Решение по делу № 2а-178/2022 от 30.12.2021

2а-178/2022

25RS0-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнегорск                                                                      3 февраля 2022 года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Юдановой Е.Ю., при секретаре Пащенко Е.М.,

с участием старшего помощника прокурора г. Дальнегорска Пушкеля Л.А., представителя администрации Дальнегорского городского округа Алексеева М.В., представителя МОБУ «СОШ » <адрес> Горшкова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г. Дальнегорска к администрации Дальнегорского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Дальнегорского городского округа, выразившегося в непринятии мер, направленных на ресурсное обеспечение мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности МОБУ «СОШ » <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

в суд с указанным административным исковым заявлением обратился заместитель прокурора г. Дальнегорска указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения Муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> требований федерального законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму, в ходе которой выявлены нарушения пп. б п. 25 Требований антитеррористической защищенности объектов просвещения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <дата> , физическая охрана здания учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Имеющаяся в учреждение охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий. Ранее, прокуратурой города по факту указанных нарушений в адресучреждения вносилось представление об устранении нарушений закона от <дата>. Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены, надлежащая охрана учреждения не обеспечена. Также в ходе проверки установлено, что утвержденной постановлением администрации Дальнегорского городского округа от <дата> -па муниципальной программой «Развитие образования Дальнегорского городского округа на 2018-2022 годы» (в редакции от <дата>) не предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных общеобразовательных учреждений в период 2021-2022 года. Финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности было предусмотрено в программе только в период 2018-2020 года, ввиду чего, МОБУ «СОШ » <адрес> денежные средства на организацию охраны учреждения не выделены. Просит признать бездействие администрации Дальнегорского городского круга, выразившееся в непринятии мер, направленных на ресурсное обеспечение мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> незаконным; обязать администрацию Дальнегорского городского округа в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, осуществить финансирование расходов, связанных с организацией охраны здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> в течении 3 месяцев, после получения финансирования расходов администрацией Дальнегорского городского округа, связанных с обеспечением выполнения требований антитеррористической защищенности здания МОБУ «СОШ » <адрес>, организовать охрану здания учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Дальнегорска Пушкеля Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик – представитель администрации Дальнегорского городского округа Алексеев М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что со стороны администрации бездействия не имеется. По предварительной оценке управления образования стоимость обеспечения охраны общеобразовательного учреждения составляет порядка 800 000 рублей в год. С учетом того, что на территории Дальнегорского городского округа осуществляют свою деятельность 39 бюджетных учреждений, то нагрузка на бюджет Дальнегорского городского округа составит более 30 млн.рублей в год. Бюджет Дальнегорского городского округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов принят с дефицитом в размере 12,7 млн. рублей. В связи с этим в 2022 году не представляется возможным изыскать значительные бюджетные ассигнования на удовлетворение требований в части организации охраны бюджетных учреждений, в том числе МОБУ «СОШ » <адрес>. Просит увеличить срок выполнения решения суда для осуществления финансирования расходов, связанных с организацией охраны здания МОБУ «СОШ » <адрес> не ранее июля 2023 года, при формировании проекта бюджета на 2023 год будут изыскиваться дополнительные источники доходов на выполнение вышеуказанных обязательств.

Административный ответчик – представитель МОБУ «СОШ » <адрес> Горшков А.И., в судебном заседании пояснил, что с административным иском согласен, требования обоснованы, однако исполнить их в настоящее время у образовательного учреждения не имеется возможности в связи с отсутствием финансирования на указанные цели.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от <дата> №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу статьи 2 ФЗ «О противодействии терроризму», одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 2 статьи 3ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от <дата> года                  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

В соответствии с п. 2 Требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри объектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17 Требований).

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности в том числе осуществляются мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подп. б п. 25 Требований).

В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются: а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций; б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории); в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории); г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости (п.12 Требований).

В судебном заседании установлено, что муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> является учреждением, обучающимся которого, в том числе предоставляются права на охрану жизни и здоровья. Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также работников учреждения.

Комиссией, проводившей обследование и категорирования учреждению МОБУ «СОШ » <адрес> в соответствии с Требованиями антитеррористической защищенности присвоена третья категория опасности.

Прокуратурой г. Дальнегорска при проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму, установлено, что имеющаяся в учреждение охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как вахтеры и сторожа, состоящие в штате МОБУ «СОШ » <адрес>, не могут обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.

Прокуратурой города по факту указанных нарушений в адрес учреждения вносилось представление об устранении нарушений закона от <дата>. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения закона не устранены, надлежащая охрана учреждения не обеспечена.

Таким образом, указанное нарушение имеет длящийся характер, охрана учреждения в нарушение Требований антитеррористической защищенности не обеспечена с 2017 года.

Приведенные выше нормы права, содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений, целью которых является обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения образования в течение образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В нарушение подп. б п. 25 Требований антитеррористической защищенности МОБУ «СОШ » <адрес> не обеспечена охрана сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (ст. 5.2Федерального закона от <дата> №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации <дата>).

Между тем, как установлено в ходе судебного заседания, утвержденной постановлением администрации Дальнегорского городского округа от <дата> -па муниципальной программой «Развитие образования Дальнегорского городского округа на 2018-2022 годы» (в редакции от <дата>) не предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных общеобразовательных учреждений в период 2021 - 2022 года.

Доказательств, что администрацией Дальнегорского городского округа были выделены денежные средства МОБУ «СОШ » <адрес> на организацию охраны учреждения в соответствии с подп. б п. 25 Требований антитеррористической защищенности суду не представлено.

Учитывая вышеизложенное, со стороны администрации Дальнегорского городского круга имеет место бездействие, выразившееся в непринятии мер, направленных на ресурсное обеспечение мероприятий, для обеспечения антитеррористической защищенности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>.

Таким образом, суд полагает, что требования, изложенные в административном исковом заявлении, подлежат удовлетворению в полном объеме.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края и МОБУ «СОШ » <адрес>, полагая, что сроки 12 месяцев и 3 месяцев соответственно являются разумными и обоснованными.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

        административное исковое заявление прокурора г. Дальнегорска к администрации Дальнегорского городского округа, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Дальнегорского городского круга, выразившееся в непринятии мер, направленных на ресурсное обеспечение мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> незаконным.

Обязать администрацию Дальнегорского городского округа в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, осуществить финансирование расходов, связанных с организацией охраны здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> в течение 3 месяцев после получения финансирования расходов администрацией Дальнегорского городского округа, связанных с обеспечением выполнения требований антитеррористической защищенности здания муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, организовать охрану здания учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                          Е.Ю. Юданова

2а-178/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г.Дальнегорска
Ответчики
Администрация Дальнегорского городского округа
МОБУ средняя общеобразовательная школа №5
Суд
Дальнегорский районный суд Приморского края
Судья
Юданова Екатерина Юрьевна
Дело на странице суда
dalnegorsky.prm.sudrf.ru
30.12.2021Регистрация административного искового заявления
30.12.2021Передача материалов судье
01.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2022Подготовка дела (собеседование)
28.01.2022Рассмотрение дела начато с начала
02.02.2022Подготовка дела (собеседование)
02.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2022Судебное заседание
07.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее