Дело № 2-2639/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2018 года г.Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Валеевой Э.Х., с участием истца Ильина А.А., представителя истца Тыца П.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Ильина А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии с применением повышающего коэффициента,
установил:
Ильин А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об обязании применить повышенный коэффициент отношения заработка в размере 1,9 и пересчитать на этом основании размер получаемой истцом пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости на основании п.п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как лицо длительное время проработавшее в районах Крайнего Севера, о чем выдано удостоверение ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился к ответчику с требованием о перерасчете размера получаемой им пенсии, указывая на то, что при расчете размера пенсии ответчиком было применено значение районного коэффициента отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной зарплате в Российской Федерации равной 1,7. Получив отказ в перерасчете пенсии, и не согласившись с ним, истец обратился в суд с иском, считая, что в местности, где проходила его работа, к заработной плате работников энергетики и электрификации, к которым он относится, применяется районный коэффициент 1,8. Таким образом, поскольку истец работал в районе Крайнего Севера и к его заработной плате применялся районный коэффициент 1,8, то в силу закона при начислении пенсии коэффициент отношения заработка должен составлять 1,9.
В судебном заседании истец Ильин А.А. и его представитель Тыц П.О., действующий на основании письменного заявления доверителя, поддержали заявленные истцом требования по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить. Представитель истца дополнительно пояснил, что ответчик мотивировал свой отказ в пересчете размера пенсии истцу тем, что местом работы истца является место нахождения работодателя, то есть место его регистрации, которое не отнесено к местности, севернее Полярного круга. Однако, фактическое место работы истца находилось именно в районе, расположенном севернее Полярного круга, что подтверждено самим работодателем, в связи с чем ответчиком необоснованно к расчету пенсии применены отношения среднемесячного заработка истца и повышающего коэффициента к размеру его пенсии. При этом представитель пояснил, что с заявлением о перерасчете размера пенсии истец обратился к ответчику в апреле 2018 года, на которое пенсионным фондом ДД.ММ.ГГГГ дан письменный отказ, и с указанной даты истец просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с применением повышающего коэффициента, равного 1,9.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии, извещенного надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, представлено письменное заявление с просьбой об отказе в удовлетворении требований истца, ввиду их несоответствия требованиям пенсионного законодательства, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Так, ответчик ссылается на то, что размер пенсии истца верно установлен с применением коэффициента 1,7 и оснований для применения повышенного отношения заработка 1,9 не имеется, поскольку во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти, а если ими установлены разные районные коэффициенты, то учитывается коэффициент, установленный в данных районе или местности для работников непроизводственных отраслей. На территории ЯНАО севернее Полярного круга к заработной плате для работников производственных отраслей утвержден районный коэффициент 1,8, для работников непроизводственных отраслей – 1,5, а поскольку районные коэффициенты разные, необходимо учитывать коэффициент 1,5. С учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5 при определении размера страховой пенсии отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в РФ должно учитываться не свыше 1,7.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» в лице его филиала Северные электрические сети, надлежащим образом извещенное о времени и месте разбирательства дела, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя и вынести решение на усмотрение суда.
Рассмотрев исковые требования, выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцу Ильину А.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д.4).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № (л.д. 5-7), на обращение Ильина А.А. о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета, расчетных показателей и порядке расчета размера страховой пенсии по старости, дан ответ с разъяснением порядка расчета и назначения истцу страховой пенсии по старости (ранее трудовой пенсии по старости).
Не согласившись с разъяснениями ответчика в части расчета соотношения среднемесячной заработной платы истца за время его работы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа к среднемесячной заработной плате в РФ, ДД.ММ.ГГГГ Ильин А.А. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии путем применения коэффициента 1,9, так как для расчета ответчиком был принят период его работы в местах, где районный коэффициент заработной платы установлен 1,8 (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Ильину А.А. дан письменный ответ с отказом в удовлетворении его заявления о применении повышенного отношения заработка 1,9 при определении расчетного размера пенсии (л.д. 42-43).
Ссылаясь на неверное применение пенсионный органом при расчете пенсии размера отношения заработка, Ильин А.А. обратился в суд с вышеназванным иском.
По подпункту 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент назначения истцу пенсии по старости) трудовая пенсия по старости назначалась мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначалась с уменьшением возраста, установленного статьей 7 названного Закона (60 лет для мужчин), на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Согласно пункту 3 статьи 30 этого же закона – Федерального закона РФ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
- не свыше 1,4 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
- не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
- не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
В соответствии со статьей 15 вступившего в силу с 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК х СПК, где
СПст – размер страховой пенсии по старости;
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
При этом величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП, где
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года;
ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;
КвСП – коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
В целях определения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года, применяется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в связи с введением в действие данного Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 руб.) х Т, где:
ПК – величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Закона;
450 рублей – размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 года;
Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 Федерального закона).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где
РП – расчетный размер трудовой пенсии;
СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 руб. 00 коп.).Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
- не свыше 1,4 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к. г азотной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
- не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к работной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
- не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 55 лет и женщины, достигшие возраста 50 лет, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет), в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, территория Ямало-Ненецкого автономного округа, трудовую деятельность в котором осуществлял истец, является районом Крайнего Севера.
В силу статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года №216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 года, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Приложением №1 к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.09.1964 №380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» установлено, что к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,5, в числе прочих, относится Тюменская область – Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга.
В Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 №670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 №25-23/5995 также разъяснено, что к заработной плате работников непроизводственных отраслей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа применяется районный коэффициент в размере 1,5.
Вместе с тем, постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.06.1968 №165/15 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга» утвержден районный коэффициент 1,8 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало- Ненецкого национального округа севернее Полярного круга. При этом установлено, что расходы, связанные с введением указанного коэффициента, производятся в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим министерствам и ведомствам.
Кроме того, постановлением Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года №76 Советам Министров республик, входящим в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочим и служащим в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размером этих коэффициентов. Однако данным Постановлением было определено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Аналогичное положение содержалось в абз. 2 ст. 10 Закона РФ №4520-1, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Во исполнение вышеназванного Постановления решением исполнительного комитета совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа №25 от 25 февраля 1991 года с 01 марта 1991 года установлен районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей в размере 1,8 севернее Полярного круга и 1,7 южнее Полярного круга.
Согласно справке Акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» Филиала Северные электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ № к заработной плате истца Ильина А.А. в период его работы в данной организации применялся районный коэффициент в указанном размере – 1,8 (л.д. 11).
Между тем для работников непроизводственных отраслей Ямало-Ненецкого автономного округа к северу от Полярного круга Постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС установлен коэффициент в размере 1,5 (в частности Постановлениями от 04.09.1964 №379/П-18 и №380/П-18, а также Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 19.01.1961 №45/2 и от 21.07.1961 №302/19).
Таким образом, поскольку органами государственной власти СССР установлены и соответственно применялись разные районные коэффициенты к заработной плате работников в рассматриваемом населенном пункте ЯНАО, то в силу приведенных выше норм права учету подлежит коэффициент, установленный для работников непроизводственных отраслей.
Поскольку при расчете пенсии для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера, в которых, как в рассматриваемом случае, к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8, учитывается отношение ЗР/ЗП не свыше 1,7, то правовых оснований для перерасчета пенсии истца с применением отношения заработка 1,9 не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований истца следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении требований Ильина А.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии о возложении обязанности применить повышенный коэффициент отношения заработка в размере 1,9 и пересчитать на этом основании размер получаемой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 03 сентября 2018 года.
Судья С.Н. Тигина