Решение по делу № 2-114/2020 от 19.11.2019

Дело № 2-114/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2020 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи

Меркуленко А.В.

при секретаре

с участием прокурора

представителя истца/ответчика

представителя ответчика/истца

представителя третьего лица/ответчика

Байтувгановой Л.М.

Дудник Н.А.

Бабкиной Н.В.

Гончарова А.Г.

Колеватовой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования Нефтеюганский район в лице Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к Бондаревой Ольге Александровне о выселении из приспособленного для проживания строения (помещения) без предоставления мер социальной поддержки и встречному исковому заявлению Бондаревой Ольги Александровны к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский», администрации Нефтеюганского района о признании права собственности на самовольную постройку,

установил:

Муниципальное образование Нефтеюганский район в лице Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района (далее по тексту ДИО) обратилось в суд исковым заявлением к Бондаревой О.А., в котором просит выселить её из приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу: (адрес), без предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой III муниципальной программы «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий», утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа.

Требования мотивированы тем, что на территории Нефтеюганского района проводятся мероприятия по улучшению жилищных условий жителей Нефтеюганского района в соответствии с постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года». Приспособленное для проживания строение , расположенное по адресу: (адрес), включено в реестр приспособленных для проживания строений в городском поселении Пойковский. Согласно сведениям о регистрации граждан по месту жительства, Бондарева О.А. с 24 марта 2007 года зарегистрирована в данном приспособленном строении. В соответствии с пунктом 28 порядка реализации основного мероприятия, граждане, проживающие в строениях, приспособленных для проживания, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое приспособленное для проживания строение в тридцатидневный срок с момента получения уведомления об освобождении приспособленного для проживания строения. 14 октября 2019 года ответчику было направлено уведомление с предложением в месячный срок с момента получения освободить занимаемое приспособленное для проживания строение и сняться с регистрационного учёта, которое осталось без удовлетворения.

Бондарева О.А. обратилась в суд к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский», администрации Нефтеюганского района со встречным исковым заявлением, в котором просит признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес)

Встречные исковые требования мотивированы тем, что в (дата) решением исполкома поселкового Совета народных депутатов пгт. Пойковский Нефтеюганского района БАФ на состав семьи из 3 человек, в том числе дочь Бондарева О.А. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес). Жилое помещение было предоставлено на основании регистрационного удостоверения на строение от 1982 года. После смерти отца указанное удостоверение не сохранилось. В настоящее время указанное помещение находится во владении и пользовании истца. Правоустанавливающих документов на жилое помещение не имеется, что является препятствием для надлежащей государственной регистрации права собственности. В 2000 году адрес: балочный массив (адрес) был изменён на (адрес). Истец до настоящего времени добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым помещением как своим собственным более пятнадцати лет, государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок и жилой дом не совершалась, иных лиц, оспаривающих право на самовольную постройку, не имеется.

Представитель истца/ответчика в судебном заседании иск поддержала, суду пояснила, что земельный участок, на котором располагается указанное строение, входит в зону индивидуальной жилой застройки, но попадает в зону затопления. Встречный иск Бондаревой О.А. не признала.

В судебное заседание Бондарева О.А. не явилась по неуважительной причине, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика/истца в судебном заседании иск ДИО не признал, на удовлетворении встречного иска настаивал.

В судебном заседании представитель муниципального учреждения «Администрация городского поселения Пойковский» иск ДИО поддержала, встречный иск Бондаревой О.А. не признала.

В своём заключении прокурор находит исковые требования ДИО подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования Бондаревой О.А. подлежащими отклонению.

Заслушав представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 27 июля 2018 года № 226-п «О модельной государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, порядке принятия решения о разработке государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, их формирования, утверждения и реализации и плане мероприятий по обеспечению разработки, утверждению государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с национальными целями развития» регламентирован порядок принятия и разработка государственных программ, а также определено финансирование, которое осуществляется за счёт бюджетных ассигнований бюджета автономного округа, федеральных средств, средств местных бюджетов и иных источников финансирования (статья 11).

Из содержания названных постановлений следует, что оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой программы и входящих в её состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа.

5 октября 2018 года постановлением Правительства ХМАО-Югры № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы» утверждена названная государственная программа, в рамках которой определён Порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений (далее Порядок), пункт 1 которого определяет правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа.

Согласно пункту 3 Порядка, субсидии на реализацию программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений используются на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, включённых в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года.

Под ликвидацией приспособленных для проживания строений понимается выведение их из эксплуатации путём отключения от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, разбора, демонтажа, разрушения всех конструкций, вывоза и утилизации (уничтожения).

Расселение граждан, вселённых в строения до 1995 года и после 1 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включённых в реестры строений на 1 января 2012 года, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа, утверждена муниципальная программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», в рамках которой действует подпрограмма III «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий».

В соответствии с пунктом 2 порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года» приложения №1 к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», участниками основного мероприятия являются граждане Российской Федерации и члены их семей:

- не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма;- зарегистрированные и проживающие до 1 января 2012 года и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях;

- зарегистрированные до 1 января 2012 года в приспособленных для проживания строениях и изменившие адрес места регистрации на адрес предоставленного жилого помещения жилищного фонда специализированного и коммерческого использования;

- зарегистрированные до 1 января 2012 года и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях и изменившие место жительства, в связи с невозможностью проживания по месту регистрации;

- зарегистрированные и проживающие в приспособленном для проживания строениях, включённых в Реестр строений на 1 января 2012 года, право собственности, на которые оформлено в судебном порядке в период с 1 января 1995 года по 1 марта 2005 года;

- проживающие, но не зарегистрированные в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о признании за ними факта проживания в приспособленным для проживания строении до 1 января 2012 года и по настоящее время.

Судом установлено, что Бондарева О.А. зарегистрирована в приспособленном для проживания строении , расположенном по адресу: (адрес) с 24 марта 2007 года по настоящее время.

Из акта о фактическом проживании граждан от 24 октября 2019 года следует, что Бондарева О.А. проживает в вышеуказанном строении.

Согласно справке администрации городского поселения Пойковский от 24 октября 2019 года № 40-исх-8356, Бондарева О.А. в списке очерёдности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда по состоянию на 2019 год не значится.

14 октября 2019 года в адрес Бондаревой О.А. направлялось уведомление с предложением в месячный срок с момента получения уведомления, в рамках Программы, освободить занимаемое приспособленное для проживания помещение и сняться с регистрационного учёта, которое последней было получено 29 октября 2019 года, но оставлено без удовлетворения.

В силу пункта 28 Порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включённых в Реестры строений на 1 января 2012 года», граждане, проживающие в строениях, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое строение в 30-дневный срок с момента получения уведомления об освобождении строения. Их выселение осуществляется согласно законодательству Российской Федерации без предоставления мер поддержки, предусмотренной программой.

Поскольку Бондарева О.А. участником мероприятия не является, суд находит заявленные ДИО требования законными и обоснованными.

Разрешая встречные исковые требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.

По смыслу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предмет доказывания по спору о сносе самовольной постройки входят, в частности, следующие обстоятельства: отсутствие отведения земельного участка в установленном порядке именно для строительства; отсутствие разрешения на строительство; несоблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорной постройки; нарушение постройкой прав и законных интересов истца.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Из заключения по земельному участку, расположенному по адресу: городское поселение Пойковский, Коржавино, 63 следует, что земельный участок расположен на территории балочного массива Коржавино, которая застроена хаотично без соблюдения экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических норм и правил при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство. Согласно карте градостроительного зонирования территории в составе правил землепользования и застройки поселения, строение 63 расположено в зоне индивидуальной жилой застройки, но попадает в зону затопления. Согласно статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Принимая во внимание, что земельный участок, на котором находится строение, попадает в зону затопления, а также отсутствие у Бондаревой О.А. законного права пользования земельным участком, на котором расположено строение, то, что разрешительной и проектной документации на строительство объекта на данном участке не выдавалась, суд не усматривает законных оснований для признания за Бондаревой О.А. права собственности на самовольную постройку.

В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой ДИО было освобождено, в данном случае в сумме 6 000 рублей, поскольку истец/ответчик является юридическим лицом, взыскивается с Бондаревой О.А., не освобождённой от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования муниципального образования Нефтеюганский район в лице Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к Бондаревой ОА о выселении из приспособленного для проживания строения (помещения) без предоставления мер социальной поддержки, удовлетворить.

Выселить Бондареву ОА из приспособленного для проживания строения , расположенного по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения и мер социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой III муниципальной программы «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий», утверждённой постановлением администрации Нефтеюганского района от 31 октября 2016 года № 1803-па-нпа.

В удовлетворении встречного искового заявления Бондаревой ОА к муниципальному учреждению «Администрация городского поселения Пойковский», администрации Нефтеюганского района о признании права собственности на самовольную постройку отказать.

Взыскать с Бондаревой ОА государственную пошлину в доход бюджета города окружного значения Нефтеюганск в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.

Судья:

2-114/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МО ДИО Нефтеюганского района
Ответчики
Бондарева Ольга Александровна
Другие
МУ "Администрация городского поселения Пойковский"
нефтеюганская межрайонная прокуратура
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Меркуленко Андрей Викторович
Дело на странице суда
uganskray.hmao.sudrf.ru
19.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2019Подготовка дела (собеседование)
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019Судебное заседание
04.02.2020Подготовка дела (собеседование)
04.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2020Дело оформлено
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее