УИД 37RS0013-01-2024-001474-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2024 года п. Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретаре Еленко М.С., с участием помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцовой Е.А., представителя ответчика администрации Палехского муниципального района Ивановской области Якубовой С.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Ивановская лесопромышленная компания» Портнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Палех дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Палехского муниципального района о признании незаконным образования (формирования) земельного участка и исключения сведений об этом земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор (далее по тексту – Прокурор) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Палехского муниципального района о признании незаконным образования земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного в 700 метрах на юго-востоке от бывшего пункта деревни Савино Палехского района Ивановской области и исключения сведений об этом земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявленные требования прокурор обосновывает следующим.
На основании постановления Главы Палехского муниципального района от 20 ноября 2008 года №536 сформирован земельный участок с кадастровым номером №, категория земли – сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - «для целей ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей» (далее по тексту – Земельный участок №1).
Фактически указанный земельный участок занят лесными насаждениями (покрыт лесной растительностью), относится к землям лесного фонда, из собственности РФ не выбыл.
Земельный участок №1 накладывается на земельный участок из земель лесного фонда с кадастровым номером № (часть <данные изъяты>). Площадь наложения составляет <данные изъяты> га.
Право собственности Российской Федерации на Земельный участок №2 зарегистрировано в ЕГРН 23 сентября 2009 года на основании лесоустройства 2000 года.
Актуальные границы Южского лесничества установлены Федеральным агентством лесного хозяйства от 07.03.2018 №149, реестровый номер 37:00-15.2.
Прокурор Скворцова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об их удовлетворении в полном объеме.
От ответчика администрации Палехского муниципального района поступил отзыв на заявленные требования, в котором указано, что Земельный участок №1 был выделен из земель колхоза «Палехский». На этом земельном участке расположены земельные насаждения, входящие в состав лесного фонда Ивановской области. В настоящее время этот участок администрацией Палехского муниципального района никому не предоставлен.
Представитель ответчика Якубова С.В. в судебном заседании пояснила, что согласна с заявленными требованиями, поддерживает сведения, указанные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Портнов А.А. в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить, пояснив, что спорный земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, входит в состав другого земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Ивановская лесопромышленная компания» на срок 49 лет.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по федеральному центральному округу, Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явились, хотя о месте и времени рассмотрения дела указанные лица были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств от указанных лиц об отложении рассмотрения дела не поступало.
От третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета Ивановской области по лесному хозяйству поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо указывает, что считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, которые не явились на рассмотрение дела.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно выписки из ЕГРН от 03 октября 2024 года земельный участок, кадастровый № (ранее присвоенный кадастровый №), площадью <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для целей ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, расположенный в 700 метрах на юго-восток от бывшего пункта д. Савино Палехского района Ивановской области зарегистрирован 26 ноября 2008 года. На момент регистрации земельный участок выделен в натуре. Как на момент регистрации, так и в настоящее время отсутствуют сведения о собственнике земельного участка и его обременениях. Указанные обстоятельства подтверждаются: выпиской из ЕГРН от 30 сентября 2024 года (л.д.41-50); кадастровым паспортом земельного участка от 08 октября 2009 года (л.д.61-62).
Согласно выписки из ЕГРН от 06 ноября 2024 года земельный участок, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв. метров, категории земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – эксплуатационные леса, расположенный в кварталах 4-15, части 1,2 Палехского участкового сельского лесничества Палехского муниципального района Ивановской области (расположен на землях бывшего СПК «Палехский»), зарегистрирован на праве собственности за РФ 23 сентября 2009 года, с 26 октября 2020 года сдан в аренду на срок 49 лет ООО «Ивановская лесопромышленная компания» (ИНН №). Граница этого земельного участка не выделена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 06 ноября 2024 года (л.д.32-40).
Согласно п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (в редакции, действующей как на 26.11.2008 года, так и на 23.09.2009 года) (далее по тексту - Лесной кодекс РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из п. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ, подпункта 1 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в редакции, действующей как на 26.11.2008 года, так и на 23.09.2009 года) (далее по тексту - ЗК РФ) леса могут находиться на землях, целевое назначение которых - сельскохозяйственное.
Согласно п. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ и ст. 15 ЗК РФ леса, находящиеся на землях, целевое назначение которых сельскохозяйственное, могут находиться в собственности как граждан, так и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно п. 1 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно п. 2 ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Согласно п. 3 ст. 10 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 4 ст. 12 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно п. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно п. 1 ст. 108 Лесного кодекса РФ к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 Лесного кодекса РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Судом установлено следующее.
На момент формирования и регистрации 26 ноября 2008 года Земельного участка №1 администрация Палехского муниципального района Ивановской области знала, что этот земельный участок, покрытый лесом, является собственностью РФ, был предназначен для ведения лесного хозяйства, а, следовательно, входил в состав лесного фонда и не являлся земельным участком сельскохозяйственного назначения, на котором находились защитные леса, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, что подтверждается:
-постановлением Главы Палехского муниципального района от 20 ноября 2008 года №536, которым постановлено сформировать земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом, находящегося в государственной собственности, до разграничения прав на землю, расположенного в 700 метрах на юго-восток от бывшего пункта д. Савино, общей площадью <данные изъяты> кв. м для ведения лесного хозяйства (л.д.78);
-постановлением Главы Палехского муниципального района от 05 августа 2009 года №566-п, согласно которого в постановление от 20 ноября 2008 года №536 внесены изменения: слова «…для ведения лесного хозяйства» заменены словами: «…для целей ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей (л.д.80);
-решением Арбитражного суда Ивановской области по делу №А17-3413/2027 от 22 ноября 2017 года, вступившим в законную силу, в котором зафиксировано, что администрация Палехского муниципального района признавала, что при формировании Земельного участка №1 в 2008 году, на котором расположен лес, правообладателем которого являлся Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, землям ошибочно была присвоена категория земель сельскохозяйственного назначения, хотя эти леса относятся к лесам лесного фонда. Указанным решением установлено, что Земельный участок №1 с 2008 года по день вынесения решения относился к землям лесного фонда, а не сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда.
Согласно п. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ порядок проведения лесоустройства определяется правительством РФ.
Согласно п. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков (подпункт 1); проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (подпункт 2); проектирование лесных участков (подпункт 3); закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (подпункт 4); таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов) (подпункт 5); проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (подпункт 6).
Согласно п. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно п. 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закон №221-ФЗ).
Согласно ст. 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 3 ст. 108 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к эксплуатационным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 81 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов власти РФ в области лесных отношений относятся: установление границ лесничеств, лесопарков, а также определения их количества (п.32); установление порядка ведения государственного лесного реестра (п. 35); отнесение лесов к эксплуатационным (п.41).
Согласно п. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности. Законодательство, действующее в 2008 году, не наделяло органы местного самоуправления полномочиями по формированию лесных участков, относящихся к категории земель лесного фонда и производству их государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей как на 26.11.2008 года, так и на 23.09.2009 года) (далее по тексту – Закон №201-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 4.2 Закона №201-ФЗ план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2010 года, признается юридически действительным.
Согласно п. 2 ст. 4.3 Закона №201-ФЗ право собственности РФ на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса РФ, признаются соответственно правом собственности РФ на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Согласно лесоустройства 2000 года - плана лесонасаждений Палехского сельского лесхоза СПК «Палехский» (л.л.104) и лесоустройства 2016 года – плана лесонасаждений ОГКУ СПК «Палехский» Палехское сельское участковое лесничество ОГКУ «Южское лесничество» Ивановской области (л.д.105) Земельный участок №1, на котором произрастают лесные насаждения, относится к гослесфонду. То, что в вышеуказанных планах лесонасаждений и выписке из ЕГРН от 03 октября 2024 года содержатся сведения именно о Земельном участке №1, подтверждается планами этого земельного участка, который идентифицирует специфическая конфигурация его границ.
Земельный участок №1 налагается полностью на Земельный участок №2, что подтверждается выпиской из Государственного лесного реестра и картой-схемой расположения участка лесного фонда (л.д.10, 11), признается ответчиком.
Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.
Поскольку Земельный участок №1, собственником которого является РФ, сформирован лицом, не имеющим право на его формирование, в виды разрешенного пользования этого земельного участка ошибочно внесено, что он предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, с момента регистрации этого земельного участка до настоящего время право собственности на этот земельный участок не зарегистрировано, никаких обременений он не имеет, Земельный участок №1 полностью входит в состав Земельного участка №2, собственником которого является РФ, то образование Земельного участка №1 следует признать незаконным и исключить его из ЕГРН.
Принятием указанного решения подлежат защите законные интересы РФ, а также права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку спорные земли лесного фонда и лесные насаждения будут эксплуатироваться в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Палехского муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным образование (формирование) администрацией Палехского муниципального района земельного участка земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в 700 метрах на юго-востоке от бывшего пункта деревни Савино Палехского района Ивановской области и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об этом земельном участке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья С. В. Луговцева
«Решение изготовлено в окончательной форме 06 декабря 2024 года»
Председательствующий судья С. В. Луговцева