Резолютивная часть
оглашена 20.09.2021
Мотивированное решение
изготовлено 23.09.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 20 сентября 2021 года
Звенигородский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Фоменковой О.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Росреестр), в котором просил признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета №КУВД-001/2021-9112296/3 от Дата обезличена и обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> осуществить действия по кадастровому учету изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:49:0010109:84, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, обеспечена явка представителя по доверенности ФИО9, которая в судебном заседании на доводах иска настаивала, пояснив, что межевой план был подготовлен с представлением графической части геодезической съемки, что не противоречит предъявляемым требованиям, полагала, что орган местного самоуправления не заинтересован в осуществлении действий по кадастровому учету объекта недвижимости и суд своим решением обязанность к совершению таких действий не налагал, однако жильцы дома, как собственники квартир в многоквартирном доме, являются в силу закона (ст. 36 ЖК РФ) сособственниками земельного участка, на котором расположено строение, а поэтому отказ от осуществления действий по кадастровому учету изменений объекта по причине предъявления документов неполномочным лицом находила необоснованным и незаконным.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В адрес суда представителем по доверенности ФИО3 представлены письменные возражения на исковое заявление, по доводам которых орган регистрации прав обращает внимание суда на то, что ФИО1 обратился в Управление с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости, по мнению органа, заявитель не обладает статусом собственника объекта или его представителя, равным образом, в числе причин для отказа в осуществлении действий по кадастровому учету изменений основных характеристик объекта недвижимости, Росреестр указал, что представленный межевой план не соответствует правилам оформления, а поэтому принятое решение Росреестр находит законным и обоснованным.
Обсудив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд находит, что требования административного истца следует признать обоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от Дата обезличена № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Положениями пунктов 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что вступившим в законную силу решением Звенигородского городского суда <адрес> от Дата обезличена по делу № по иску ФИО1 и ФИО4 к администрации Звенигородского городского округа <адрес> признаны недействительными результаты межевания земельного участка площадью 435 кв.м. с кадастровым номером 50:49:0010109:84 и существующие на момент рассмотрения спора координаты данного объекта исключены из ЕГРН, этим же решением установлены новые координаты земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010109:84 по данным, полученным в результате проведения судебной экспертизы.
Как указывает сторона административного истца и данный факт ничем не опровергнут, на основании судебного акта по заявке ФИО1, а также ФИО4 подготовлен межевой план.
Представленными обращениями и заявлениями подтверждается, что в период с Дата обезличена по Дата обезличена исполнить решение суда предпринимала попытки ФИО4, а именно обращалась в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с внесением изменений в основные характеристики объекта недвижимости и предоставляла необходимые документы, а в период с 13.03. 2021 по Дата обезличена - ФИО5
Предметом рассмотрения настоящего спора является решение органа, принятое по результатам рассмотрения заявления ФИО1, поданного в Управление через ГКУ МФЦ Дата обезличена, о государственном кадастровом учете в связи с внесением изменений в основные характеристики объекта недвижимости, без одновременной государственной регистрации прав, зарегистрированное Росреестром за № КУВД-001/2021-9112296 (л.д. 5).
Согласно описи документов, для оказания государственных услуг в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) наряду с заявлением ФИО1 был представлен межевой план от Дата обезличена, выполненный кадастровым инженером ФИО6 (л.д. 15- 26).
Факт предъявления данного документа подтвержден со стороны Росреестра сопровожденной копией, из представленного органом материала также установлено следующее:
- Уведомлением от Дата обезличена действия по государственному кадастровому учету «в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала 50:49:0010109:84, документы на которую представлены с заявлением от Дата обезличена № КУВД-001/2021-9112296» приостановлены,
- в качестве причин отмечено, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, отсутствует согласование с заинтересованным лицом, раздел «Схема расположения земельных участков» подготовлен ненадлежащим образом, в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка.
Дата обезличена ФИО1 представлен дополнительный пакет документов (межевой план).
Дата обезличена в адрес заявителя ФИО1 в рамках материала КУВД-001/2021-9112296/2 направлено Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
Дата обезличена принято решение об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету по причине истечения срока приостановления и неустранения приведенных в уведомлении причин.
Указанное Решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от Дата обезличена КУВД-001/2021-9112296/3 обжалуется в настоящем процессе ФИО1, как административным истцом.
В соответствии с положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие), на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), а также порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; возлагаются на данный орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями. Вместе с тем, указанные положения в совокупности с положениями, предусмотренными ст. 218 КАС РФ, обязывают лицо, обратившееся в суд представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемые ими решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, нарушают их права, свободы и законные интересы, создаются препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В системном толковании указанных норм следует, что для признания оспариваемого решения незаконным, необходимо соблюдение двух условий: нарушение закона, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Данные нормы не носят материально-правового характера, проверка их соблюдения со стороны органа местного самоуправления, по мнению суда, должна быть направлена на устранение созданных, по мнению административного истца, административных ограничений.
И в данном случае наличие таких ограничений суд усматривает.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального конституционного закона от Дата обезличена №-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена № 218-ФЗ (ред. от Дата обезличена) «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является решение суда.
Частью 4 ст. 8 Федерального закона от Дата обезличена № 218-ФЗ (ред. от Дата обезличена) «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся, в том числе, описание местоположения такого объекта недвижимости и его площадь.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Федерального закона от Дата обезличена № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), уточнение местоположения границ земельного участка допускается, в том числе, по решению суда.
В резолютивной части судебного акта результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010109:84 площадью 435 кв.м. признаны недействительными и подлежащими исключению из ЕГРН данные о координатах поворотных точек; также суд установил новые границы объекта по приведенным на основании экспертного заключения характеристикам координат и поворотных точек.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В настоящем случае судом был разрешен спор по иску собственников жилых помещений, расположенных в МКД по адресу: <адрес>, по формированию земельного участка под МКД по правилам, предъявляемым п. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 13 ст. 39.20 ЖК РФ.
Следовательно, в данной ситуации применительно функций, осуществляемых Росреестром, заявитель ФИО1 обратился с надлежащим видом заявления о государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.
Таким образом, исключение из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при поступлении в орган регистрации прав судебного акта, вступившего в законную силу, наряду с внесением новых координат, возможно по заявлению ФИО1, выступающего в лице титульного собственника объекта, обязательность регистрации прав которого в силу требований ст. 36 ЖК РФ не предусмотрена.
Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Местоположение уточняемых границ земельного участка указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от Дата обезличена №, действовавшим в редакции Приказа Минэкономразвития России от Дата обезличена № – на дату представления документов Росреестр, предусматривается, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации; в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до Дата обезличена, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В ходе разбирательства установлено, что Дата обезличена ФИО1 представлен дополнительный пакет документов (межевой план), в заключении кадастрового инженера ФИО7 указано, что межевой план подготовлен на основании вступившего в законную силу решения суда, методом спутниковых геодезических измерений в строгом соответствии с координатами, установленными для земельного участка комплексной судебной технической и землеустроительной экспертизой, в качестве картографического материала использован фрагмент топографической съемки, выполненной МосЦТИСИЗ, площадь земельного участка 50:49:0010109:84 вычислена по установленным судом координатам.
Согласно статье 27 Закона о государственной регистрации недвижимости, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Оценка представленным Дата обезличена ФИО1 документам в решении об отказе административным ответчиком не дана, фактически приведены повторно данные, содержащиеся в уведомлении о приостановлении действий по кадастровому учету.
Доказательств, подтверждающих, что предоставленный межевой план не соответствует Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от Дата обезличена № «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», административным ответчиком в ходе настоящего разбирательства не представлено.
Учитывая, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на территории РФ, государственный регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан судебный акт.
Изложенное свидетельствует о нарушении прав и законных интересов ФИО1
Разрешая вопрос о способе устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, исходя из характера допущенного нарушения, следует признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе в осуществлении кадастрового учета недвижимого имущества №КУВД-001/2021-9112296/3 от Дата обезличена.
В части требований административного истца о возложении обязанности на административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:49:0010109:84 по адресу: <адрес>, следует исходить из того, что суд не вправе подменять собой уполномоченный орган, а поэтому Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> надлежит обязать рассмотреть в установленном Федеральным законом от Дата обезличена № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке заявление ФИО1 №КУВД-001/2021-9112296 от Дата обезличена с представленным Дата обезличена межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО6, об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации, осуществив при отсутствии причин для приостановления и отказа в осуществлении действий кадастровый учет изменений объекта недвижимости.
Суд также в порядке ст. 227 КАС РФ возлагает на административного ответчика, которому подконтролен коллегиальный орган, обязанность сообщить в суд и лицам, которые являлись административными истцами по этому административному делу, об исполнении решения по административному делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета – удовлетворить.
Признать незаконным Решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> об отказе в государственного кадастрового учета №КУВД-001/2021-9112296/3 от Дата обезличена.
Возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по <адрес> обязанность рассмотрения в установленном Федеральным законом от Дата обезличена № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке заявления ФИО1 №КУВД-001/2021-9112296 от Дата обезличена с представленным Дата обезличена межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО6, об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации, осуществив при отсутствии причин для приостановления и отказа в осуществлении действий кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:49:0010109:84.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.А. Фоменкова