Решение по делу № 12-104/2022 от 03.03.2022

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2022 года                                                                   город Усолье-Сибирское

Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителей СХПК «Усольский Свинокомплекс» Сухого М.М. и Ронжиной Е.М., заместителя Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Доржиева Б.А., рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев дело № 38RS0024-01-2022-001027-33 (12-104/2022) по жалобе представителя по доверенности СХПК «Усольский свинокомплекс» Е.М. Ронжиной на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Быкос Д.Ф. № Н-485 (07-31-2021/96-21) от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица СХПК «Усольский свинокомплекс»,

установил:

Постановлением № Н-485 (07-31-2021/96-21) государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Быкос Д.Ф. от 14 февраля 2022 года юридическое лицо СХПК «Усольский свинокомплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник юридического лица Ронжина Е.М. подала жалобу, указав в её обоснование, что с указанным постановлением юридическое лицо не согласно, считает привлечение его к административной ответственности незаконным по следующим основаниям.

Основанием для привлечения Кооператива к административной ответственности послужили результаты проверки Ангарской межрайонной природоохранной прокуратуры исполнения юридическим лицом требований природоохранного, земельного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по производству сельскохозяйственных товаров (продукции), при обращении с отходами животноводства, в том числе при размещении на землях сельскохозяйственного назначения (акт от 31 мая 2021 г.) и аналогичной внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 06 апреля по 11 мая 2021 года, на основании Приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 05.04.2021 № 322-од Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс», оформленной актом проверки от 18.05.2021 № ВЗТН-344-в (Акт проверки).

Согласно постановлению об административном правонарушении Кооперативу фактически вменяются следующие нарушения:

    в нарушение условий пользования недрами (лицензии ИРК 03607 ВЭ и ИРК 03072 ВЭ) отсутствует разработанная программа мониторинга подземных вод;

    в нарушение условия пользования недрами (лицензии ИРК 03607 ВЭ и ИРК 03072 ВЭ) не предоставлены ежегодные отчеты по результатам мониторинга подземных вод в срок до 15 января следующего за отчетный год.

Указанные нарушения не являются составом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.9 КоАП РФ

Росприроднадзором в отношении Кооператива была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой 07.04.2021 г. года специалистами филиала "ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону" ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск отобраны пробы воды из скважин контрольно-наблюдательной сети.

Результаты лабораторных исследований отражены в постановлении от 14.02.2022 года, в таблице 2 на стр. 7.

Согласно данным исследованиям указано, что по некоторым показателям присутствует превышение, относительно фоновой скважины, при этом в нарушение Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к, обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296) пробы воды на предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков не отбирались.

В постановлении от 14.02.2022 года указано, что согласно информации, полученной от Иркутского территориального центра государственного мониторинга геологической среды (письмо исх. № 11-2021М от 09.04.2021 года) вода по качеству в целом соответствует питьевым нормативам, периодически наблюдается повышение жесткости и железа выше ПДК, по остальным показателям содержание веществ не превышало питьевых норм (абз. 5 стр. 3 Постановления от 14.02.22).

В ходе рассмотрения материалов административного производства были представлены возражения, которые не нашли должного отражения и объективной оценки при вынесении постановления о назначении административного наказания.

В качестве доказательства, подтверждающего правонарушение, должностным лицом указано только постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 июня 2021 года, иных доказательств в обоснование виновности лица должностным лицом не приведено. Напротив, постановление от 14.02.2022 содержит информацию из документов, которые опровергают выводы должностного лица.

Постановление должностного лица не мотивировано, доводы лица, привлекавшегося к административной ответственности, по существу надлежащим образом должностным лицом не рассмотрены, все обстоятельства по делу не установлены, отсутствует указание на доказательства, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности Кооператива, соответственно им не дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о нарушении должностным лицом процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предписывающих необходимость полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств дела.

В ходе рассмотрения материалов административного дела были грубо нарушены права юридического лица:

    принятие к рассмотрению материалов, полученных с нарушением требований законодательства;

    не рассмотрены все доводы и доказательства, представленные защитниками по делу;

    -    не доказана вина юридического лица;

    отсутствует событие и состав административного правонарушения, вменяемого юридическому липу;

    дело рассмотрено государственным инспектором, заинтересованным в его исходе.

Государственным инспектором не установлена вина во вменяемом Кооперативу административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.9 КоАП РФ, как и само событие административного правонарушения.

    Просила: отменить полностью постановление государственного инспектора РФ вобласти охраны окружающей среды по Иркутской области, а также поРеспублике Бурятия в границах центральной экологической зоны иэкологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории,консультанта отдела государственного геологического надзора Межрайонногоуправления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природнойтерритории Быкос Давида Федоровича от 14.02.2022 года № Н-485 (07-31/2021/96-21); прекратить производство - по делу об административномправонарушении в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс».

    Представители юридического лица СХПК «Усольский свинокомплекс» Сухой М.М. и Ронжина Е.М. в судебном заседании настаивали на доводах жалобы по всем изложенным в ней основаниям.

    Заместитель Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Доржиев Б.А. возражал против жалобы, просил оставить постановление без изменения.

Допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор в области охраны окружающей среды Быкос Д.С., Сакун М.Г. пояснили, что правонарушение имело место быть, доводы жалобы сводятся к переоценке.

    Иные заинтересованные лица на рассмотрение жалобы не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей Сухого М.М., Ронжину Е.М., заместителя прокурора Доржиева Б.А., свидетелей Быкос Д.Ф. и Сакун М.Г., обозрев оригинал материала дела об административном правонарушении № Н-485 (07-31-2021/96-21), изучив доводы жалобы, исследовав материалы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица СХПК «Усольский свинокомплекс» выполнены.

В соответствии со статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр.

В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ и п. 7 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится осуществление охраны месторождений полезных ископаемых от других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку.

Согласно п. 11 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится также предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в шестах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

В соответствии с пп. «ж» п. 3 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94, охрана подземных водных объектов осуществляется при хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов.

Согласно п. 2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя в том числе:

а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды;

в) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод.

Согласно части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 1); соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (пункт 7).

Согласно статье 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны недр и гидроминеральных ресурсов.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.

Таким образом, для привлечения к ответственности по статье 8.9 КоАП РФ необходимо не только установить факт нарушения требований по охране недр, но и доказать причинно-следственную связь между данным нарушением правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий, указанных в диспозиции статьи 8.9 КоАП РФ. Обязанность доказывания причинно-следственной связи между фактом нарушения правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий возложена на административный орган в силу статей 1.5, 26.1 КоАП РФ.

Подземные воды, являющиеся одновременно частью недр и частью общих водных ресурсов, представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, использование которого в экономике и социальной сфере и главным образом для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с каждым годом возрастает. В условиях постоянно возрастающей нагрузки на природную среду и прогрессирующего загрязнения поверхностных вод расширение использования подземных вод не имеет альтернативы.

В то же время, нерациональная эксплуатация подземных вод может приводить к загрязнению и истощению водоносных горизонтов, являться причиной выхода из строя водозаборных сооружений. Поэтому особую актуальность приобретает создание системы управления эксплуатацией подземных вод и контроля их состояния. Наиболее эффективным методом обеспечения рациональной добычи подземных вод, осуществления контроля за их состоянием являются создание и ведение мониторинга подземных вод, представляющего собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования изменений состояния подземных вод под воздействием антропогенных и природных факторов.

Особое значение организация и ведение мониторинга подземных вод имеют для недропользователей, получивших лицензию на участки недр для добычи подземных вод, так как информация, получаемая в процессе ведения мониторинга, позволит:

своевременно получать информацию об изменениях качества подземных вод и предусматривать необходимые мероприятия для предотвращения их загрязнения и истощения;

отслеживать положение уровня подземных вод в эксплуатационных скважинах и заблаговременно регулировать глубину погружения насоса во избежание его выхода из строя;

оценивать влияние регионального водоотбора на состояние подземных вод конкретного водозабора;

управлять режимом эксплуатации водозаборных сооружений.

Как следует из обжалуемого постановления, Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки исполнения СХПК «Усольский свинокомплекс» требований природоохранного, земельного, ветеринарного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по производству сельскохозяйственных товаров (продукции), при обращении с отходами животноводства, в том числе при их размещении на землях сельскохозяйственного и иного назначения, выявлен факт обращения с отходами в нарушение законодательства в области обращения с отходами.

СХПК «Усольский свинокомплекс» с 1970-х гг. осуществляет хозяйственную деятельность по промышленному разведению свиней и изготовлению мясопродуктов. Данная деятельность сопровождается значительным образованием отходов животноводства - свиного навоза (около 500 тыс. тонн в год). В соответствии с действующей классификацией объекту присвоена 1 категория негативного воздействия на окружающую среду. В целях оптимизации и снижения финансовых издержек предприятием разработана и внедрена технология переработки свиного навоза в органическое удобрение.

В период проверки в Ангарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 18.05.2021 № ВЗТН-344-в, составленный Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление Росприроднадзора) по результатам внеплановой выездной проверки СХПК «Усольский свинокомплекс», проведенной с 06.04.2021 по 11.05.2021 с привлеченными к проверке специалистами «ЦЛАТИ по Восточно - Сибирскому региону» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Иркутск. Данный акт был приобщен к материалам прокурорской проверки и использован в процессе обобщения ее итогов (далее - Акт Управления Росприроднадзора).

Из указанного акта следует, что используемая СХПК «Усольский свинокомплекс» технология переработки свиного навоза в органическое удобрение предусматривает разделение отходов, поступивших из единой (для промышленных и хозяйственно-бытовых стоков) централизованной канализационной системы предприятия, на локальные очистные сооружения (Цех переработки и утилизации стоков) с последующим разделением на твердую и жидкую фракции. Впоследствии данные фракции обезвреживаются путем временного отстаивания на специализированной площадке и объектах локальных очистных сооружений, с последующим размещением их на сельскохозяйственных полях. Указанные твердая и жидкая фракция, в связи с несоблюдением предприятием требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно не соблюдением требований к применению агрохимикатов, не подпадают под признаки удобрения и являются отходами производства III и IV классов опасности, что подтверждается протоколами испытаний отходов, приобщенных к Акту проверки Росприроднадзора.

Изложенные фактические обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением Усольского городского суда Иркутской области от 01.07.2021 по делу № 5-676/2021 по делу об административном правонарушении, которым СХПК «Усольский свинокомплекс» привлечен к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, повлекшее причинение вреда окружающей среде.

В целях питьевого и технологического (хозяйственно-бытового) водоснабжения СХПК «Усольский свинокомплекс» кооперативом оформлено 2 лицензии на пользование недрами на добычу подземных вод №№ ИРК 03072 ВЭ (зарегистрирована в Иркутскнедра 17.03.2014 № 2542/ИРК03072ВЭ), ИРК 03607 ВЭ (зарегистрирована в Иркутскнедра 26.04.2019 № 3077УИРК03607ВЭ).

Согласно информации Иркутского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу» от 12.04.2021 исх. № 551 на основании вышеуказанных лицензий кооперативом осуществляется добыча вод из Мальтинского месторождения пресных подземных вод, участок Мальтинский-1.

Согласно информации Иркутского территориального центра государственного мониторинга геологической среды исх. № 11-2021М от 09.04.2021 в районе СХПК «Усольский свинокомплекс» расположено Мальтинское месторождение пресных подземных вод, состоящее из двух участков: Мальтинский-1 и Мальтинский-2. Запасы питьевых и технических подземных вод утверждены протоколом НТС.ГГП «Иркутскгеология» № 32 от 07.12.1992 в количестве 6,18 тыс.м3/сут по категориям A+B+C1 в том числе: по Мальтинскому-1 участку 3,91 тыс.м3/сут; по Мальтинскому-1 2,27 тыс.м3/сут. Запасы Мальтинского-2 участка переведены в группу забалансовых на основании письма Роснедра исх. № 03-30/18873 от 13.11.2020 согласно п. 10 приказа Минприроды России № 256 от 06.09.2012.

На участке недр Мальтинский-1 СХПК «Усольский свинокомплекс» (на основании лицензий на пользование недрами ИРК 03072 ВЭ, ИРК 03607 ВЭ) осуществляет добычу воды в непрерывном режиме из 6 скважин (1,2,11,13,2020 и 3201). Скважинами 1, 2 и 3201 совместно эксплуатируются водоносные комплексы терригенных нюкнеюрских и карбонатных нижнекембрийских отложений. Водовмещающими породами являются алевролиты, песчаники и доломиты. Скважинами 11, 13 и 2020 вскрыт лишь водоносный комплекс терригенных нижнеюрских отложений. Водовмещающими породами являются алевролиты и песчаники. Подземные воды недостаточно защищены от проникновения загрязнения с поверхности земли. Из скважин 1, 2, 2020 и 11 добыча воды производится для технических нужд. Из скважин 3201 и 13 вода используется для хозяйственно-питьевых целей. Общий водоотбор в 2020 г. составил в среднем 1214 м3/сут. По качеству вода в целом соответствует питьевым нормативам. Однако периодически наблюдалось повышение жесткости и железа выше предельно допустимой концентрации. Кроме того, за счет загрязнения с поверхности земли также периодически в воде появляются соединения азота (аммоний, нитриты, нитраты), содержание которых не превышало питьевых норм (исх. № 11 -2021М от 09.04.2021 Иркутского территориального центра государственного мониторинга геологической среды).

    В соответствии с п. 7.1.4 условий пользования недрами по лицензии ИРК 03072 ВЭ СХПК «Усольский свинокомплекс» обязан ежегодно, в срок до 15 января следующего за отчетным годом, представлять в адрес Иркутскнедра отчеты о результатах мониторинга подземных вод и о выполнении условий пользования недрами на участке недр по форме 4-ЛС.

    В соответствии с п. 7.1.2 условий пользования недрами по лицензии ИРК 03607 ВЭ СХПК «Усольский свинокомплекс» обязан ежегодно до 20 января следующего за отчетным года, представлять в Центрсибнедра информационные отчеты о результатах мониторинга подземных вод и о выполнении условий пользования недрами на участке недр по форме 4-ЛС.

Согласно информации, предоставленной отделом геологии и лицензирования по Иркутской области (Иркусткнедра) от 26.04.2021 исх. № 1757/ЦС-10-48 СХПК «Усольский свинокомплекс» отчеты о результатах мониторинга подземных вод за период 2019-2020 гг. по лицензии на пользование недрами ИРК 03607 ВЭ не предоставлялись.

Согласно статистическим отчетностям по форме 4-ЛС за 2019-2020 гг., предоставленным министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области от 09.02.2022 исх. № 02-66-716/22, за период 2019-2020 гг. согласованная программа мониторинга подземных вод у СХПК «Усольский свинокомплекс» отсутствовала.

СХПК «Усольский свинокомплекс» в 2019-2020 гг. в соответствии с п. 3.3.2 условий пользования недрами по лицензии ИРК 03072 ВЭ, п. 3.4 условий пользования недрами по лицензии ИРК 03607 ВЭ отсутствовали разработанные программы мониторинга подземных вод в границах вышеуказанных лицензий.

В границах вышеуказанных лицензий на пользование недрами СХПК «Усольский свинокомплекс» не осуществлялся мониторинг подземных вод в соответствии с программами мониторинга подземных вод, предусмотренными условиями пользования недрами по лицензиям ИРК 03072 ВЭ, ИРК 03607ВЭ.

Согласно отчету о результатах поисково-оценочных работ на пресные подземные воды для водоснабжения агрокомбината «Усолье» п. Белореченский. Отчет Гидрогеологической партии по работам 1990-1992 гг. (далее - отчет), под полями, находящимися с Севера, Юга и Запада от СХПК «Усольский свинокомплекс» на глубине от 15-35 до 70-95 м вскрыт скважинами и пролегает водоносный комплекс участка Мальтинский-1 Мальтинского месторождения подземных вод, находящиеся в юрских отложениях Черемховской свиты, которые представлены крупно- и мелко зернистыми песчаниками на глинистом цементе. И кембрийских отложениях Ангарской свиты, представленных доломитом. Питание подземных вод происходит за счет атмосферных осадков и лишь в незначительной степени за счет подтока подземных вод. Согласно схематической гидрологической карте участка работ вся территория СХПК «Усольский свинокомплекс» попадает в контур возможного органического и химического загрязнения.

Согласно отчету установлено, что отходы производства, которые бесконтрольно вывозятся на сельскохозяйственные поля в течение длительного времени, могут являться источником загрязнения подземных вод. В результате этого возможно загрязнение почв, пород зоны аэрации и первого от поверхности водоносного горизонта азотосодержащими веществами (аммиак, нитриты, нитраты). В дальнейшем возможно загрязнение и водоносного комплекса, воды которого используются для хозяйственно-питьевых нужд.

Протоколом НТС ГГП «Иркутскгеология» № 32 от 07.12.1992 рекомендовано эксплуатирующей организации:

    1.    Проведение в процессе эксплуатации водозабора систематических наблюдений за дебетами и динамическими уровнями в эксплуатационных скважинах и контроля за качеством воды, включая железо и марганец;

    2.    Организовать режимную сеть контрольно-наблюдательных скважин на водозаборе.

На основании договора № Н-5.5/2020 от 23.12.2019, заключенного между СХПК «Усольский свинокомплекс» и ООО «Независимой аналитической лабораторией» (далее - ООО «НАЛ») проведены наблюдения за первым водоносным горизонтом от воздействия хозяйственной деятельности СХПК «Усольский свинокомплекс». Наблюдения осуществлены по 4 скважинам контрольно-наблюдательной сети (2ф, 1, 4а, 5), уровень подземных вод в скважинах контрольно-наблюдательной сети находится на 4,2-5,4 м от поверхности земли. Наблюдаемыми показателями явились уровень подземных вод, химический состав и физические свойства подземных вод. Скважина 2ф является фоновой и располагается выше по потоку подземных вод, скважина 5 расположена на северной окраине объектов СХПК «Усольский свинокомплекс», скважина 4а - ниже по потоку подземных вод от окраины объектов СХПК «Усольский свинокомплекс», скважина 1 - характеризует состояние подземных вод на территории колбасного цеха.

Сельскохозяйственные поля СХПК «Усольский свинокомплекс» частично располагаются над участком недр Мальтинский-1. Основное направление движения подземных вод северо-западное и идет в сторону р. Белой и частично к реке Мальтинка.

По результатам проведенного в ходе прокурорской проверки и проверки Управления Росприроднадзора анализа представленных СХПК «Усольский свинокомплекс» отчетов по результатам мониторинга подземных и поверхностных вод в зоне влияния хозяйственной деятельности за 2019 г. и 2020 г., проведенных ООО «НАЛ» в соответствии с заключенными договорами № Н-3.5/2019 от 09.01.2019 и № Н-5.5/2020 от 23.12.2019 в таблице №1 приведены результаты мониторинга общих гидрогеохимических показателей подземных вод по данным исследований подземных вод из контрольно-наблюдательной сети скважин СХПК «Усольский свинокомплекс» за 2019-2020 гг.

В ходе проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора, отобраны пробы природной воды (протокол отбора проб № Б178Вп-21 от 07.04.2021) из скважин контрольно-наблюдательной сети 2ф, 4а и 5.

В таблице 2 приведены результаты исследований проб природной воды из наблюдательных скважин (протоколе испытаний вод: № Б399Вп-21 от 12.04.2021).

Анализ данных, представленных в таблице 1 и таблице 2 позволяет сделать следующие выводы:

    Исходя из принятых критериев оценки воздействия размещаемых отходов на подземные водные горизонты (сравнение полученных показателей с фоновыми значениями), выявлены загрязняющие вещества, концентрация которых в отобранных пробах вод из наблюдательных скважин 4а и 5 превышает фоновые значения практически по всем показателям.

    Превышения спектра показателей концентрации загрязняющих веществ, полученных из наблюдательных скважин промплощадки по сравнению с фоновой от 1,07 до 61,66 раз (по данным исследований подземных вод из контрольно-наблюдательной сети скважин СХПК «Усольский свинокомплекс» за 2019-2020 гг.), от 1,43 до 10,8 (по результатам лабораторных исследований отобранных проб воды из скважин представленных в протоколе испытаний вод: № Б399Вп-21 от 12.04.2021) по отдельным веществам, что свидетельствует о наличии градиента распространения загрязнений из очага, находящегося в районе сельскохозяйственных полей СХПК «Усольский свинокомплекс».

Превышения концентраций загрязняющих веществ в пробах подземных вод непосредственно взаимосвязано с размещением отходов производства и потребления (твердой и жидкой фракции III и IV классов опасности) на сельскохозяйтвенных полях СХПК «Усольский свинокомплекс».

По факту нарушения СХПК «Усольский свинокомплекс» п. 7. п. 11 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации; п. 2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 заместителем Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Золотухиным И.Н. принято постановление о возбуждении в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 КоАП РФ.

В качестве доказательств по делу представлены: Письмо министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 09.02.2022 исх. № 02-66-716/22, копия лицензии на пользование недрами Условиями пользования недрами, копия приказа «Об оформлении СХПК «Усольский свинокомплекс» лицензии на право пользования недрами» с приложениями, выписки из ЕГРЮЛ на СХПК «Усольский свинокомплекс», сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод за 2021 год, сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод за 2020 год, сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод за 2019 год, копия постановления по делу об административном правонарушении Усольского городского суда от 01.07.2021, ответ Иркутского территориального центра государственного мониторинга геологической среды (ИТЦ ГМГС) ООО «Ангарская экспедиция» № 11-2021М от 09.04.2021 со схемой расположения участков Мальтинского месторождения пресных подземных вод, ответ Отдела геологии и лицензирования по Иркутской области Департамента по недропользованию по Центральному Сибирскому округу (Центрсибнедра) от 26.04.2021, копия протокола заседания секции гидрогеологии и инженерной геологии Научно-технического совета ГГП «Иркутскгеология» от 07.12.1992, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2021, копия отчета по результатам мониторинга подземных и поверхностных вод в зоне влияния хозяйственной деятельности СХПК «Усольский свинокомплекс» за 2020 год, копия заключения Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкльской природной территории от 29.04.2021, ответ Иркутского филиала ФБУ «ТФГИ по Сибирскому Федеральному округу» от 12.04.2021 № 551 с приложением картографического материала, копия акта проверки № ВЗТН-344-в от 18.05.2021, копия предписания от 18.05.2021, копия представления от 31.05.2021 об устранении нарушений федерального законодательства, копия акта проверки от 31.05.2021, выписка из протокола общего собрания, копия Устава СХПК «Усольский свинокомплекс», выписка из ЕГРЮЛ, от 10.02.2022.

Дополнительно при рассмотрении жалобы межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории предоставлены аудиозапись рассмотрения дела об административном правонарушении № Н-485(07-31-2021/96-21) на записываемом компакт-диске CD-R, копия приказа Управления от 05.04.2021 № 322-од, копия приказа Управления от 27.04.2021 № 419-од, протокол отбора проб вод от 07.04.2021 № Б178Вп-21, копия протокола испытаний вод от 12.04.2021 № Б399Вп-21, копия схематической гидрологической карты участка работ, копия предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 18.05.2021 № ВЗТН-344-в, копия акта проверки Управления от 07.09.2021 № Н-782-в с приложениями, решение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по итогам рассмотрения жалобы СХПК «Усольский свинокомплекс» от 02.11.2021 №202110060000087904001, акт проверки Управления от 01.02.2022 № Н-036-в с приложениями.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Согласно извещению на рассмотрение дела на 15.12.2022 законные представители Сумароков И.А., Сумароков П.И. не извещены, при этом должностное лицо, откладывая рассмотрения материала на 10.02.2022 законных представителей Сумароков И.А., Сумароков П.И. не извещал. Поскольку сведения об извещении указанных лиц о дате рассмотрения материала дела отсутствуют. Судья при таких обстоятельствах считает постановление нельзя признать законным.

Часть 4.1 статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно положениям ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

Факт явки и участия при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 17.06.2021 представителя Сухого М.М., действующего на основании доверенности, данный факт не опровергает.

Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ ни в адрес юридического лица, ни в адрес законного представителя юридического лица, не направлялись, что следует из материалов дела и фактических обстоятельств, установленных в судебном заседании.

Вручение копии постановления лицу, участвовавшему в производстве по делу в качестве защитника, не освобождает должностное лицо, составившее постановления о возбуждении дела об возбуждении дела об административном правонарушении, от направления его копии в установленный законом срок в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности и в адрес законного представителя юридического лица, поскольку защитник автоматически не приобретает все права, предусмотренные положениями ст. 25.1 КоАП РФ, и является самостоятельным участником производства по делу, его правовое положение определяется ст. 25.5 КоАП РФ.

Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении СХПК «Усольский Свинокомплекс» с нарушением положений ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ и нарушении права на защиту, а потому указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении надлежащим доказательством по делу являться не может, поскольку составлено с существенным нарушением требований закона, в связи с чем подлежит исключению из числа доказательств по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Как следует из аудиозаписи хода рассмотрения дела об административном правонарушении, а также из самого постановления об административном правонарушении, рассмотрение дела было назначено на 10 февраля 2022 года в 15-00 часов. При этом, 10.02.2022 была объявлена резолютивная часть постановления, а мотивированный текст изготовлен 14.02.2022. При этом, в материалах дела отсутствует сама резолютивная часть объявленного постановления.

Также согласно части 2 статьи 29.7 КоАП РФ при продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

В нарушение указанного требования при рассмотрении дела об административном правонарушении никакие материалы дела, являющиеся доказательствами, исследованы не были.

С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом изложенного, вынесенное постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Быкос Д.Ф. № Н-485 (07-31-2021/96-21) от 14 февраля 2022 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.

В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение доводов жалобы и дополнений к ней, представленных в судебное заседание, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела по существу.

При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу представителя по доверенности СХПК «Усольский свинокомплекс» Е.М. Ронжиной на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Быкос Д.Ф. № Н-485 (07-31-2021/96-21) от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица СХПК «Усольский свинокомплекс» - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Быкос Д.Ф. № Н-485 (07-31-2021/96-21) от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица СХПК «Усольский свинокомплекс» – отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении СХПК «Усольский свинокомплекс» направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.

Судья                                                                                                                   О.В. Янова

12-104/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
СПХК "Усольский свинокомплекс"
Другие
Ронжина Елена Мелетьевна
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Янова О.В.
Статьи

8.9

Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
03.03.2022Материалы переданы в производство судье
13.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.05.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
24.05.2022Вступило в законную силу
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее