Дело № 2-220/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 года п. Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Пушкарева М.К.,
ответчика - представителя администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности провести инвентаризацию мест захоронений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности провести инвентаризацию мест захоронений.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района в марте-апреле 2023 года проведена проверка исполнения администрацией Октябрьского городского округа Пермского края законодательства о погребении и похоронном деле, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, о персональных данных, законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, о противодействии коррупции, в ходе которой установлены следующие нарушения действующего законодательства.
Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест погребения на территории Октябрьского городского округа Пермского края (далее – Положение).
Согласно п. 1.2 Положения органом, уполномоченным на реализацию полномочий органа местного самоуправления в сфере организации ритуальных услуг и содержанию мест погребения на территории Октябрьского городского округа является Управление развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа.
На территории Октябрьского городского округа расположены следующие кладбища: общественное кладбище д. Атнягузи; общественное кладбище д. Кашкина; общественное кладбище п. Бартым, в западной стороне за логом; общественное кладбище д. Верх-Ирень; общественное кладбище с. Басино; общественное кладбище д. Бикбай; общественное кладбище д. Биктулка; общественное кладбище д. Уразметьево; общественное кладбище д. Казаки; общественное кладбище д. Малый Тарт; общественное кладбище с. Богородск; общественное кладбище д. Усть-Арий; общественное кладбище д. Колтаева; общественное кладбище с. Лидино; общественное кладбище с. Леун; общественное кладбище с. Бияваш; общественное кладбище д. Верх-Тюш; общественное кладбище с. Алтынное; общественное кладбище д. Порозово; общественное кладбище с. Мосино; общественное кладбище д. Егашка; общественное кладбище д. Уяс; общественное кладбище с. Енапаево; общественное кладбище д. Кошкина; общественное кладбище с. Мостовая; общественное кладбище п. Тюш, ул. Первомайская; вероисповедальное кладбище 0,9 км северо-западнее п. Тюш; общественное кладбище с. Ишимово; общественное кладбище д. Самарова; общественное кладбище с. Петропавловск; общественное кладбище д. Адилева; общественное кладбище д. Седяш; общественное кладбище с. Русский Сарс; общественное кладбище д. Тляково; общественное кладбище д. Усть-Саварово; общественное кладбище д. Шараповка; общественное кладбище п. Щучье Озеро, ул. Чкалова; общественное кладбище п. Щучье Озеро, ул. 8 Марта; общественное кладбище с. Алмаз; общественное кладбище с. Тюинск; общественное кладбище д. Атеро-Ключ; общественное кладбище д. Новопетровка; общественное кладбище д. Васильевка; общественное кладбище д. Баймурзино; общественное кладбище д. Сорокино; общественное кладбище д. Малый Сарс; общественное кладбище д. Большой Сарс; общественное кладбище п. Ненастье; общественное кладбище, расположенное в 200 м. северо-восточнее п. Сарс; общественное кладбище, расположенное в 500 м. северо-западнее д. Верх-Шуртан; вероисповедальное кладбище, расположенное в 200 м южнее ул. Орджоникидзе п. Сарс; общественное кладбище около д. Баймурзино; общественное кладбище южнее д. Новопетровка; общественное кладбище с. Снежное.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, на которых расположены вышеуказанные кладбища, отмежеваны и поставлены на кадастровый учет.
Вместе с тем инвентаризация мест захоронений на всех вышеуказанных кладбищах Уполномоченным органом не проводилась.
Таким образом, администрацией Октябрьского городского округа в нарушение положений действующего законодательства ненадлежащим образом исполняются обязанности по организации ритуальных услуг и похоронного дела на территории округа, в том числе администрацией Октябрьского городского округа не исполняется возложенная на нее обязанность по организации и проведению инвентаризации мест захоронений на кладбищах, расположенных на территории Октябрьского городского округа.
С учетом уточненных исковых требований просит обязать МО Октябрьский городской округ в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края провести инвентаризацию мест захоронений в срок до ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанных следующих кладбищ.
В судебном заседании помощник прокурора Пушкарев М.К. на уточненных исковых требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в иске, просил требования удовлетворить.
Ответчик – представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцева Н.В. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме.
Третье лицо – представитель Управления развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Октябрьского районного суда oktjabrsky.perm@sudrf.ru, сведений об уважительности причин неявки не представили.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №) к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон №) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 3.11 «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 54611-2011) инвентаризация мест захоронения представляет собой систему обследования состояния мест захоронения и их учета, формирование и ведение архива (базы данных) о местах захоронения, лицах, захороненных на них, и лицах, ответственных за места захоронения.
Согласно п. 5.1.4 ФИО8 54611-2011 одним из обязательных условий для оказаний ритуальных услуг является организация системы учета и инвентаризации мест захоронения, хранения и предоставления информации о местах захоронения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела:
На основании решения заместителя прокурора Октябрьского района Пермского края о проведении проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, о персональных данных, законодательства о муниципальной службе в Российской Федерации, о противодействии коррупции в деятельности администрации Октябрьского городского округа, выявлено, что администрацией Октябрьского городского округа в нарушение положений действующего законодательства ненадлежащим образом исполняются обязанности по организации ритуальных услуг и похоронного дела на территории округа, в том числе администрацией Октябрьского городского округа не исполняется возложенная на нее обязанность по организации и проведению инвентаризации мест захоронений на кладбищах, расположенных на территории Октябрьского городского округа (т. 1 л.д. 9-13, 14-15).
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что муниципальному образованию Октябрьский городской округ <адрес> на праве собственности принадлежат земельные участки, с разрешенным использованием – ритуальная деятельность, расположенные в Октябрьском городском округе: д. Новопетровка, кадастровый №; д. Баймурзино, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; д. Верх-Шуртан, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; д. Большой Сарс кадастровый №; д. Малый Сарс, кадастровый №; д. Сорокино, кадастровый №; д. Васильевка, кадастровый №; д. Новопетровка, кадастровый №; д. Атеро-Ключ, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес> озеро, <адрес>, кадастровый №; д. Шараповка, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; д. Седяш, кадастровый №; д. Адилева, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; д. Самарова, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; д. Кошкина, кадастровый №; д. Уяс, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; д. Порозово, кадастровый №; <адрес>, з/у 2а, кадастровый №; д. Верх – Тюш, кадастровый №; <адрес>, з/у 10а, кадастровый №; <адрес>, кадастровый №; <адрес>, з/у 1, кадастровый №; д. Колтаева, кадастровый №; д. Усть-Арий, кадастровый №; <адрес>, з/у 10а, кадастровый №; д. Уразметьево, кадастровый №; д. Биктулка, <адрес>, з/у 4а, кадастровый №; д. Бикбай, <адрес>, з/у 5а, кадастровый №; <адрес>, з/у 36а, кадастровый №; д. Верх-Ирень, кадастровый №; д. Кашкина, <адрес>, з/у 15а, кадастровый №; д. Атнягузи, кадастровый № (т. 1 л.д. 55-223, т.2 л.д. 1-121).
Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения инвентаризации мест захоронений на кладбищах, расположенных на территории Октябрьского городского округа Пермского края (далее Порядок) (т. 1 л.д. 17-19).
В соответствии с пп.1.5 п. 1 Порядка инвентаризация мест захоронений, произведенных на кладбище, проводится не реже одного раза в семь лет и не чаще одного раза в год (т. 1 л.д. 17 оборот-19).
Согласно объяснений ИП Савина ФИО11., осуществляющего деятельность по организации похоронных услуг, заместителя начальника Управления развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края Кармановой ФИО12., начальника отдела ЖКХ и благоустройства Управления развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края Митрофановой ФИО13. инвентаризация мест захоронений на кладбищах Октябрьского городского округа не проводилась (т. 1 л.д. 23-24, 29-31, 34-36).
Таким образом, судом установлено, что на территории Октябрьского городского округа расположены земельные участки для ритуальной деятельности – кладбища, инвентаризация мест захоронений на всех вышеуказанных кладбищах Уполномоченным органом не проводилась.
В нарушение требований действующего законодательства МО «Октябрьский городской округ Пермского края» не исполняется обязанность по организации и проведению инвентаризации мест захоронений на кладбищах, расположенных на территории Октябрьского городского округа.
Принимая во внимании, что указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц, а обязанность по организации и проведению инвентаризации мест захоронений находится в границах деятельности муниципального образования «Октябрьский городской округ», как на собственнике объектов недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что требования прокурора Октябрьского района, направленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования о возложении обязанности провести инвентаризацию мест захоронений являются обоснованными.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности провести инвентаризацию мест захоронений – удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Октябрьский городской округ в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края провести инвентаризацию мест захоронений в срок до ДД.ММ.ГГГГ в отношении следующих кладбищ, расположенных на территории Октябрьского городского округа Пермского края: общественное кладбище д. Атнягузи; общественное кладбище д. Кашкина; общественное кладбище п. Бартым, в западной стороне за логом; общественное кладбище д. Верх-Ирень; общественное кладбище с. Басино; общественное кладбище д. Бикбай; общественное кладбище д. Биктулка; общественное кладбище д. Уразметьево; общественное кладбище д. Казаки; общественное кладбище д. Малый Тарт; общественное кладбище с. Богородск; общественное кладбище д. Усть-Арий; общественное кладбище д. Колтаева; общественное кладбище с. Лидино; общественное кладбище с. Леун; общественное кладбище с. Бияваш; общественное кладбище д. Верх-Тюш; общественное кладбище с. Алтынное; общественное кладбище д. Порозово; общественное кладбище с. Мосино; общественное кладбище д. Егашка; общественное кладбище д. Уяс; общественное кладбище с. Енапаево; общественное кладбище д. Кошкина; общественное кладбище с. Мостовая; общественное кладбище п. Тюш, ул. Первомайская; вероисповедальное кладбище 0,9 км северо-западнее п. Тюш; общественное кладбище с. Ишимово; общественное кладбище д. Самарова; общественное кладбище с. Петропавловск; общественное кладбище д. Адилева; общественное кладбище д. Седяш; общественное кладбище с. Русский Сарс; общественное кладбище д. Тляково; общественное кладбище д. Усть-Саварово; общественное кладбище д. Шараповка; общественное кладбище п. Щучье Озеро, ул. Чкалова; общественное кладбище п. Щучье Озеро, ул. 8 Марта; общественное кладбище с. Алмаз; общественное кладбище с. Тюинск; общественное кладбище д. Атеро-Ключ; общественное кладбище д. Новопетровка; общественное кладбище д. Васильевка; общественное кладбище д. Баймурзино; общественное кладбище д. Сорокино; общественное кладбище д. Малый Сарс; общественное кладбище д. Большой Сарс; общественное кладбище п. Ненастье; общественное кладбище, расположенное в 200 м. северо-восточнее п. Сарс; общественное кладбище, расположенное в 500 м. северо-западнее д. Верх-Шуртан; вероисповедальное кладбище, расположенное в 200 м южнее ул. Орджоникидзе п. Сарс; общественное кладбище около д. Баймурзино; общественное кладбище южнее д. Новопетровка; общественное кладбище с. Снежное.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-220/2023