Решение по делу № 2а-5980/2021 от 25.05.2021

Дело № 2а-5980/2021

УИД 35RS0010-01-2021-008262-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 26 июля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2021 года.

Мотивированное решение составлено 09 августа 2021 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

при секретаре Смирнове С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермолина Д. А. к Призывной комиссии города Вологды, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Вологодской области», Военному комиссариату города Вологды и Вологодского района об оспаривании решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,

установил:

Ермолин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии города Вологды, привлеченным к участию в деле в качестве административных ответчиков Военному комиссариату города Вологды и Вологодского района, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Вологодской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области») об оспаривании решения Призывной комиссии города Вологды от 19 мая 2021 года об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, ссылаясь на то, что имеет убеждения, противоречащие несению военной службы, мотивы отказа ему разъяснены не были. Считает принятое решение незаконным, нарушающим его права.

В судебном заседании административный истец Ермолин Д.А. административные исковые требования поддержал. В судебном заседании, состоявшемся 15 июня 2021 года, Ермолин Д.А. пояснил, что не любит военные действия, конфликты решает мирным путем, не хочет ни кому подчиняться, желает самостоятельно принимать решения, в пацифистских организациях не состоит, в мероприятиях на данную тему не участвует, соответствующих письменных работ не писал.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области», Военного комиссариата города Вологды и Вологодского района, Призывной комиссии города Вологды по доверенности Докучаева О.В. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, согласно которым Ермолиным Д.А. в Призывную комиссию города Вологды было подано заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 30 марта 2021 года при установленном статьей 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» сроке подачи заявления до 01 октября 2020 года. Решением Призывной комиссии города Вологды от 19 мая 2021 года ему отказано в замене на основании статей 11, 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», подпункта «а» пункта 26 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года № 256.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Призывной комиссии Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Совокупности таких обстоятельств по делу не имеется.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 26 сентября 1996 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 данного Федерального закона альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В силу статьи 11 данного Федерального закона граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года (пункт 1).

В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (пункт 2).

В силу статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии (пункт 1).

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене (пункт 3).

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился (пункт 4).

Как следует из материалов дела, Ермолин Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете призывников в Военном комиссариате города Вологды и Вологодского района с 03 сентября 2015 года. Ранее состоял на воинском учете в Отделе ВКАО по г. Архангельску с 01 апреля 2015 года.

30 марта 2021 года Ермолин Д.А. обратился в Призывную комиссию города Вологды с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, указав, что несение военной службы противоречит его убеждениям, и приложив автобиографию и характеристику с места работы <данные изъяты>

Решением Призывной комиссии города Вологды от 19 мая 2021 года Ермолину Д.А. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой со ссылкой на то, что характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям, действия Ермолина Д.А. направлены на неисполнение конституционной обязанности по защите Отечества, поскольку в осенние призывы 2019 и 2020 годов он был призван на военную службу, однако в вооруженные силы не убыл без уважительных причин, в весенний призыв 2020 года в призывную комиссию не прибыл.

Доводы административного истца о незаконности данного решения ввиду наличия у него убеждений, противоречащих несению военной службы, подлежат отклонению.

Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 июня 2014 года № 1470-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, а также устанавливая запрет на принуждение человека к отказу от его мнений и убеждений, закрепляет, что в случае если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 28; статья 29 часть 3; статья 59 часть 3).

По смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Европейский Суд по правам человека исходит из этого же в своей практике, указывая, что лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 «Свобода мысли, совести и религии» Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Для реализации права гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не является достаточным просто заявить о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Именно гражданин должен обосновать данное утверждение, указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, привести какие-то объективные факты, которые свидетельствовали бы о прочно сформировавшихся убеждениях лица неприятия военной службы, а также представить доказательства своих доводов.

Как видно из материалов дела, вместе с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в котором Ермолин Д.А. высказал непринятие связанных с военной службой обязательств ввиду его антимилитаристических, пацифистских убеждений, заложенных с детства, административный истец представил автобиографию, где указал, что имеет высшее образование, работает менеджером по продаже запасных частей, на формирование взглядов относительно военной службы в значительной степени повлияло чтение книг, а также характеристику по месту работы в ООО «ВологдаТракСервис», содержащую указания на положительные качества административного истца, как работника. Однако ни автобиография, ни характеристика не содержат данных о наличии у заявителя прочно сформировавшихся убеждений, которые препятствуют прохождению военной службы.

Иных доказательств, кроме указанных документов и объяснений, данных в судебном заседании, Ермолин Д.А. в подтверждение своих доводов не представил, несмотря на то, что при отложении судебного заседания 15 июня 2021 года административному истцу было предложено представить соответствующие доказательства.

Таким образом, административный истец не обосновал с достаточной полнотой и достоверностью наличие серьезного и непреодолимого конфликта между обязанностью служить в армии и его убеждениями, который вызвал бы неприятие им военной службы, а также, что неприятие военной службы, на которое ссылается заявитель, является именно его убеждением, которое прочно сформировалось.

Приводимые заявителем доводы не согласуются с положениями статьи 59 Конституции Российской Федерации, в силу которой защита Отечества признается долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, а право гражданина на альтернативную службу связывается с наличием определенных условий и не гарантировано любому, кто заинтересован в том, чтобы избежать прохождения военной службы.

Кроме того, суд отмечает, что при установленном статьей 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» сроке подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой до 01 октября 2020 года Ермолиным Д.А. соответствующее заявление было подано в Призывную комиссию города Вологды только 30 марта 2021 года, то есть с пропуском установленного срока, что в силу пункта 4 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» является основанием для отказана в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

Ермолину Д. А. в удовлетворении административных исковых требований к Призывной комиссии города Вологды, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Вологодской области», Военному комиссариату города Вологды и Вологодского района об оспаривании решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                   Е.В. Бондаренко

2а-5980/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ермолин Дмитрий Алексеевич
Ответчики
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Вологодской области»
Военный комиссариат города Вологды и Вологодского района
Призывная комиссия города Вологды
Другие
Призывная комиссия Вологодской области
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Бондаренко Екатерина Васильевна
Дело на странице суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
25.05.2021Регистрация административного искового заявления
26.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
05.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.07.2021Судебное заседание
26.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее