КОПИЯ
Дело № 2-743/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
от 12 мая 2022 года
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего Поповой Е.Н.
при секретаре Шелгачеве Е.М.,
помощник судьи Кованцева А.С.,
с участием:
истца Петрова А.В.,
представителя истца Чичкан О.А.,
представителей ответчика Мухаметкалиева К.А., Бабьева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Петрова Андрея Владимировича к открытому акционерному обществу «Томское пиво» о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
Петров А.В. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Томское пиво (сокращенное наименование – ОАО «Томское пиво»), в котором (с учетом заявления в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) просил признать незаконным и отменить приказ № от (дата) об отстранении его от работы, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., компенсацию за время вынужденного прогула за период с (дата) по (дата) в размере 264 560,80 руб.
В обоснование указано, что согласно трудовому договору № от (дата) истец принят на работу в ОАО «Томское пиво» в качестве водителя 1 класса. Приказом № от (дата) отстранен от работы без сохранения заработной платы с (дата). В качестве основание для отстранения в приказе указан абз.8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п.2 ст.5 ФЗ от 17.07.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Отстранение произвели, как указано в приказе, до улучшения эпидемиологической остановки, либо до предоставления сертификата о вакцинации либо переболевшего. Этим же приказом истцу заблокирован въезд на территорию предприятия. Трудовым кодексом Российской Федерации в качестве основания для отстранения от работы не предусмотрено не предоставление сертификата о вакцинации, либо сертификата переболевшего, как и улучшение эпидемиологической обстановки. В приказе отсутствует и не раскрыт смысл абз.8 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не понятно правовое основание оспариваемого приказа. Обращал внимание, что в отношении работодателей установлена обязанность при отсутствии профилактических прививок отказать в приеме на работу или отстранить от работы по правилам ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации тех работников, для которых вакцинация является обязательной в силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 и только тех прививок, которые внесены в национальный календарь профилактических прививок, а не по эпидемиологическим показаниям. Данный перечень ограничен, расширительному толкованию не подлежит. Изменений и дополнений в период распространения новой коронавирусной инфекции в него не вносилось, работа истца к данному перечню не относится и в список не включена. Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, согласно которому прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в число профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Это два разных календаря. Национальный календарь прививок устанавливает сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок и предусматривает возможность отказа от проведения профилактических прививок. От прививок, внесенных в календарь профилактических прививок, по эпидемическим показаниям также можно отказаться. В настоящее время и на день вынесения приказа эпидемия в России и Томской области не объявлялась, что указывает на отсутствие эпидемиологической обстановки по конкретному заболеванию, а в данном случае по так называемому COVID-19, наименование которого не установлено нормативно правовой базой РФ. Обращал внимание, что изначально в постановлении главного государственного санитарного врача по Томской области от 15 октября 2021 года № 5 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» санитарным врачом установлен срок для предоставления истребимых документов до (дата). Истец был отстранен от работы с (дата), при этом, он в это время находился в длительной командировке, которая продолжалась с (дата) по (дата), что исключало возможность его отстранения от работы. С приказом об отстранении он был ознакомлен только (дата). Обращал внимание, что из постановления санитарного врача не следует обязанность вакцинировать работников организации, в постановлении всего лишь сказано организовать в определенный срок проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции, т.е. организовать доступность этой медицинской процедуры, не более того, и тем более не для всех, а для 80% об общей численности работников. В связи с нарушением трудовых прав истца имеются все основания для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец и его представитель Чичкан О.А. (ордер № от (дата)) настаивали на удовлетворении иска в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, заявлении в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от (дата), письменных пояснениях представителя истца Чичкан О.А. от (дата).
В письменных пояснениях представителя истца Чичкан О.А. от (дата) указано следующее.
В соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15 октября 2021 года № 5 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» определен круг лиц, которым обязаны обеспечить прохождение вакцинации в срок до 30.11.2021 - первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 31.12.2021 - вторым компонентом вакцины. В данном случае речь идет о необходимости со стороны работодателя обеспечить прохождение вакцинации, то есть создать максимально возможные условий для отдельных категорий лиц, а не принуждение к их вакцинации.
Работодатель необоснованно полагает, что к указанному кругу лиц истец имеет отношение. По смыслу оспариваемого приказа работнику вменена обязанность предоставить медицинские документы в адрес работодателя в подтверждение противопоказаний по вакцинации либо предоставить документы, подтверждающие прохождение вакцинации. Однако, работодателем не учтено, что отказ от прохождения вакцинации как медицинской процедуры может быть заявлен не работодателю, а исключительно медицинской организации (медицинскому работнику) осуществляющему медицинскую процедуру в форме инъекции препарата. Поскольку работодатель не является медицинской организацией, предоставлять письменное добровольное информированное согласие на инъекцию, как медицинскую процедуру или отказ от нее истец предоставлять не обязан был, поскольку это документ медицинского содержания и не имеет никакого отношения к работодателю. Кроме того, работнику вменена обязанность предоставить согласие на обработку персональных данных, т.к. проверка данных по вакцинации и последующая передача сведений о работниках третьим лица, например, в Территориальное управление Роспотребнадзора или административные органы возможна исключительно при наличии согласия работника на обработку его персональных данных. Истец же отказался давать такое согласие работодателю и он не имел права распоряжаться его данными. Работнику права и обязанности в полном объеме не разъяснены, в том числе право на отказ от предоставления сведений, содержащих в себе врачебную тайну согласно п.9 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; право предоставить сведения о том, к какому медицинском учреждению прикреплен работник, чтобы Роспотребнадзор или административный орган в силу имеющихся у него полномочий самостоятельно запросил сведения в отношении работника из указанного медицинского учреждения с соблюдением правовых гарантий работника данный орган имеет право запрашивать информацию с принятием обязанности по сохранению врачебной тайны; право выбора медицинской организации по усмотрению работника согласно ст.21 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; право на отказ от медицинского вмешательства согласно ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который можно заявить непосредственно медицинскому работнику, а не руководителю организации; право на отказ от профилактических прививок абз.7 ч., ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», который можно заявить непосредственно медицинскому работнику, а не руководителю организации; иные права и обязанности работника в соответствии с вакцинацией, в том числе по эпидемическим показаниям. Вместе с тем руководством в отношении истца приняты меры в виде отстранения от работы без сохранения заработной платы, в то время как отстранение от работы не является мерой воздействия, а является результатом предписания должностных лиц, которые в силу своих полномочий имеют права требовать, в законных случаях, отстранения работников от работы. Постановлением главного санитарного врача Томской области принято решение об обеспечении проведения профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. При этом, круг лиц (наименование работников по направлениям отраслей) указанными постановлениями значительно расширен. Полагает, что указанный ненормативные акт вступает в противоречие с нормами действующего законодательства, а принимаемые работодателями на основании данных ненормативных документов локальные нормативные акты, продолжая вектор их не нормативности, нарушают права, в том числе конституционные и законные интересы работников. Работодатель имеет право отстранять работников от выполнения работ в силу положений абз. 6, 8, ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации исключительно по требованиям должностных лиц контролирующих органов, к полномочиям которых отнесены такие требования, в том числе Роспотребнадзор, но таких предписаний не было. Самостоятельно работодатель не вправе отстранять работников от работы. Должность истца и характер выполняемой работы по условиям трудового соглашения не подпадает под виды работ, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», следовательно, прохождение вакцинации истцом обязательным условияем для выполнения трудовой функции не является. Взаимоотношения между работником и работодателем ограничены определением трудовой функции работника, которая закрепляется в должностной инструкции на основании локальных актов работодателя, содержащих нормы трудового права. Таким образом, нормы трудового права в локальных актах работодателя (уведомлениях) являются исчерпывающим правовым содержимым таких актов. Однако, оспариваемый приказ содержат не только нормы трудового права, а также нормы иного законодательства РФ, что не соответствует положениям ст.8 Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, выходит за пределы регулирования Трудового кодекса Российской Федерации и полномочий работодателя. Проведение в отношении истца вакцинации, с которой истец не соглашался, т.е. в форме насильственного воздействия на него, фактически, как это трактует Трудовой кодекс Российской Федерации, превращает его труд в принудительный. Действующее законодательство гарантирует истцу, как возможность врачебной тайны, так и отсутствие всякой дискриминации по имеющимся у него заболеваниям, из чего следует, что предоставлять в адрес работодателя медицинские документы в обоснование медицинского отвода либо наличии каких-либо противопоказаний, сведений о наличии у него заболеваний и иных сведений, составляющих врачебную тайну, у него обязанности нет. В системе учета кадровых документов хранение и обработка документации, связанной с физическим здоровьем работника, т.е. медицинских документов, в кадровых подразделениях работодателя не предусмотрено.
Представители ответчика Бабьев В.А. (доверенность № от (дата)), Мухаметкалиев К.А. (доверенность № от (дата)) в судебном заседании иск полагали не подлежащим удовлетворению по изложенным в письменных возражениях основаниям.
В возражениях на исковое заявление от (дата) и (дата) представитель ответчика Мухаметкалиев К.А. считал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку позиция истца основана на неверном толковании норм действующего законодательства; работодателем не допущено нарушений при отстранении истца от работы. ОАО «Томское пиво» был издан приказ № «О вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в соответствии с целью соблюдения действующего законодательства в области иммунопрофилактики (вакцинации). Согласно п.4 приказа руководителям структурных подразделений в срок до (дата) необходимо было ознакомить под роспись работников, указанных в п.1 настоящего приказа, о необходимости пройти вакцинацию в срок до (дата) - проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до (дата) - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Работникам, прошедшим вакцинацию, а также переболевшим короновирусной инфекцией не более 6 месяцев (с момента прохождения вакцинации либо болезни), либо работникам, имеющим противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предоставить фельдшеру ФИО подтверждающие документы в срок до (дата) и в срок до (дата) о полной вакцинации. В установленные сроки истец необходимые документы не предоставил, фактически отказался от прохождения вакцинации. Соответственно, работодатель, имея на то законные основания, издал приказ № от (дата), которым Петров А.В. был отстранен от работы. Не согласился с представленным истцом расчетом компенсации за время вынужденного прогула за период с (дата) по (дата). Действия истца необходимо трактовать как злоупотребление правом в связи со следующим. Только при рассмотрении настоящего гражданского дела Петров А.В. представил работодателю документы, подтверждающие перенесенное заболевание новой коронавирусной инфекцией и наличие выработанных антител к ней. ОАО «Томское пиво» (в лице представителя) впервые узнало о наличии указанных документов только (дата), при подготовке настоящего дела к судебному разбирательству. Причем указанные документы имелись у работника задолго до того, как он обратился с исковым заявлением, - еще в декабре 2021 года. Непосредственно после того, как документы были представлены в ОАО «Томской пиво», Петров А.В. незамедлительно был допущен к работе. Истцом не представлено доказательств того, что он не мог представить документы о перенесенном заболевании ранее. Фактически Петров А.В. имел реальную возможность исполнять свои трудовые обязанности, но необоснованно уклонялся от этого. Полагал, что предъявленное исковое заявление имеет своей целью получение денежных средств за время вынужденного прогула, обусловленного поведением истца.
Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела (трудовой договор от (дата) и дополнительные соглашения к нему от (дата), от (дата), от (дата), от (дата), приказ о приеме работника на работу № от (дата)), истец Петров А.В. на основании трудового договора № от (дата) принят в ОАО «Томское пиво» на должность водителя в транспортный цех.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ОАО «Томское пиво» основным видом деятельности является «производство пива», дополнительными видами деятельности являются, в том числе «торговля оптовая соками, минеральной водой и прочими безалкогольными напитками», «торговля оптовая пивом», «деятельность автомобильного грузового транспорта», «предоставление услуг по перевозкам».
В соответствии с должностной инструкцией водителя грузового автомобиля ОАО «Томское пиво», утвержденной генеральным директором (дата), в должностные обязанности Петрова А.В. входит, в том числе перед выездом на линию водитель грузового автомобиля обязан получить путевой лист, пройти предрейсовый медицинский контроль с отметкой врача в путевом листе; при предъявлении путевого листа водитель обязан предъявить водительское удостоверение диспетчеру; выполнять работу, связанную с приемкой для доставки (сопровождению) груза и других ТМЦ, их доставки (сопровождению) и выдачи уполномоченному лицу; обеспечить сохранность перевозимого груза с момента его получения до сдачи его ответственному лицу. В случае необходимости и по указанию заведующего производственной лабораторией получает в ОАО «Томские мельницы» пробы солода и сопроводительные документы по качеству и передает их в производственную лабораторию ОАО «Томское пиво»; по окончании перевозки сдать груз и сопроводительные документы уполномоченному лицу; пройти послерейсовый медицинский контроль с отметкой в путевом листе (раздел 2). В разделе 3 должностной инструкции (взаимодействия) указано, что водитель получает от диспетчера задание на смену (путевой лист, распоряжение); в конце смены, рейса предоставляет отчет диспетчеру о работе (путевой лист с отметкой заказчика о выполнении задания); получает от механика задание (наряд) на ремонт или техническое обслуживание; предоставляет информацию механику о выполнении сменного задания.
С целью предупреждения массового заболевания работников предприятия новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также проведения санитарно-противоэпидемиологических и лечебно-профилактических мероприятий (в соответствии с целью исполнения действующего законодательства в области иммунопрофилактики (вакцинации), Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федерального закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115), постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» ОАО «Томское пиво» издан приказ № от (дата) «О вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которым работникам учреждения надлежит в срок до (дата) пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до (дата) - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации. Работникам, прошедшим вакцинацию, а также переболевшим короновирусной инфекцией не более 6 месяцев (с момента прохождения вакцинации либо болезни), либо работникам, имеющим противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предоставить фельдшеру ФИО подтверждающие документы в срок до (дата) и в срок до (дата) о полной вакцинации. В пункте 4 приказа предусмотрено, что в случае отказа от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции работники учреждения могут быть отстранены от работы на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Минтруда России, Роспотребнадзора «Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» (вместе с «Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)» работники могут быть отстранены от работы без сохранения заработной платы.
Петров А.В. (дата) ознакомлен с данным приказом.
В установленные приказом сроки Петров А.В. не предоставил работодателю сведения о том что он является лицом, переболевшим короновирусной инфекцией не более 6 месяцев (с момента прохождения вакцинации либо болезни), либо имеющим противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), равно как и документы, подтверждающие полную вакцинацию, а также документы, подтверждающие прохождение вакцинации.
Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось. Сам истец в ходе рассмотрения дела указанное обстоятельство подтвердил, указав, что отсутствие вакцинации обусловлено его желанием. При этом сведений о наличии противопоказаний для постановки суду истец не сообщил и доказательств этому не представил.
Приказом ОАО «Томское пиво» № от (дата) с целью предупреждения массового заболевания работников предприятия новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также проведения санитарно-противоэпидемиологических и лечебно-профилактических мероприятий (в соответствии с целью исполнения действующего законодательства в области иммунопрофилактики (вакцинации), Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Федерального закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 N 32115), постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области», абз. 8 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании п.2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», абз. 8 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора «Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» (вместе с «Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)» Петров А.В. отстранен от работы без сохранения заработной платы с (дата) до улучшения эпидемиологической обстановки и отмене ограничительныхз мер, либо до предоставления сертификата о вакцинации либо сертификата переболевшего новой коронавирусной инфекции «COVID-19», либо медицинского отвода от вакционации против новой коронавирусной инфекции «COVID-19» (п. 1 приказа); директору ОПП ФИО, начальнику транспортного цеха ФИО приказано не допускать к работе лиц, указанных в п. 1 настоящего приказа (ч. 2 приказа); начальнику сторожевой службы заблокировать электронный пропуск на территорию предприятия лицам, указанным в п.1 настоящего приказа до соответствующего распоряжения о восстановлении допуска (ч.3 приказа).
Приказ доведен до сведения Петрова А.В. (дата).
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ ст. 2 ТК РФ относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В силу части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.
В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы 1 и 2 ч. 1 ст. 5 ТК РФ).
Установлен перечень оснований, в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 ТК РФ, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подп. «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66435) d календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.
Распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Законом Томской области от 11 ноября 2005 года N 206-ОЗ «О защите населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распоряжением Администрации Томской области от 24.06.2021 N 345-ра «Об утверждении Перечня сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Томской области», протоколом заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 13.03.2020 N 11, в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) введен на территории Томской области с 18.03.2020 режим функционирования «повышенная готовность» для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5 (ред. от 22.10.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусиой инфекции (COVID-19), к которым относятся, в том числе работники организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики; торговли; услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов (пункт 1); определено, что руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Томской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, руководителям образовательных организаций: организовать в срок до 30.11.2021 проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от списочного состава сотрудников, обучающихся, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных против COVID-19 (не более 6 месяцев назад); обеспечить не позднее 29.10.2021 предоставление в медицинскую организацию по территориальному обслуживанию объекта списки работающих, в том числе фактически вакцинированных работников.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Принимая во внимание, что трудовая деятельность истца в ОАО «Томское пиво» связана с работой в сфере перевозки грузов, во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5 (ред. от 22.10.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» работник был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вариантов прохождения вакцинации или ее замены, последствия в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказался от прохождения вакцинации. При этом доказательств, подтверждающих недопустимость вакцинации (сертификат переболевшего либо медицинский отвод) работодателю в установленный срок Петров А.В. не представил. При таких обстоятельствах ответчик обоснованно отстранил истца от работы, поскольку истец не предоставил ответчику документов о своей вакцинации либо о невозможности вакцинации по медицинским показаниям в установленные сроки.
При этом процедура отстранения Петрова А.В. от работы соблюдена. Доказательств нарушения указанной процедуры в материалах дела не имеется.
Основанием отстранения Петрова А.В. явился фактический отказ истца от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в рамках предоставления государственных услуг по обеспечению по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, вопреки доводам стороны истца, не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отстранение Петрова А.В. от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствия медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер является верным.
Суд также учитывает тот факт, что истец в декабре 2021 г. располагал сведениями о наличии у него антител к COVID-19, которые он предоставил работодателю в ходе рассмотрения настоящего дела и в связи с чем тогда же был допущен к работе, однако в срок, установленный в приказе, такие сведения работодателю не представил.
Поскольку оспариваемый истцом приказ об отстранении его от работы незаконным судом не признан, оснований для удовлетворения требований о взыскании заработной платы за период отстранения от работы не имеется.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, не имеется оснований и для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренной статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, и компенсации за время вынужденного прогула.
Доводы истца о незаконных действиях ответчика по отстранению его от исполнения должностных обязанностей не могут быть приняты судом во внимание, действия ответчика в данном случае не могут расцениваться как принуждение к вакцинации, поскольку, истец был предупрежден о последствиях своего отказа от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при отсутствии подтвержденных противопоказаний и он может быть отстранен от работы без сохранения денежного содержания до устранения обстоятельств на период эпидемиологического неблагополучия (до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности). За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, чем истец и воспользовался.
Доводы стороны истца о том, что выполняемая им работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, постановление Главного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5 (ред. от 22.10.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» не содержит предписаний, обязывающих работодателей отстранять от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию, примененное судом разъяснение Минтруда России и Роспотребнадзора носит рекомендательный характер, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что действовавший в спорный период приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н, которым утвержден календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан, в которую входят работники организаций транспорта и энергетики.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Петрова Андрея Владимировича к открытому акционерному обществу «Томское пиво» о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Попова
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Е.Н. Попова
Секретарь Е.М. Шелгачев
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2-743/2022
(УИД 70RS0005-01-2022-000316-45) в Томском районном суде Томской области
Решение суда в окончательной форме принято 19.05.2022
Судья Е.Н. Попов
УИД 70RS0005-01-2022-000316-45