К делу № 2а-1229/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Сочи 18 февраля 2019 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Мочарова Г.Н. к администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности»,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец Мочаров Г.Н. обратился в Центральный районный суд города Сочи с административным иском к администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи об оспаривании отказа в оказании муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».
В административном иске Мочаров Г.Н. просил: признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в оказании Мочарову Г.Н. муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», содержащийся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ; признать утвержденной подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес <адрес>, в следующих координатах (система координат МСК-23): (Х, Y): 1 <данные изъяты>); образовать земельный участок общей площадью 885 кв.м., путем перераспределения: земельного участка общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, находящегося в собственности Мочарова Г.Н., и земельного участка площадью 185 кв.м. из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенных в кадастровом квартале № в границах, указанных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>; обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастрового учета и произвести государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 885 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 185 кв.м. в границах кадастрового квартала № и земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежащего Мочарову Г.Н. на праве собственности, в границах, сформированных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязать администрацию города Сочи, в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, заключить с Мочаровым Г.Н. соглашение о перераспределении земельного участка общей площадью 885 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, Краснодарский край, <адрес> путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 185 кв.м.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец указал РЅР° то, что ему принадлежит РЅР° праве собственности земельный участок общей площадью 700 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером в„–, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, адрес: установлен относительно ориентира, расположенного РІ границах участка, ориентир жилой РґРѕРј, почтовый адрес ориентира: Р РѕСЃСЃРёСЏ, <адрес> Право собственности РЅР° указанный земельный участок зарегистрировано ДД.РњРњ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Границы земельного участка сформированы Рё РѕРЅ поставлен РЅР° государственный кадастровый учет. РќР° указанном земельном участке расположен принадлежащий Мочарову Р“.Рќ. РЅР° праве собственности жилой РґРѕРј, площадью 194,5 РєРІ.Рј., СЃ кадастровым номером: в„–, адрес: <адрес> Право собственности РЅР° указанный жилой РґРѕРј зарегистрировано ДД.РњРњ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Рѕ чем РІ Едином государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество сделана соответствующая запись регистрации, что подтверждается Выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости. РЎ учетом РЅРѕСЂРј действующего законодательства, РІ целях эффективного Рё рационального использования вышеуказанного земельного участка, РІ том числе, для организации подъезда Рє принадлежащему Мочарову Р“.Рќ. РЅР° праве собственности земельному участку Рё жилому РґРѕРјСѓ, изготовлена схема расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории для проведения процедуры перераспределения земельного участка, предусмотренной Федеральным законом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 171-ФЗ, вступившим РІ силу СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. Специалистом изготовлена соответствующая схема Рё образован земельный участок общей площадью 885 РєРІ.Рј.: РёР· земель населенных пунктов, находящихся РІ муниципальной собственности площадью 185 РєРІ.Рј. Рё земельного участка, СЃ кадастровым номером СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащего административному истцу РЅР° праве собственности площадью 700 РєРІ.Рј., РІ границах кадастрового квартала в„–. ДД.РњРњ.ГГГГ РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Сочи подано заявление РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ оказания муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения Рѕ перераспределении земель Рё (или) земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности». Администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, РІ лице Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РїРёСЃСЊРјРѕРј в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ оказании муниципальной услуги РїРѕ заключению соответствующего соглашения Рѕ перераспределении земельных участков отказано, схема расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории возвращена без утверждения. Причиной отказа Департамент архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи указал РЅР° несоответствие схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории ее форме, требованиям Рє ее подготовке, которые установлены РІ соответствии СЃ пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Р Р¤, Р° именно: РЅРµ указано наименование органа местного самоуправления, принявшего решение РѕР± утверждении схемы. РљСЂРѕРјРµ того, что РїРѕ данным сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РіРѕСЂРѕРґР°-курорта Сочи границы образуемого земельного участка площадью 885 РєРІ.Рј. затрагивают красные линии, вошедшие РІ документацию РїРѕ планировке территории, содержащий проект межевания территории Адлерского внутригородского района Рі. Сочи Краснодарского края, предусматривающий размещение линейного объекта, "Распределительная городская электрическая сеть", Краснополянский Р Р РРЎ, Ртап 2, утвержденную приказом Минстроя РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рї/СЂ в„– Рї/СЂ. Предложенное Схемой образование земельного участка площадью 885 РєРІ.Рј. приведет Рє нерациональному использованию муниципальных земель, С‚.Рє. планируется Р·Р° счет земель общего пользования, которые РјРѕРіСѓС‚ быть использоваться как РєРѕСЂРёРґРѕСЂ для существующих Рё будущих инженерных коммуникаций, Р° также, для обустройства зеленых Р·РѕРЅ. Данный отказ административный истец считает неправомерным, необоснованным Рё несоответствующим действующему законодательству. Р’ РІРёРґСѓ отсутствия возможности организации подъезда Рє земельному участку, принадлежащему административному истцу РЅР° праве собственности СЃ кадастровым номером в„– Р° значит Рё Рє жилому РґРѕРјСѓ, изготовлена схема расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения РёР· земель неразграниченной муниципальной собственности РІ границах кадастрового квартала в„– Рё земельного участка СЃ кадастровым номером в„– принадлежащего административному истцу РЅР° праве собственности. РџСЂРё образовании самостоятельной части земельного участка общей площадью 185 РєРІ.Рј., подъезд Рє земельному участку СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащему административному истцу РЅР° праве собственности Рё Рє расположенному РЅР° нем жилому РґРѕРјСѓ, будет полностью перекрыт. Отсутствие подъезда приведет Рє невозможности использования РІ соответствии СЃ установленным РІРёРґРѕРј разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, поскольку невозможно будет эксплуатировать жилой РґРѕРј, РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером 23:49:0420004:82, что существенным образом нарушит права административного истца как собственника. Также административный истец ссылался РЅР° то, что красные линии РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Сочи РЅРµ установлены РІ соответствии СЃ действующим законодательством, Р° только нанесены РЅР° карту, поэтому РЅРѕСЃСЏС‚ рекомендательный характер Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть основанием для отказа РІ предоставлении РІ собственность Р·Р° плату земельного участка. Красные линии должны входить РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ часть проекта планировки территории, которая должна отображаться РІ проекте межевания территории Рё утверждаться РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.45 Рё 46 Градостроительного кодекса Р Р¤ РЅР° публичных слушаниях СЃ участием всех заинтересованных лиц, Р° затем подлежит опубликованию РІ сети интернет РЅР° официальном сайте администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи. Указанная процедура РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Сочи РЅРµ проведена, РёР· чего следует, что красные линии РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Сочи РЅРµ установлены РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства Рё соответственно отказ РїРѕ этим основаниям РІ предоставлении земельного участка является необоснованным. РљСЂРѕРјРµ того, отображение РЅР° картографическом материале сведений Рѕ частичном расположении «красных линий» испрашиваемого земельного участка Рё РЅРµ может служить основанием для отказа РІ заключении соглашения Рѕ перераспределении земель Рё или земельных участков, находящихся РІ муниципальной собственности Рё земельных участков, находящихся РІ частной собственности. Доказательств утверждения границ красных линий нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления РЅРµ представлено. Административный истец считает необоснованной ссылку Рё РЅР° то, что выявлено несоответствие схемы расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории ее форме, требованиям Рє ее подготовке, которые установлены РІ соответствии СЃ пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса Р Р¤, Р° именно: РЅРµ указано наименование органа местного самоуправления. Считает данные основания надуманными, поскольку РІ схеме имеется графа для внесения сведений Рѕ том, РєРѕРіРґР° Рё кем схема расположения земельного участка утверждена. Причем, данные сведения должны быть внесены Департаментом архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи соответственно РїСЂРё утверждении схемы расположения земельного участка. Представленная для согласования схема образуемого земельного участка соответствует требованиям, установленным названным Приказом Министерства экономического развития РѕС‚ 27 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2014 Рі. N 762. Считаю также незаконным основание РІ качестве отказа Рѕ том, что предложенное схемой образование земельного участка площадью 885 РєРІ.Рј. приведет Рє нерациональному использованию муниципальных земель, С‚.Рє. планируется Р·Р° счет земель общего пользования, которые РјРѕРіСѓС‚ быть использоваться как РєРѕСЂРёРґРѕСЂ для существующих Рё будущих инженерных коммуникаций, Р° также, для обустройства зеленых Р·РѕРЅ. Департаментом архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РЅРµ учтено, что РЅР° испрашиваемой части земельного участка невозможно расположить какие-либо инженерные коммуникации обустроить зеленые Р·РѕРЅС‹ без нарушения прав Рё законных интересов Мочарова Р“.Рќ., поскольку приведет Рє ограничению доступа Рє принадлежащему ему земельному участку Рё расположенному РЅР° нем жилому РґРѕРјСѓ, невозможно будет организовать подъезд. Департаментом архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи также РЅРµ учтено, что образование земельного участка площадью 885 РєРІ.Рј. РЅРµ приведет Рє вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, что РІРёРґРЅРѕ РёР· схемы расположения земельного участка, Р° РёР· земельного участка площадью 185 РєРІ.Рј. невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований Рє образуемым земельным участкам, предусмотренных СЃС‚. 11.9 Р—Рљ Р Р¤ Рё Правилами землепользования Рё застройки муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ Сочи. Причем данный земельный участок расположен между земельным участком СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащим административному истцу, Рё землями общего пользования – дорогами. Земельный участок площадью 185 РєРІ.Рј. РЅРµ может использоваться кем-то РґСЂСѓРіРёРј, поскольку фактически используется административным истцом Рё необходим для использования РІ соответствии СЃ целевым назначением земельного участка СЃ кадастровым номером в„– для индивидуального жилищного строительства. Схема подготовлена СЃ учетом всех требований Рє предельным размерам земельных участков, Р° именно, Рє предоставлению путем выкупа испрашиваются дополнительно участок площадью 185 РєРІ.Рј. Участок такой площади Рё конфигурации РЅРµ может быть сформирован РІ качестве самостоятельного земельного участка (Правилами землепользования Рё застройки Рі. Сочи определен минимальный размер участка РїРѕРґ РР–РЎ, который составляет 400 РєРІ.Рј). Образуемый земельный участок имеет площадь 885 РєРІ.Рј., то есть РѕРЅ также соответствует нормам Правил землепользования Рё застройки Рі. Сочи (максимальный размер участка РїРѕРґ РР–РЎ согласно Правилами землепользования Рё застройки Рі. Сочи составляет 1000 РєРІ.Рј.) Участок земель муниципальной собственности, площадью 185 РєРІ.Рј., перераспределяемый РІ результате формирования образуемого земельного участка (испрашиваемый РІ качестве прирезаемого путем выкупа), фактически используется, благоустраивается Рё содержится только административным истцом.
В судебное заседание административный истец Мочаров Г.Н. не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть административный иск в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал и просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, Р° также заинтересованного лица Департамента имущественных отношений администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи – Козаев Р.Рџ., действующий РЅР° основании соответствующих доверенностей, административный РёСЃРє РЅРµ признал, возражал против его удовлетворения, РїСЂРѕСЃРёР» отказать РІ его удовлетворении РїРѕ основаниям, изложенным РІ отказе.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
В соответствии с п. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку явку лиц, участвующих в деле, суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело при данной явке.
Заслушав доводы и пояснения представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, участвующего в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Мочарову Г.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0420004:82, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, адрес: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Мочаровым Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана соответствующая запись регистрации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка сформированы, данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
На указанном земельном участке расположен принадлежащий Мочарову Г.Н. на праве собственности жилой дом, площадью 194,5 кв.м., с кадастровым номером: 23:49:0420004:1829, адрес: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>.
Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано за Мочаровым Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана соответствующая запись регистрации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснил административный истец, в целях эффективного и рационального использования вышеуказанного земельного участка, в том числе, для организации подъезда к принадлежащему Мочарову Г.Н. на праве собственности земельному участку и жилому дому, по его заказу изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для проведения процедуры перераспределения земельного участка, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
РР· материалов дела следует, что РїРѕ заказу административного истца специалистом изготовлена соответствующая схема Рё образован земельный участок общей площадью 885 РєРІ.Рј.: РёР· земель населенных пунктов, находящихся РІ муниципальной собственности площадью 185 РєРІ.Рј. Рё земельного участка, СЃ кадастровым номером СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащего административному истцу РЅР° праве собственности площадью 700 РєРІ.Рј., РІ границах кадастрового квартала 23:49:0420004.
Образуемый земельный участок площадью 885 кв.м. имеет следующие координаты (система координат МСК-23): (Х, Y): <данные изъяты>;По результатам проведения указанных работ по формированию новых границ земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Сочи Мочаровым Г.Н. подано заявление по вопросу оказания муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности». К данному заявлению приложена указанная выше схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для согласования. Администрацией города Сочи, в лице
К данному заявлению приложена указанная выше схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для согласования.
Администрацией города Сочи, в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в оказании муниципальной услуги по заключению соответствующего соглашения о перераспределении земельных участков Мочарову Г.Н. отказано, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории возвращена без утверждения.
Причиной отказа Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в письме № от ДД.ММ.ГГГГ указал на следующее:
Выявлено несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: не указано наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об утверждении схемы, что в соответствии с п.п.11 п. 31 административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, является основанием для отказа в предоставлении заявленной муниципальной услуги.
РџРѕ данным сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РіРѕСЂРѕРґР°-курорта Сочи границы образуемого земельного участка площадью 885 РєРІ.Рј. затрагивают красные линии, вошедшие РІ документацию РїРѕ планировке территории, содержащий проект межевания территории Адлерского внутригородского района Рі. Сочи Краснодарского края, предусматривающий размещение линейного объекта, "Распределительная городская электрическая сеть", Краснополянский Р Р РРЎ, Ртап 2, утвержденную приказом Минстроя РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рї/СЂ Рё 285 Рї/СЂ.
Кроме того, предложенное Схемой образование земельного участка площадью 885 кв.м. приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, т.к. планируется за счет земель общего пользования, которые могут быть использоваться как коридор для существующих и будущих инженерных коммуникаций, а также, для обустройства зеленых зон.».
Суд считает, что данный отказ административного ответчика администрации города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, является несоответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы административного истца ввиду следующего.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, что установлено ч. 5 ст. 39.28 ЗК РФ.
По смыслу пп. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пп. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
С учетом норм действующего законодательства, можно сделать вывод, что правом на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии со схемой расположения, представленной в администрацию города Сочи, обладает муниципальное образование город Сочи в лице администрации города Сочи.
В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс РФ, вступившие в силу 01 марта 2015 года, а именно введена глава V.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности».
Статьей 39.29 Земельного кодекса РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В силу статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости и осуществляется постановка на государственный кадастровый учет образованного земельного участка. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Так, согласно пояснениям административного истца, ввиду отсутствия возможности организации подъезда к земельному участку, принадлежащему административному истцу на праве собственности с кадастровым номером №, а значит и к жилому дому, по его заказу изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения из земель неразграниченной муниципальной собственности в границах кадастрового квартала 23:49:0420004 и земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего административному истцу на праве собственности.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи утверждены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства (от 400 кв.м. до 1000 кв.м.).
Вместе с тем, образование земельного участка из земель не разграниченной государственной собственности площадью 185 кв.м. для индивидуального жилищного строительства как самостоятельного объекта недвижимости не представляется возможным, так как, параметры его, в частности – ширина и площадь земельного участка, не соответствуют градостроительным нормам и правилам.
Также суд принимает во внимание, что при образовании самостоятельной части земельного участка общей площадью 185 кв.м., подъезд к земельному участку с кадастровым номером 23:49:0420004:82, принадлежащему административному истцу на праве собственности и к расположенному на нем жилому дому, не будет обеспечен.
Отсутствие подъезда приведет к невозможности использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности – для индивидуального жилищного строительства, поскольку невозможно будет эксплуатировать жилой дом, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0420004:82, что существенным образом нарушит права административного истца как собственника. Данные обстоятельства подтверждаются представленной суду схемой расположения земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, СЃСѓРґ считает необоснованными РґРѕРІРѕРґС‹ Департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рѕ том, что РїРѕ сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РіРѕСЂРѕРґР°-курорта Сочи границы образуемого земельного участка площадью 885 РєРІ.Рј. затрагивают красные линии, вошедшие РІ документацию РїРѕ планировке территории, содержащий проект межевания территории Адлерского внутригородского района Рі. Сочи Краснодарского края, предусматривающий размещение линейного объекта, "Распределительная городская электрическая сеть", Краснополянский Р Р РРЎ, Ртап 2, утвержденную приказом Минстроя РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рї/СЂ Рё в„– Рї/СЂ.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий.
Красные линии в городе Сочи не установлены в соответствии с действующим законодательством, а только нанесены на карту, поэтому носят рекомендательный характер и не могут быть основанием для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
Так в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
В соответствии с п. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.
На основании п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно п. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса) в случаях, предусматривающих размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района, а также в случаях, не предусматривающих размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района применительно к межселенным территориям).
На основании п. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Указанное РІ части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, РёРЅРѕР№ официальной информации, РІ течение трех дней СЃРѕ РґРЅСЏ принятия такого решения Рё размещается РЅР° официальном сайте поселения (РїСЂРё наличии официального сайта поселения) или РЅР° официальном сайте РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° (РїСЂРё наличии официального сайта РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°) РІ сети В«Рнтернет.
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение Рѕ результатах публичных слушаний РїРѕ проекту планировки территории Рё проекту межевания территории подлежит опубликованию РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, РёРЅРѕР№ официальной информации, Рё размещается РЅР° официальном сайте поселения (РїСЂРё наличии официального сайта поселения) или РЅР° официальном сайте РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° (РїСЂРё наличии официального сайта РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°) РІ сети В«Рнтернет».
Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация РїРѕ планировке территории (проекты планировки территории Рё проекты межевания территории) подлежит опубликованию РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, РёРЅРѕР№ официальной информации, РІ течение семи дней СЃРѕ РґРЅСЏ утверждения указанной документации Рё размещается РЅР° официальном сайте муниципального образования (РїСЂРё наличии официального сайта муниципального образования) РІ сети В«Рнтернет».
На основании документации по планировке территории, утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа, представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на основании решения органа местного самоуправления муниципального района в соответствии с требованиями настоящей статьи.
РР· указанного следует, что красные линии должны входить РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ часть проекта планировки территории, которая должна отображаться РІ проекте межевания территории Рё утверждаться РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 45 Рё 46 Градостроительного кодекса Р Р¤ РЅР° публичных слушаниях СЃ участием всех заинтересованных лиц, Р° затем подлежит опубликованию РІ сети интернет РЅР° официальном сайте администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи.
Вместе с тем, указанная процедура в городе Сочи не проведена, из чего следует, что красные линии в городе Сочи не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и соответственно отказ по этим основаниям в предоставлении земельного участка является необоснованным.
Кроме того, отображение на картографическом материале сведений о частичном расположении «красных линий» испрашиваемого земельного участка и не может служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Доказательств утверждения границ красных линий нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления не представлено.
Также необоснованной является ссылка административного ответчика на то, что выявлено несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно: не указано наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об утверждении схемы.
Так, в схеме расположения земельного участка имеется графа для внесения сведений о том, когда и кем схема расположения земельного участка утверждена. Причем, данные сведения должны быть внесены Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи соответственно при утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ перечислены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Среди приведенных оснований отсутствует указанное в оспариваемом отказе - «не указано наименование органа местного самоуправления, принявшего решение об утверждении схемы».
Форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, установлена в приложении № 2 к приказу Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Представленная административным истцом для согласования схема образуемого земельного участка соответствует требованиям, установленным названным Приказом Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 г. N 762, доказательств подтверждающих обратное, суду не представлено.
Также является необоснованным основание в качестве отказа для оказания административному истцу муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» о том, что предложенное схемой образование земельного участка площадью 885 кв.м. приведет к нерациональному использованию муниципальных земель, т.к. планируется за счет земель общего пользования, которые могут быть использованы как коридор для существующих и будущих инженерных коммуникаций, а также, для обустройства зеленых зон.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи не учтено, что на испрашиваемой части земельного участка невозможно расположить какие-либо инженерные коммуникации обустроить зеленые зоны без нарушения прав и законных интересов Мочарова Г.Н., поскольку приведет к ограничению доступа к принадлежащему ему земельному участку и расположенному на нем жилому дому, невозможно будет организовать подъезд.
В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи также не учтено, что образование земельного участка площадью 885 кв.м. не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, что видно из схемы расположения земельного участка.
Кроме того, из земельного участка площадью 185 кв.м. невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ и Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи.
Причем данный земельный участок расположен между земельным участком с кадастровым номером 23:49:0420004:82, принадлежащим административному истцу, и землями общего пользования – дорогами.
Земельный участок площадью 185 кв.м. не может использоваться кем-то другим, поскольку фактически используется административным истцом и необходим для использования в соответствии с целевым назначением земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420004:82 – для индивидуального жилищного строительства.
Представленная схема подготовлена СЃ учетом всех требований Рє предельным размерам земельных участков, Р° именно, Рє предоставлению путем выкупа испрашиваются дополнительно участок площадью 185 РєРІ.Рј. Участок такой площади Рё конфигурации РЅРµ может быть сформирован РІ качестве самостоятельного земельного участка (Правилами землепользования Рё застройки Рі. Сочи определен минимальный размер участка РїРѕРґ РР–РЎ, который составляет 400 РєРІ.Рј).
Образуемый земельный участок имеет площадь 885 РєРІ.Рј., то есть РѕРЅ также соответствует нормам Правил землепользования Рё застройки Рі. Сочи (максимальный размер участка РїРѕРґ РР–РЎ согласно Правилами землепользования Рё застройки Рі. Сочи составляет 1000 РєРІ.Рј.)
Участок земель муниципальной собственности, площадью 185 кв.м, перераспределяемый в результате формирования образуемого земельного участка (испрашиваемый в качестве прирезаемого путем выкупа), фактически используется, благоустраивается и содержится только административным истцом, никем другим, кроме него, не используется.
Административным истцом соблюден порядок обращения в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории, однако, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в утверждении схемы расположения отказано.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).
На основании ч. 6 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
В соответствии с Постановлением администрации города Сочи № 2753 от 24 сентября 2015 года «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности» уполномоченным органом в части утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории и направления согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории определен департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, в части заключения соглашения о перераспределении земельных участков уполномоченным органом определен Департамент имущественных отношений администрации города Сочи.
Согласно п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки за исключением случаев, установленных законом.
В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. № 42, если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
На основании ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в частности – вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, а также, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
Согласно п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Мочарова Г.Н. к администрации города Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными действий, выразившихся в отказе заключения соглашения о перераспределении земель – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в оказании Мочарову Г.Н. муниципальной услуги 6.14 «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», содержащийся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать утвержденной подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в следующих координатах (система координат МСК-23):
РҐ |
Y |
|
1 |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Образовать земельный участок общей площадью 885 кв.м., путем перераспределения: земельного участка общей площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, находящегося в собственности Мочарова Г.Н., и земельного участка площадью 185 кв.м. из земель неразграниченной муниципальной собственности, расположенных в кадастровом квартале №, в границах, указанных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в сведения государственного кадастрового учета и произвести государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 885 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: Россия, <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, образуемого путем перераспределения земельного участка, находящегося в неразграниченной муниципальной собственности площадью 185 кв.м. в границах кадастрового квартала № и земельного участка площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, принадлежащего Мочарову Г.Н. на праве собственности, в границах, сформированных в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать администрацию города Сочи, в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, заключить с Мочаровым Г.Н. соглашение о перераспределении земельного участка общей площадью 885 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, путем заключения соответствующего соглашения о продаже части земельного участка площадью 185 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»