Дело № 2-6455/2022
УИД 35RS0010-01-2022-008901-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 02 августа 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.,
при секретаре Власове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Резинкина С. А. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Вологодской области о признании увольнения незаконным, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Резинкин С.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Вологодской области, мотивируя тем, что проходил службу в должности начальника отделения лицензионно-разрешительной работы (г.Вологда) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Вологодской области в звании майора полиции.
Приказом № от 19.05.2022 Резинкин А.С. уволен по п. 9 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Основанием для увольнения послужило заключение по материалам служебной проверки Управления Росгвардии по Вологодской области от 13.05.2022. С увольнением истец не согласен, поскольку никакого проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел не совершал.
Ссылаясь на незаконность увольнения, с учетом увеличения исковых требований, истец просит суд признать незаконным заключение служебной проверки УМВД России по Вологодской области от 13.05.2022, признать незаконным приказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Вологодской области от 19.05.2022 № об увольнении со службы в войсках национальной гвардии Резинкина А.С. Обязать ответчика изменить формулировку основания увольнения Резинкина А.С. с п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) на п.4 ч.2 ст.82 указанного закона (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии): произвести Резинкину А.С. все причитающиеся выплаты в связи с увольнением по п.4 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец Резинкин А.С. и его представитель, действующая на основании ордера, адвокат Соловьева И.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель истца указала, что увольнение истца совершено с нарушением закона. Кроме того, служебная проверка проведена неполно, истец не был ознакомлен с подлинником. Полагает, что материалы служебной проверки не содержат доказательств факта совершения истцом противоправного проступка.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Вологодской области, действующая на основании доверенности, Голубева Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд, заслушав участников процесса, показания свидетелей ФИО4, ФИО1 исследовав материалы дела и проанализировав всю совокупность представленных доказательств, суд пришел к следующему.
Порядок прохождения службы сотрудниками войск национальной гвардии и наложения на них дисциплинарных взысканий урегулированы Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ установлено, что при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к службе в органах внутренних дел, которая по своему характеру и правовому регулированию тождественна службе в войсках национальной гвардии, такая служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, но защите прав и свобод человека и гражданина. Указанная деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности).
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, к поведению во внеслужебное время и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования правоохранительных органов, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, в свою очередь, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 №, от 16.04.2009 № и от 25.11.2010 №).
В соответствии с частью первой статьи 49 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части первой статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ).
В силу пункта 9 части третьей статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Согласно части 14 статьи 89 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ увольнение сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, не допускается позднее шести месяцев со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и позднее трех лет со дня его совершения.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 данного Закона может быть проведена служебная проверка (часть 8 статьи 51 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 названного Закона, а также по заявлению сотрудника (часть первая статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
Как следует из материалов дела Резинкин А.С. проходил службу в органах внутренних дел, с октября 2016 года в должности начальника отделения лицензионно-разрешительной работы (г. Вологда) Управления Росгвардии по Вологодской области.
Согласно контракту о прохождении службы в войсках национальной гвардии РФ от 01.10.2016, заключенному с Резинкиным С.А., сотрудник обязан добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом, должностным регламентом (должностной инструкцией), соблюдать служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 14 Закона о службе.
В соответствии с пунктом 13 контракта Резинкин С.А. предупрежден, что контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О службе».
14.04.2022 в отношении Резинкина А.С. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 Уголовного кодекса РФ.
По факту вынесенного СО по г. Вологда СУ СК РФ по Вологодской области постановления о возбуждении уголовного дела от 14.04.2022 в отношении Резинкина А.С. проведена служебная проверка.
Из заключения служебной проверки следует, что согласно постановления о возбуждении уголовного дела № и принятии его к производству от 14.04.2022, вынесенного следователем по особо важным делам СО по г. Вологда СУ СК РФ по Вологодской области майором юстиции ФИО2, основанием для возбуждения в отношении Резинкина С.А. уголовного дела, послужили нарушение с его стороны Положения об отделении лицензионно-разрешительной работы (по городу Вологде) Управления Росгвардии по Вологодской области, утвержденного приказом Управления Росгвардии по Вологодской области от 7 ноября 2018 г. № 487, Инструкции по организации работы сотрудников территориальных отделений лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Вологодской области по приёму незаконно хранящихся у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств на возмездной основе, утверждённой приказом Управления Росгвардии по Вологодской области от 24 февраля 2022 г. № 69, установленного порядка приёма, учёта и передачи предметов вооружения, полученных от граждан, целей и задач лицензионно-разрешительной работы, выразившиеся в незаконной передаче 25.02.2022 Резинкиным С.А. инспектору ОЛРР (по г. Вологде) ФИО4 патронов охотничьих 12 калибра в количестве203 штук, патронов охотничьих 20 калибра в количестве 14 штук в целях оформления добровольной сдачи боеприпасов.
По результатам проверки принято решение об увольнении Резинкина С.А. из войск национальной гвардии в установленном порядке.
Приказом Управления Росгвардии по Вологодской области от 19 мая 2022 г. № «По личному составу» Резинкин С.А. уволен с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в войсках национальной гвардии стало заключение по результатам служебной проверки, утвержденное 13 мая 2022 г. начальником Управления Росгвардии по Вологодской области ФИО3, согласно которому истец допустил нарушение требований пунктов 1, 12 части 1 статьи 12, пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о службе, выразившееся в том, что, являясь руководителем подразделения лицензионно-разрешительной работы (далее по тексту - ЛРР) (по г. Вологде) Управления Росгвардии по Вологодской области, вопреки требованиям закона и руководящих документов, руководствуясь ложными интересами службы, передал подчинённому сотруднику старшему инспектору отделения ЛРР (по г. Вологде) Управления Росгвардии по Вологодской области капитану полиции ФИО1 патроны охотничьи 12 калибра в количестве 203 штук, патроны охотничьи 20 калибра в количестве 14 штук, дав указание оформить соответствующие документы о приёме их как добровольно сданных. Кроме этого, вовлёк в противоправные действия подчинённого работника инспектора фонда отделения ЛРР (по г. Вологде) Управления Росгвардии по Вологодской области ФИО4, что повлекло за собой причинение существенного вреда деловой репутации Резинкина С.А. как руководителя подразделения ЛРР, так и авторитету Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, вызвав широкий общественный резонанс в средствах массовой информации и сети интернет.
Из материалов дела достоверно установлено и не отрицается участниками процесса, в том числе и истцом, что Резинкиным С.А. было дано поручение сотрудникам отделения ЛРР (по г. Вологде) Управления Росгвардии по Вологодской области ФИО1 и ФИО4 оформить как добровольно сданные патроны.
Как указывал истец в ходе судебного разбирательства, указанные патроны были ему переданы сотрудником Мишустиным В.С., в целях оказания помощи сотруднику и исключения привлечения последнего к какой-либо ответственности за незаконное хранение патронов, истцом и было дано поручение своим подчиненным по надлежащему оформлению и сдаче патронов.
В рамках проведения служебной проверки были истребованы объяснения у сотрудников ФИО1 и ФИО4, которые подтвердили тот факт получения от Резинкина С.А. поручения об оформлении и сдаче охотничьих патронов на возмездной основе.
Также из показаний свидетеля ФИО1, допрошенного в ходе судебного разбирательства следует, что Резинкин С.А. поручил ему и ФИО4 оформить и сдать патроны на возмездной основе.
Суд, исследовав представленные доказательства, пояснения свидетелей приходит к выводу, что факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника полиции, установлен служебной проверкой и нашел свое подтверждение в ходе слушания дела.
Истец, работая длительное время в должности начальника отделения лицензионно-разрешительной работы (г. Вологда) Управления Росгвардии по Вологодской области, не мог не осознавать совершение им противоправных действий, выразившихся в нарушении порядка сдачи патронов.
Резинкин С.А., проходя службу в Управлении Росгвардии по Вологодской области, добровольно принял на себя ряд ограничений, связанных с ее прохождением, в связи с чем, установленные в результате служебной проверки действия истца, вызывающие сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащие требованиям, предъявляемым к сотрудникам при осуществлении ими служебной деятельности, обоснованно были расценены как проступок, порочащий честь сотрудника национальной гвардии.
Доводы истца о недоказанности факта совершения им проступка, порочащего честь сотрудника войск национальной гвардии, а также о том, что в данном случае имело место не совершение такого проступка, а нарушение служебной дисциплины, по существу направлены на переоценку результатов проведенной в отношении истца служебной проверки.
Увольнение со службы сотрудника Росгвардии, совершившего проступок, порочащий честь сотрудника органа внутренних дел, предопределено необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Закон в данном случае не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Также вопреки доводам истца порядок проведения служебной проверки, представления к увольнению со службы и порядок оформления документов, связанных с расторжением контракта истца ответчиком полностью соблюден.
Порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии РФ (далее по тексту - Порядок) утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30.01.2018 №25.
В данном Порядке закреплены положения, касающиеся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки.
К таким положениям, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, о сроках проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Доводы истца о том, что ему не были разъяснены права, не даны письменные ответы на его ходатайства, суд не может расценить как нарушения порядка проведения служебной проверки, поскольку данные факты не являются и не могут служить основанием для признания недействительными заключений по результатам служебных проверок.
Более того, исходя из положений, установленных Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", должностного регламента начальника отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Вологодской области знание законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел, а соответственно, и установленных ими прав и обязанностей, в том числе и при проведении служебных проверок, является обязанностью сотрудника органов внутренних дел.
Из положений статьи 24.4 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии РФ, следует, что лицо, проводящие служебную проверку, обязано ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения или ходатайства об ознакомлении с материалами служебной проверки или с ее заключением.
Как следует из пояснений истца в ходе судебного разбирательства, он был ознакомлен с материалами служебной проверки.
С учетом вышеуказанного, исковые требований Резинкина А.С. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Резинкина С. А. (СНИЛС №) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Вологодской области (ИНН 3525388043) о признании незаконными приказов, восстановлении на службе оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 11.08.2022.