Дело № 2 – 1997 / 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области Российской Федерации в составе:
председательствующей судьи Бондаревой Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Тарановой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявлением Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-Космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации к Беляеву ФИО8 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-Космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации в лице генерала-лейтенанта Пенькова М., обратился в суд с иском к Беляеву Д.С., с которого просят взыскать средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 294775 рублей.
В обосновании исковых требований указано, что Беляев ФИО9 ДД.ММ.ГГ года рождения, добровольно поступил на военную службу ДД.ММ.ГГ через отдел военного комиссариата Калининградской области по Гурьевскому району. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Беляев Д.С. проходил военную службу на 7 факультете (№ учебная группа) Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского в воинском звании «рядовой». Так, приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ (по личному составу) Беляев Д.С. с ДД.ММ.ГГ зачислен на первый курс в Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, назначен на воинскую должность курсанта. ДД.ММ.ГГ рядовой Беляев Д.С. добровольно заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. Приказом начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского от ДД.ММ.ГГ (по строевой части) № Беляев Д.С. с ДД.ММ.ГГ зачислен в списки личного состава академии, поставлен на все виды обеспечения и приступил к исполнению служебных обязанностей. Приказом начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (по личному составу) от ДД.ММ.ГГ № рядовой Беляев Д.С. был отчислен из федерального государственного бюджетного образовательного учреждения по неуспеваемости (подпункт «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и приказом от ДД.ММ.ГГ № рядовой Беляев Д.С. курсант 4 курса 7 факультета (учебная группа №) исключен из списков личного состава академии с ДД.ММ.ГГ и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат <адрес >. При этом в 2017 году при заключении контракта о прохождении военной службы рядовой Беляев Д.С. взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в случаях, предусмотренных требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в размере 90 700,00 девяносто тысяч семьсот рублей за год обучения. Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Беляевым Д.С. подлежит возмещению сумма в размере 294775 рублей. Однако ответчик в добровольном порядке на счет Академии денежных средств не переводил. Необходимость удержания соответствующей суммы включена в приказ начальника академии от ДД.ММ.ГГ № (по строевой части) об отчислении рядового Беляева Д.С. от обучения в академии и исключении из списков личного состава. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ст.ст. 15, 309,310 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №, просил разрешить спор в судебном порядке.
Представитель истца Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-Космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. Представитель истца по доверенности Попова Е.А., в письменном заявлении просила дело рассмотреть в отсутствии представителя, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Беляев Д.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени его проведения. В письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствии, при этом выразил не согласие с заявленными истцом требованиями, указав, что поскольку он является полной сиротой, то денежные средства, затраченные на его обучение по закону, имеет право не выплачивать.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 322-О).
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (пункт 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, пункт 10 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
Заключая указанный контракт, граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Обязанность граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, установленная пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", предполагает возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в п. 7 ст. 35 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также размер подлежащих возмещению средств включается в контракт о прохождении военной службы.
В судебном заседании установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ (по личному составу) Беляев Д.С. с ДД.ММ.ГГ зачислен на первый курс в Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, назначен на воинскую должность курсанта.
ДД.ММ.ГГ рядовой Беляев Д.С. добровольно заключил контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.
Приказом начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского от ДД.ММ.ГГ (по строевой части) № Беляев Д.С. с ДД.ММ.ГГ зачислен в списки личного состава академии, поставлен на все виды обеспечения и приступил к исполнению служебных обязанностей.
Приказом начальника Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского (по личному составу) от ДД.ММ.ГГ № рядовой Беляев Д.С. на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был отчислен из федерального государственного бюджетного образовательного учреждения по неуспеваемости и приказом от ДД.ММ.ГГ № рядовой Беляев Д.С. курсант 4 курса 7 факультета (учебная группа 764) исключен из списков личного состава академии с ДД.ММ.ГГ и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Гурьевского района Калининградской области.
Постановлением Правительства РФ N 402 от 25.06.2007 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку граждан РФ в военных и образовательных учреждениях профессионального образования.
Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГ при заключении контракта о прохождении военной службы рядовой Беляев Д.С. взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную (специальную) подготовку в случаях, предусмотренных требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в размере 90700 рублей за год обучения.
Согласно представленному истцом расчету сумма подлежащая возмещению ответчиком, затраченная на его военную и специальную подготовку за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составляет 294775 рублей.
Судом проверен расчет подлежащих возмещению денежных средств, расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждения профессионального образования, является арифметически правильным, обоснованным и сомнений не вызывает, соответственно может быть положен в основу принимаемого по делу решения.
В судебном заседании установлено, что действительно ответчик Беляев Д.С. в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 1 вышеуказанного закона, полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования предполагают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения.
В то же время, ни указанным Законом, ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена обязанность государства осуществлять финансирование фактических затрат на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования в случае их виновного поведения.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О п. 7 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предполагает возмездность получения образования в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Предусмотренная же этим пунктом обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение. Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.
Таким образом, довод ответчика о том, что он является сиротой, в связи с чем, освобожден от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его обучение, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку положения вышеуказанного закона не предусматривают оснований для освобождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей от обязанности по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную подготовку и отчисленных в связи с нежеланием продолжать обучение, то есть виновным поведением самого ответчика.
В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку, в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, которая в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет 6147 рублей 75 копеек.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-Космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации к Беляеву ФИО10 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, – удовлетворить.
Взыскать с Беляева ФИО11 – ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес >, зарегистрированного по адресу: <адрес >, в пользу Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-Космическая академия имени А.Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации средства федерального бюджета, затраченные на подготовку в военном образовательном учреждении в сумме 294775 рублей.
Взыскать с Беляева ФИО12 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6147 рублей 75 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2020 года.
Судья Е.Ю. Бондарева