих санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работ с источниками ионизирующего излучения требованиям санитарных правил (по адресу: <адрес>: во флюорокабинете
№ - флюорограф «<данные изъяты>», заводской № и дентальный аппарат «<данные изъяты>», заводской №, в маммографическом кабинете №а – маммограф «<данные изъяты>», заводской №; в составе передвижного кабинета на базе автомобиля - флюорограф <данные изъяты>» заводской №, в составе передвижного кабинета на базе автомобиля - маммограф «<данные изъяты>», заводской
№);
- в поликлинике БУЗОО «Омская ЦРБ» по адресу: <адрес>,
д. 14 не организовано проведение производственного радиационного контроля стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты своевременно и в полном объеме в соответствии с установленными требованиями во флюорокабинете № 114, в маммографическом кабинете № 114а, в передвижных флюорографическом и маммографическом кабинетах. Нет актуальных сведений о мощности дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала, в смежных с процедурными рентгеновских кабинетов помещениями, на прилегающей территории, о защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты персонала и пациентов (ширмы, фартуки, пластины, юбки и пр.), применяемых при проведении рентгеновских исследований для защиты от рассеянного рентгеновского излучения. Кратность проведения данною вида контроля – 1 раз в 2 года. Представлены протоколы (радиационного контроля мощности дозы на рабочих местах персонала, в помещениях и на территории, смежных с процедурной рентгеновского кабинета от 27.10.2020 г. №, от 22.10.2020 г.
№, №, от 26.10.2020 г. №. Представлены протоколы контроля технического состояния и защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты от 27.10.2020 г. №, от 22.10.2020 г. №, от 26.10.2020 г. № №;
- в поликлинике БУЗОО «Омская ЦРБ» но адресу: <адрес>,
<адрес> не организовано проведение контроля эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования (флюорограф «<данные изъяты>», заводской № 13-17104, дентальный аппарат «<данные изъяты>», заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской №) своевременно и в полном объеме, в соответствии с установленными требованиями. Нет актуальных сведений о соответствии эксплуатационных параметров вышеуказанных рентгеновских аппаратов нормативно-технической документации. Кратность проведения данного вида контроля – 1 раз в 2 года. Представлены протоколы контроля эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования от ДД.ММ.ГГГГ №,
№, от 22.10.2020 г. №. от 26.10.2020 г. №;
- в поликлинике БУЗОО «Омская ЦРЬ» по адресу: <адрес>,
<адрес> при проведении рентгеновских исследований на аппаратах: флюорограф «<данные изъяты>», заводской №, дентальный аппарат <данные изъяты>», заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской №, флюорограф <данные изъяты>» заводской №, маммограф <данные изъяты>», заводской
№ пациентам не может быть предоставлена полная и достоверная информация об ожидаемых и полученных дозах облучения и о возможных последствиях от воздействия излучения, что предусмотрено ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ, т.к. не организовано определение дозовых нагрузок на пациентов инструментальным методом с кратностью 1 раз в год. Представлены протоколы контроля эффективных доз облучения пациентов (населения) от ДД.ММ.ГГГГ №, № от 22.10.2020 г. № №, №, от 26.10.2020 г. №;
- в поликлинике БУЗОО «Омская ЦРБ» по адресу: <адрес>,
<адрес> во всех кабинетах (флюорокабинет №, маммографический кабинете №а, передвижные флюорографический и маммографический кабинеты на базе автомобилей) с установленной кратностью 1 раз в 2 года не проведены испытания нерадиационных факторов в рентгеновских кабинетах: освещенности, микроклимата, вентиляции, электробезопасности. В маммографическом кабинете №а не экранирован изоляционным щитом радиатор отопления, доступный для соприкосновения при проведении исследований, что может привести к поражению пациента электрическим током во время проведения исследования.
- набор помещений флюорографического кабинета № поликлиники БУЗОО «Омская РБ» по адресу: <адрес> не соответствует установленным требованиям: отсутствуют раздевалки для пациентов, комната персонала, ожидальная. Из-за отсутствия достаточного набора помещений в помещении, где находится пульт управления флюорографическим аппаратом, раздеваются пациенты и находятся личные вещи персонала флюорокабинета, в регистратуре находятся пациенты, ожидающие проведение исследований. Таким образом, доступ к пульту управления рентгеновским аппаратом могут иметь посторонние лица;
- в поликлинике БУЗОО «Омская РБ» не ведется учет рентгеновского оборудования, не проводится его инвентаризация. Приходно-расходный журнал отсутствует. Нет сведений об оборудовании, указанном в санитарно-эпидемиологических заключениях № 55.01.08.000.М.001746.08.11, 55.01.08.000.М.000302.03.13 (списано, утилизировано, передано или иное):
«5Д-2», заводской № и №, «Дентоскан», заводской №, «<данные изъяты>», заводской № и №. О приобретении нового оборудования Управление Роспотребнадзора по Омской области в известность не поставлено (<данные изъяты>»).
Таким образом, не обеспечены сохранность источников излучения и такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования. Утеря контроля над источником излучения ст. 1 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» расценивается как радиационная авария.
Указанные действия (бездействие) являются нарушением ст.ст. 4, 11, 14, 22, ч. 1 и ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»; ч. 2 и ч. 3 ст. 27, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 3,8, п. 10.3, п. 2.8, п. 7.6, п. 2.13, п. 3.6, п. 2.14, п. 2.15, п. 8.5, п. 2.8, п. 5.7, п. 8.10, п. 2.4, п. 10.21 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»; п. 4.19, п. 3.4.2, п. 3.5.4, пп. 3.5.5-3.5.7, п. 3.5.12, п. 4.10 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)».
Данные действия (бездействие) юридического лица БУЗОО «Омская ЦРБ» квалифицированы по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник БУЗОО «Омская ЦРБ» Гигилева Е.А., действующая на основании доверенности, факт допущенных нарушений не отрицала, указала на принятие юридическим лицом мер по выполнению требований санитарных правил. Согласно представленным документам, выявленные нарушения частично устранены.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Новоселова Ю.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 18.05.2023 г. протокол поддержала, указала на допущенные юридическим лицом нарушения, а также на угрозу жизни и здоровью людей, в связи с допущенными нарушениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области Мозжерина Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании 08.06.2023 г. протокол также поддержала.
Главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области Войнова Ю.В., в судебном заседании пояснила, что при проведении проверки были выявлены нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Не предоставлены протоколы радиационного контроля смежных помещений, рабочих мест, персонала, прилегающей территории. Не предоставлены протоколы определения дозовых облучений пациентов. Организация обязана информировать пациентов о получаемых дозах облучения, то есть на момент проверки протоколы были 2020 года при кратности 1 раз в год. Нет сведений о проверки средств радиационной защиты для пациентов и персонала, которые используются при рентгенологических исследованиях. Протокол об административном правонарушении составлен в отношении 5 рентгеновских аппаратов: флюорограф «Проматрикс-РП», дентальный аппарат «Image X-70», установлены во флюорографическом кабинете поликлиники, маммограф «Giotto Image» установлен в маммографическом кабинете поликлиники. Флюрограф «ФМпс-«ПроСкан» и маммограф «Маммо-РП» установлены на базе автомобилей, они передвижные и служат для обслуживания вне стационарных условий. Согласно представленным юридическим лицом документам, нарушения частично устранены, устранены в части использования оборудования на базе передвижных аппаратов. Вместе с тем, нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при использовании оборудования установленного в самой поликлинике это флюорограф «Проматрикс-РП», дентальный аппарат «Image X-70», маммограф «Giotto Image», не устранены, документы не представлены. Кроме того, по флюорографическому кабинету не соответствует установленным требованиям набор и площадь помещения. На момент составления протокола флюорографический кабинет работал. Полагала, с учетом выявленных нарушений, необходимо приостановить деятельность юридического лица, в части использования оборудования, а именно флюорограф «Проматрикс-РП», дентальный аппарат «Image X-70», маммограф «Giotto Image», установленные в флюорографическом и маммографическом кабинетах поликлиники по <адрес>.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон
№ 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 27 Федерального закона № 52-ФЗ, критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
Статьей 39 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3).
Федеральным законом от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ), определены правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
В силу ст. 4 Федерального закона № 3-ФЗ, радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 3-ФЗ, организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности (ч. 1).
Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности (ч. 2).
Согласно ст. 14 Федерального закона № 3-ФЗ, при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:
соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;
проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);
регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона № 3-ФЗ установлено, что при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур (ч. 2).
В силу ст. 22 Федерального закона № 3-ФЗ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 г. № 8 введены в действие санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. СанПиН 2.6.1.1192-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 февраля 2003 г., с 1 мая 2003 г. (далее – СанПиН 2.6.1.1192-03).
В соответствии с п. 2.4. СанПиН 2.6.1.1192-03, безопасность работы в рентгеновском кабинете обеспечивается посредством:
- применения рентгеновской аппаратуры и оборудования, отвечающих требованиям технических и санитарно-гигиенических нормативов, создающих требуемую клиническую результативность при обеспечении требований радиационной безопасности;
- обоснованного набора помещений, их расположения и отделки;
- использования оптимальных физико-технических параметров работы рентгеновских аппаратов при рентгенологических исследованиях;
- применения стационарных, передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты персонала, пациентов и населения;
- обучения персонала безопасным методам и приемам проведения рентгенологических исследований;
- соблюдения правил эксплуатации коммуникаций и оборудования;
- контроля за дозами облучения персонала и пациентов;
- осуществления производственного контроля за выполнением норм и правил по обеспечению безопасности при рентгенологических исследованиях и рентгенотерапии.
В силу п. 2.8 СанПиН 2.6.1.1192-03, при разработке новых отечественных, закупке импортных и эксплуатации существующих рентгенодиагностических аппаратов должно быть предусмотрено определение индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенологических исследований. В санитарно-эпидемиологическом заключении на рентгеновский аппарат указывается на необходимость (или отсутствие необходимости) комплектации аппарата средствами определения индивидуальных доз облучения пациентов. Методы и средства определения доз облучения пациентов, применяемые для этих целей, должны соответствовать требованиям нормативных и методических документов, утвержденных в установленном порядке.
Согласно п. 2.13. СанПиН 2.6.1.1192-03, организация, получившая медицинский рентгеновский аппарат, должна известить об этом орган санитарно-эпидемиологического надзора в 10-дневный срок. Поставка и установка рентгенодиагностических аппаратов для рентгеноскопии, не оснащенных усилителем рентгеновского изображения (УРИ), не допускается.
В соответствии с п. 2.14 СанПиН 2.6.1.1192-03, рентгеновские аппараты учитываются в приходно-расходном журнале.
Администрация учреждения обеспечивает сохранность рентгеновских аппаратов и такие условия их получения, хранения, использования и списания, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования (п. 2.15. СанПиН 2.6.1.1192-03).
Состав и площади общих и специальных помещений рентгеновского кабинета представлены в приложении 5 (п. 3.8. СанПиН 2.6.1.1192-03).
При изменении условий эксплуатации рентгеновского кабинета (аппарата), введении в эксплуатацию других рентгеновских аппаратов администрация лечебно-профилактического учреждения обеспечивает получение нового санитарно-эпидемиологического заключения. При выявлении специалистами санитарно-эпидемиологической службы нарушений, требующих прекращения эксплуатации рентгеновского аппарата, орган санитарно-эпидемиологической службы отзывает действующее санитарно-эпидемиологическое заключение. Эксплуатация рентгеновского кабинета (аппарата) без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается (п. 3.6. СанПиН 2.6.1.1192-03).
В силу 3.31. СанПиН 2.6.1.1192-03, в учреждении, имеющем рентгеновский кабинет или рентгеновский аппарат, должна быть следующая документация:
- санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности: эксплуатация, хранение, испытания и др. рентгеновского аппарата (аппаратов) в рентгеновском кабинете (кабинетах);
- санитарно-эпидемиологическое заключение на рентгеновский аппарат как на продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека;
- санитарно-эпидемиологическое заключение на проект рентгеновского кабинета;
- технический паспорт на рентгеновский кабинет;
- инструкция по охране труда, включающая требования по радиационной безопасности, по предупреждению и ликвидации радиационных аварий;
- санитарные правила, иные нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие требования радиационной безопасности.
Перечень других документов, предоставляемых должностным лицам, осуществляющим госсанэпиднадзор, приведен в тексте приложения 7.
Контроль защитной эффективности и других эксплуатационных параметров средств радиационной защиты проводится аккредитованными организациями с периодичностью не реже одного раза в два года (п. 5.7. СанПиН 2.6.1.1192-03).
Врач-рентгенолог (или рентгенолаборант) регистрирует значение индивидуальной эффективной дозы пациента в листе учета дозовых нагрузок при проведении рентгенологических исследований (лист вклеивается в медицинскую карту амбулаторного больного или историю развития ребенка) и в журнале учета ежедневных рентгенологических исследований. При выписке больного из стационара или после рентгенологического исследования в специализированных лечебно-профилактических учреждениях значение дозовой нагрузки вносится в выписку. Впоследствии доза переносится в лист учета дозовых нагрузок медицинской карты амбулаторного больного (историю развития ребенка). Определение и учет дозовых нагрузок проводится с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений (п. 7.6. СанПиН 2.6.1.1192-03).
В соответствии с п. 8.5. СанПиН 2.6.1.1192-03, радиационный контроль включает:
- контроль мощности дозы излучения на рабочих местах персонала, в помещениях и на территории, смежных с процедурной рентгеновского кабинета. Проводится при технической паспортизации рентгеновского кабинета, получении санитарно-эпидемиологического заключения;
- контроль технического состояния и защитной эффективности передвижных и индивидуальных средств радиационной защиты. Проводится не реже одного раза в два года;
- индивидуальный дозиметрический контроль персонала группы А. Проводится постоянно с регистрацией результатов измерений один раз в квартал (по согласованию с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора - один раз в полгода);
- индивидуальный дозиметрический контроль лиц, периодически участвующих в проведении специальных рентгенологических исследований (хирурги, анестезиологи и др.), проводится так же, как и для персонала группы А; оценку доз облучения данного контингента допускается осуществлять расчетным методом;
- контроль дозовых нагрузок пациентов. Проводится при каждом рентгенологическом исследовании.
Контроль параметров рентгеновского оборудования со сроком эксплуатации выше 10 лет проводится с целью определения возможности продления сроков его дальнейшей эксплуатации. Контроль проводится не реже одного раза в два года
(п. 8.10. СанПиН 2.6.1.1192-03).
Оборудование процедурной рентгеновского кабинета должно полностью исключать возможность соприкосновения персонала и пациентов с открытыми токонесущими частями электрических цепей в эксплуатационных условиях. Доступные для прикосновения заземленные коммуникационные устройства, например, батареи отопления, должны быть закрыты изоляционными щитами (п. 10.3. СанПиН 2.6.1.1192-03).
Для оформления технического паспорта, санитарно-эпидемиологического заключения значения параметров нерадиационных факторов в рентгеновском кабинете (электробезопасность, кратность воздухообмена, освещенность и др.) определяются аккредитованными в данной области измерений и лицензированными организациями по мере необходимости, но не реже одного раза в два года (п. 10.21. СанПиН 2.6.1.1192-03).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 г. № 40 утверждены и введены в действие санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее – СП 2.6.1.2612-10).
В силу п. 3.4.2 СП 2.6.1.2612-10, все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам, которое выдают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор по обращению юридического или физического лица. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет. По истечении срока действия санитарно-эпидемиологического заключения по запросу юридического или физического лица органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решают вопрос о продлении срока его действия.
Юридическое или физическое лицо, получившее источники ионизирующего излучения, письменно извещает об этом органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.5.4. СП 2.6.1.2612-10).
Юридические и физические лица обеспечивают сохранность источников излучения и должны обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования (п. 3.5.5. СП 2.6.1.2612-10).
Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи (п. 3.5.6. СП 2.6.1.2612-10).
Все поступившие источники ионизирующего излучения подлежат учету
(п. 3.5.7. СП 2.6.1.2612-10).
Юридические и физические лица должны проводить инвентаризацию источников излучения. В случае обнаружения хищений и потерь источников излучения следует немедленно информировать вышестоящую организацию и органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.5.12. СП 2.6.1.2612-10).
Согласно п. 4.10. СП 2.6.1.2612-10, эксплуатационные параметры рентгенорадиологического оборудования должны измеряться:
- при приемке оборудования для клинического использования,
- при изменении условий эксплуатации оборудования.
Для оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет контроль проводится не реже одного раза в два года.
При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур по требованию пациента ему предоставляется информация об ожидаемой или полученной дозе облучения и о его возможных последствиях (п. 4.19. СП 2.6.1.2612-10).
Согласно материалам дела, руководителем Управления Роспотребнадзора по Омской области на основании распоряжения от 28.02.2023 г. № в отношении БУЗОО «Омская Центральная районная больница» по адресу: г. Омск,
<адрес> период с 20.03.2023 г. по 31.03.2023 г. организовано проведение плановой выездной проверки, по результатам которой составлен протокол осмотра от 28.03.2023 г.
В соответствии с указанным протоколом осмотра, в ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона № 52-ФЗ, Федерального закона № 3-ФЗ, СанПиН 2.6.1.1192-03, СП 2.6.1.2612-10.
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области в отношении БУЗОО «Омская ЦРБ» составлен протокол об административном правонарушении
№ от 07 апреля 2023 года, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Данный протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями закона. Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно заключению главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области по деятельности БУЗОО «Омская ЦРБ», в рамках плановой выездной проверки юридического лица рассмотрены вопросы соблюдения требований радиационной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации источников ионизирующего излучения – аппаратов рентгеновских медицинских: флюрограф «<данные изъяты>», заводской №, дентальный аппарат <данные изъяты>», заводской №, маммограф <данные изъяты>», заводской №, флюорограф <данные изъяты>» заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской № в рентгеновских кабинетах поликлиники БУЗОО «Омская ЦРБ». В ходе осмотра выявлены многочисленные нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов. В рамках производственного контроля с привлечением на соответствующий вид деятельности аккредитованных организаций своевременно и в полном объеме не проведен контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования, установленного в рентгеновских кабинетах. Контроль вышеуказанного оборудования проводился в 2020 году, что не соответствует требованиям СанПиН 2.6.1.1192-03, СП 2.6.1.2612-10, кратность проведения данного вида контроля – 1 раз в два года. Ионизирующая радиация при воздействии на организм человека в повышенных дозах, может вызывать два вида эффектов, которые клинической медициной относятся к болезням: детерминированные эффекты (лучевая болезнь, лучевой дерматит, лучевая катаракта и др.) и стохастические эффекты (злокачественные опухоли, лейкозы, наследственные болезни). С учетом изложенного, эксплуатация источников ионизирующего излучения – аппаратов рентгеновских медицинских, представляет угрозу для здоровья персонала и населения, так как не обеспечивает соблюдение требований радиационной безопасности, может привести к внештатным ситуациям и дополнительному необоснованному техногенному облучению. В целях предупреждения дополнительного техногенного облучения персонала и населения, просила при приостановить деятельность аппаратов рентгеновских медицинских в рентгеновских кабинетах поликлиники БУЗОО «Омская ЦРБ» на 90 суток.
Вина БУЗОО «Омская ЦРБ» в части нарушения требований ч.ч. 2, 3 ст. 27, ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ, ст. 4, ст. 11, ст. 14, ч.ч. 1, 2 ст. 17,
ст. 22 Федерального закона № 3-ФЗ, п.п. 2.4., 2.8., 2.13.-2.15., 3.31., 3.6., 3.8, 5.7., 7.6., 8.5., 8.10., 10.3., 10.21. СанПиН 2.6.1.1192-03, п.п. 3.4.2., 3.5.4-3.5.7., 3.5.12., 4.10., 4.19. СП 2.6.1.2612-10, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 28.02.2023 года
№ 432, протоколом осмотра от 28.03.2023 г., протоколом об административном правонарушении от 07.04.2023 г. №, заключением главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области от 07.04.2023 г., иными материалами дела.
Допустимость и достоверность представленных в материалах дела доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Доказательств принятия БУЗОО «Омская ЦРБ» своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица объективной возможности для соблюдения указанных требований, представлено не было.
При этом, как следует из пояснений защитника БУЗОО «Омская ЦРБ», должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, представленных доказательств, часть нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, устранена, а именно проведены необходимые исследования и оформлены документы в отношении оборудования: маммограф <данные изъяты>», заводской №; флюорограф <данные изъяты>» заводской
№.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми и приходит к выводу, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела, не противоречат друг другу, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, протокол составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований не усматривается.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, не усматривается.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность применения данной нормы допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а в рассматриваемом случае такая совокупность отсутствует.
Санкция ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности … юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды …, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Судья отмечает, что БУЗОО «Омская ЦРБ» в помещениях поликлиники по адресу: <адрес>, эксплуатирует медицинское оборудование в отсутствие надлежащим образом оформленной документации в отношении аппаратов рентгеновских медицинских: флюрограф «<данные изъяты>», заводской №, дентальный аппарат «<данные изъяты> заводской №, маммограф «<данные изъяты> заводской №, в отсутствие действующих санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работ с источниками ионизирующего излучения требованиям санитарных правил, в отсутствие актуальных сведений о соответствии эксплуатационных параметров вышеуказанных рентгеновских аппаратов нормативно-технической документации. В указанной связи, подтвердить отсутствие вредного воздействия, дополнительного необоснованного техногенного облучения на организм пациента при проведении обследования, в нарушение требований Федерального закона № 3-ФЗ, Федерального закона № 52-ФЗ, не представляется возможным, что при эксплуатации указанного оборудования, может повлечь за собой реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств (признание вины юридическим лицом в совершении правонарушения, принятие юридическим лицом мер, направленных на устранение выявленных нарушений, частичное устранение нарушений), судья приходит к выводу, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в связи с чем, считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, сроком на 90 суток.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ, при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих, в частности, в запрете эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений.
При этом судья полагает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ, судья…, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица… досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Прекращение исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности осуществляется в порядке, установленном ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ.
Также судьей отмечается, что в силу ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ, по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья, -
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Омская центральная районная больница», юридический адрес: <адрес> (ИНН № ОГРН №, дата регистрации 20.12.2002), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, путем запрета эксплуатации в помещениях поликлиники по адресу: <адрес>, медицинского оборудования – аппаратов рентгеновских медицинских: флюрограф «<данные изъяты>», заводской №, дентальный аппарат «<данные изъяты>», заводской №, маммограф «<данные изъяты>», заводской №, на срок 90 (девяносто) суток, с правом осуществления мероприятий, необходимых для устранения выявленных нарушений.
Разъяснить, что в случае устранения выявленных нарушений на основании ходатайства юридического лица административное приостановление деятельности может быть судом досрочно прекращено.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления
Судья Е.П. Карев