РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2022 года г. Липецк
Октябрьский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Кравченко Ю.Б.
при секретаре Севостьянове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Липецка в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка о признании бесхозяйным участка тепловых сетей и возложении обязанности по совершению действий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Липецка обратился в суд с иском в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Липецка о признании объекта – участок тепловых сетей: начальная камера ТК 11-6а-2 – конечная камера АБК пр. Победы, 67а, бесхозяйным и осуществлению мер по принятию Департаментом ЖКХ администрации г. Липецка объекта в муниципальную собственность. В обоснование заявления ссылался на то, что в ходе проведения проверки информации, полученной от филиала ПАО «Квадра»-«Липецкая генерация», установлено, что в границах городского округа г. Липецка выявлено наличие бесхозяйного участка тепловых сетей: начальная камера ТК 11-6а-2 – конечная камера АБК пр. Победы, 67а. По данным департамента ЖКХ администрации г. Липецка указанный выше участок тепловых сетей в муниципальной собственности не значится, в хозяйственном ведении МУП «Липецктеплосеть» не числится. Наличие бесхозяйной тепловой сети в границах городского округа г. Липецка влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, а отсутствие тепловой сети на балансе администрации г. Липецка, не предусматривает выделение финансовых средств на ее содержание, что может привести к аварийной ситуации с отключением тепла в результате износа тепловых сетей. В связи с чем, обратился в суд с исковым заявлением о признании объекта бесхозяйным и принятию мер по передаче его в муниципальную собственность.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Липецка Коршунова Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика департамента ЖКХ администрации г.Липецка, представитель третьего лица ПАО «Квадра» в лице филиала ПАО «Квадра»-«Липецкая генерация» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет, уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Судом установлено, что по сообщению ПАО «Квадра» от 18.04.2022 года на территории Октябрьского округа г. Липецка установлены бесхозяйные участки тепловых сетей согласно списку, где под п. 159 указан участок тепловой сети - начальная камера ТК 11-6а-2 – конечная камера АБК пр. Победы, 67а.
Согласно информации Департамента ЖКХ администрации г. Липецка участок тепловых сетей: начальная камера ТК 11-6а-2 – конечная камера АБК пр. Победы, 67а, в муниципальной собственности не значится, в хозяйственном ведении МУП «Липецктеплосеть» не числится.
Исходя из положений ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Как установлено пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» сети тепловые сети, как объекты инженерной инфраструктуры, являются объектами, отнесенными к муниципальной собственности.
В соответствии с подп.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч.6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения.
Согласно п.83 «Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка», утв. Решением от 02.08.2013 №195, к функциям Департамента относится проведение организационной работы по принятию в муниципальную собственность ведомственного жилья, инженерных сетей и коммуникаций, а также бесхозяйных объектов недвижимости и выморочного имущества в виде расположенного на территории муниципального образования города Липецк жилого помещения.
Из анализа указанных положений следует, что бесхозяйные объекты недвижимости Росреестр ставит на учет по заявлению органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого они находятся.
На Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка лежит обязанность обеспечения надлежащей эксплуатации, в том числе бесхозяйных систем теплоснабжения, а также обязанность обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы теплоснабжения.
Наличие бесхозяйной тепловой сети в границах городского округа влечет отсутствие ее финансирования на содержание и ремонт, что неизбежно приведет к износу объекта теплоснабжения и возможной аварийной ситуации, с отключением тепловой энергии, что повлечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц.
Давая оценку установленным обстоятельствам, что в результате проверки установлено наличие бесхозяйного участка тепловых сетей, принимая во внимание процедуру передачи линейного объекта в муниципальную собственность, суд считает необходимым заявление удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать тепловую сеть: начальная камера ТК 11-6а-2 – конечная камера АБК пр. Победы, 67а, бесхозяйной.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Липецка принять меры к регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую сеть: начальная камера ТК 11-6а-2 – конечная камера АБК пр. Победы, 67а.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.
Председательствующий (подпись) Ю.Б. Кравченко
Решение в окончательной форме с учетом положения ч. 3 ст. 107 ГПК РФ изготовлено 27.10.2022 года.
Председательствующий (подпись) Ю.Б. Кравченко