Судья Нуруллина Л.М. УИД 16RS0049-01-2022-004541-65
Дело № 2-2617/2022
Дело № 33-15408/2022
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 ноября 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Новосельцева С.В., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 июля 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Загитовой Вероники Викторовны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан включить в стаж Загитовой Вероники Викторовны для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды:
- период работы с 31 декабря 2002 года по 04 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района города Казани» в календарном порядке;
- периоды нахождения в учебных отпусках с 15 марта 2004 года по 27 марта 2004 года, с 17 мая 2005 года по 20 мая 2005 года в должности врача акушера-гинеколога МУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» города Казани в календарном порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан в пользу Загитовой Вероники Викторовны 300 рублей в возврат государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца Загитовой В.В. - Верхова О.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Загитова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделению Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что при обращении в Управление ПФР в Ново-Савиновском районе города Казани по поводу оформления досрочной страховой пенсии ей было отказано во включении в специальный стаж следующих периодов работы:
- период работы с 31 декабря 2002 года по 4 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога медсанчасти КАПО им. С.П. Горбунова;
- периоды нахождения в учебных отпусках с 15 по 27 марта 2004 года, с 17 по 20 мая 2005 года в должности врача акушера-гинеколога МУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» города Казани.
При этом ответчиком неправомерно учтены в календарном порядке следующие периоды работы истца:
- с 6 марта 1986 года по 26 января 1988 года в должности акушерки родильного отделения Городской больницы № 4 города Казани;
- с 26 января 1988 года по 31 августа 1993 года в должности акушерки отделения патологии беременности Родильного дома № 3 города Казани.
Считает данный отказ ответчика неправомерным, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в медико-санитарных частях, являющихся структурными подразделениями организаций.
Также указывает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения страховой пенсии по старости. Действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя по направлению работников на курсы повышения квалификации и право работника на профессиональную подготовку, а также гарантии для работников, обучающихся на курсах повышения квалификации, в виде сохранения средней заработной платы и рабочего места.
В периоды ее нахождения в учебных отпусках с 15 по 27 марта 2004 года и с 17 по 20 мая 2005 года в должности врача акушера-гинеколога МУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» города Казани за ней сохранялась средняя заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов, следовательно, данные периоды должны включаться в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, в том же исчислении, как и периоды работы.
Согласно пункту 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности в должности акушерки родильного отделения и отделения патологии беременности засчитывается в стаж работы, как один год работы за один год и 6 месяцев.
Таким образом, период ее работы истца 6 марта 1986 года по 26 января 1988 года в должности акушерки родильного отделения Городской больницы № 4 города Казани и с 26 января 1988 года по 31 августа 1993 года в должности акушерки отделения патологии беременности родильного дома № 3 города Казани подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии, как один год работы за один год и 6 месяцев.
На основании изложенного просила обязать отделение ПФР в Республике Татарстан включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии следующие периоды: период работы с 31 декабря 2002 года по 4 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога медсанчасти КАПО им. С.П. Горбунова в календарном порядке; периоды нахождения в учебных отпусках с 15 по 27 марта 2004 года и с 17 по 20 мая 2005 года в должности врача акушера-гинеколога МУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» города Казани в календарном порядке; с 6 марта 1986 года по 26 января 1988 года в должности акушерки родильного отделения Городской больницы № 4 города Казани и с 26 января 1988 года по 31 августа 1993 года в должности акушерки отделения патологии беременности Родильного дома № 3 города Казани в льготном порядке, как один год работы за один год и 6 месяцев; взыскать с Отделения ПФР в Республике Татарстан в ее пользу расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле были привлечены КАПО им. С.П. Горбунова и ГАУЗ «Клиника медицинского университета».
Также в ходе рассмотрения дела исковые требования были увеличены, Загитова В.В. просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а представитель истца Верхов О.А. просил включить в специальный стаж истца период работы с 31 декабря 2002 года по 4 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога ЗАО «Консультативно-диагностический центр» Авиастроительного района города Казани, остальные требования просил удовлетворить в прежней редакции.
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить уточненные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание также не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц КАПО им. С.П. Горбунова и ГАУЗ «Клиника медицинского университета» в судебное заседание не явились, извещены.
Судом в приведенной выше формулировке принято решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
В апелляционной жалобе пенсионный орган выражает несогласие с решением суда только в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 1 марта 2003 года по 4 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога ЗАО «Консультативно-диагностический центр» Авиастроительного района города Казани. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указывается, что форма и наименование учреждения, где в спорный период работала Загитова В.В., не предусмотрены постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ГУ – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца – Верхов О.А. с доводами жалобы не согласился.
Выслушав пояснения явившегося лица, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пунктом «н» статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Судом установлено, что 29 марта 2021 года Загитова В.В. обратилась в отдел установления пенсий № 1 ОПФР по Республике Татарстан с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением пенсионного органа ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, выработано 25 лет 3 месяца 26 дней.
Из данного решения следует, что в специальный стаж истца не включены периоды: с 31 декабря 2002 года по 02 марта 2004 года в должности врача акушера-гинеколога медсанчасти КАПО им. С.П. Горбунова, поскольку наименование учреждения не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №300-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения; периоды нахождения в учебных отпусках с 15 марта 2004 года по 27 марта 2004 года, с 17 мая 2005 года по 20 мая 2005 года в должности врача акушера-гинеколога МУЗ «Центр планирования семьи и репродукции» г. Казани в календарном порядке на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела ответчиком было представлено новое решение от 4 июля 2022 года № 238904/21, согласно которому истцом выработано 29 лет 00 месяцев 28 дней, не включены в специальный стаж период работы с 1 января 2003 года по 2 марта 2004 года в должности врача акушера-гинеколога ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не предусмотрены иные организационно-правовые формы юридических лиц, отличные от учреждения, а также периоды нахождения в учебных отпусках.
С данным решением истец также не согласен.
Разрешая спор и удовлетворяя требование истца в части включения в специальный стаж периода работы с 31 декабря 2002 года по 04 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района города Казани», суд первой инстанции исходил из того, что несмотря на то обстоятельство, что по своей организационно-правовой форме указанная организация является акционерным обществом, оно было создано на базе медико-санитарной части Казанского авиационного производственного объединения им. С.П. Горбунова (городской поликлиники № 4) и ей были переданы функции муниципального учреждения здравоохранения, которые оказываются населению бесплатно по программе обязательного страхования.
С выводом суда в части включения в специальный стаж Загитовой В.В. спорного периода работы судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ответчиком оспаривается период работы истца с 1 марта 2003 года по 4 января 2004 года в должности врача акушера-гинеколога ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района.
Вместе с тем, Загитова В.В. работала в данном медицинском учреждении с 31 декабря 2002 года по 4 января 2004 года, следовательно, с решением суда в части включения в специальный стаж периода работы истца с 31 декабря 2002 года по 28 февраля 2003 года пенсионный орган согласен.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений. Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии; в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года
№ 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских, пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В пункте 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ параграф 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации «Некоммерческие организации», куда входила и статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, признан утратившим силу с 1 сентября 2014 года.
Аналогичные нормы об учреждении содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Вместе с тем, в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации вправе устанавливать тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера ее деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В этой связи, требования правового регулирования в сфере здравоохранения обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).
При этом штатные нормативы, которые предусмотрены в соответствующих порядках оказания медицинской помощи, не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 1920-О).
В разделе «Наименование учреждений» Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, закрытое акционерное общество не предусмотрено.
В то же время, ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» образован на базе медико-санитарной части КАПО имени С.П. Горбунова, где Загитова В.В. работала в период с 13 сентября 1996 года по 30 декабря 2002 года в должности врача акушера-гинеколога и в порядке перевода была принята на ту же должности в ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района». Таким образом, должностные обязанности истца при изменении организационно-правовой формы юридического лица не изменились.
Более того, как верно указано в решении суда, после ликвидации медико-санитарной части КАПО имени С.П. Горбунова, период работы истца в котором ответчиком зачтен в специальный стаж Загитовой В.В., медико-санитарную помощь населению осуществляло ЗАО «Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района» (л.д.33, 84), в том числе бесплатно, по программе обязательного медицинского страхования.
При изложенных основаниях суд первой инстанции обоснованно включил спорный период в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 июля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающих трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи