РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Бурцевой А.С.,
с участием представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Артемьевой Е.В.,
в отсутствие представителя ответчика ООО «Кедр», представителей третьих лиц Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области, Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1895/2017 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Кедр» о возмещении ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания, в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявления заместитель межрайонного прокурора Матханов В.Н. указал, что Усть-Илимской межрайонной прокуратурой проведена документарная проверка исполнения законодательства об охране животного мира арендаторами лестных участков, ведущих свою деятельность на территории Усть-Илимского района, в том числе ООО «Кедр». В ходе проверки установлено, что 19.11.2010 между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Кедр» заключен договор аренды лесного участка №. Согласно договору ООО «Кедр» получило во временное пользование с целью заготовки древесины лесной участок общей площадью 16287 га, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: <адрес> Из информации территориального отдела министерства лесного комплекса по Иркутской области по Илимскому лесничеству следует, что в 2013 году ООО «Кедр» при заготовке древесины по договору аренды лесного участка № от 19.11.2010 произведена вырубка древесины на площади 125,4га, в 2014 году на площади 16,2га, в 2015 году на площади 173,7га. Территория, в пределах которой ООО «Кедр» осуществлялась заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Несмотря на то, что ООО «Кедр» велась законная рубка леса на арендованном участке, его деятельность приносит значительный ущерб животному миру, нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных, на арендованном лесном участке ведется заготовка древесины и её вывоз, для чего задействованы техника и технологические механизмы. По требованию прокуратуры специалистом Службы по охране и использованию животного мира в Иркутской области 13.12.2016 выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), от техногенного воздействия на площади землеотвода для заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Из расчета следует, что размер, причиненного в 2013 году вреда объектам животного мира (Объектам охоты) и среде его обитания в общедоступных охотничьих угодьях лесного фонда Воробьевской и Ершовской дач Воробьевского участкового лесничества по договору аренды № от 19.11.2010 составляет 20721,45 руб., в 2014 году - 4333,97 руб., в 2015 году - 57876,2 руб. Общий размер вреда за 2013-2015 годы составляет 82931,62 рублей. До настоящего времени вред, причиненный ООО «Кедр» окружающей среде, а именно охотничьим ресурсам и среде их обитания не возмещен, у ответчика возникла обязанность возместить такой вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством в судебном порядке. Просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» возместить ущерб, причиненный в 2013, 2014, 2015 годах окружающей среде - животному миру и среде его обитания, в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды № от 19.11.2010 в размере 82931,62 рубль, с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».
Представитель истца помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Артемьева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ООО «Кедр» в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, согласно заявления от 20.09.2017г. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области Фуркалюк К.М., действующая на основании доверенности от 19.06.2017 в судебное заседание не вилась, извещена надлежащим образом, согласно заявлению от 13.09.2017 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области в судебное заседание не вился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил отзыв от 19.09.2017г. № 02-84-2869/17, согласно которого просил удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В силу ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.08.2017 ООО «Кедр» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки (л.д. 8-14).
Согласно договора аренды лесного участка № от 19.11.2010 (л.д. 17-23), заключенного между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Кедр», последнему предоставлен во временное возмездное пользование лесной участок площадью 16287га, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: <адрес> в целях использования лесов для заготовки древесины в объеме 21 000 м3, в том числе по хвойному хозяйству 8 000м3.
Заготовка древесины осуществляется арендатором на основании настоящего договора аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов, лесной декларацией.
Между тем, территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Кедр», является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.
Согласно сведениям Территориального отдела министерства лесного комплекса Иркутской области по Илимскому лесничеству № 978 от 24.11.2016 о годовом количестве вырубленных гектаров леса по договору аренды лесного участка № от 19.11.2010 ООО «Кедр» в 2013 году в Воробьевском участковом лесничестве Воробьевской и Ершовской дачи фактически заготовлено древесины в объеме 26311м3 на площади 125,4 га; в 2014 году - в объеме 3661м3 на площади 16,2га; в 2015 году - в объеме 39065м3 на площади 173,7га (л.д. 24). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений арендованных ООО «Кедр», состав охотничьих ресурсов на территории Усть-Илимского района имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра (л.д. 34-40).
Как видно из расчета, последний выполнен с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948.
Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
Фактически на арендованном ответчиком лесном участке ведется заготовка древесины и ее вывоз, в связи с осуществлением которых, задействованы техника и технологические механизмы, что является очевидным фактом и доказыванию не подлежит.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 4 указанного Федерального закона, животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с п. п. 1, 7 Положения о службе по охране и использованию животного мира Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 10.07.2014 №335-ПП, служба является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю, регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области.
Из расчета ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений арендованных ООО «Кедр» в 2013-2015 годах суммарный размер ущерба составляет 82931,62 рублей (л.д. 37-40).
Возражений по расчету и размеру ущерба ответчиком не представлено в ходе судебного разбирательства.
Проверяя представленный расчет, суд признает его верным, учитывая нижеследующие обстоятельства.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
Лесозаготовительная деятельность на территории Усть-Илимского района Иркутской области осуществлялась ООО «Кедр» на основании договоров аренды лесного участка № от 19.11.2010 в виде сплошных рубок лесных насаждений на арендуемых лесных участках.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Лесного кодекса РФ сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
При проведении расчета ущерба причиненного объектам животного мира и среде их обитания от хозяйственной деятельности ООО «Кедр» применялся пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия (0,75), поскольку в результате осуществления ответчиком сплошных рубок лесных насаждений среда обитания объектов животного мира уничтожается не окончательно (частично остаются семенные деревья, кустарники и подрост).
Территория трансформации утрачивает первоначальные свойства среды обитания не полностью, но на длительный срок ухудшаются кормовые и защитные условия, нарушаются многолетние существующие миграционные пути диких животных, повышается доступность территории хищникам, вследствие чего дикие животные, которые обычны на данных территориях, навсегда или на длительное время покидают привычные участки обитания.
Таким образом, с учетом принципов природоохранного законодательства, презюмируется неизбежность негативного воздействия антропогенных факторов на среду обитания диких животных, критерии определения которого установлены законодательно, а также закрепляются научно-обоснованные категории воздействия.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).
В силу ч. 1 ст. 36 Закона «Об охоте» государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных на территории Иркутской области определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».
Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания возложены, согласно подпункту 13 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 10.07.2014 N 335-пп на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области. Служба осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 30 пункта 7 постановления Правительства Иркутской области от 10.07.2014 № 355-пп.
Основным методом учёта объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты (охотничьих ресурсов) согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учёта» является зимний маршрутный учёт (ЗМУ).
Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области, используемые в расчёте, применены на основании Отчетов по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Иркутской области в 2013-2015 годах. Данные отчеты Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области. При выполнении расчёта применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области за 2013 - 2015 годы.
Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий Усть-Илимского района Иркутской области.
Кроме того, хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубкам территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания, что ошибочно ответчиком принимается за увеличения численности диких животных в целом.
При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.
Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что представленной истцом расчет размера причиненного ущерба, составленный Службой по охране и использованию животного мира Иркутской области, является обоснованным. При этом суд принимает во внимание, что Служба по охране и использованию животного мира Иркутской области является специально уполномоченным государственным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области. У суда не имеется оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста службы, либо считать их недостоверными.
Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств того, что проведены конкретные виды мероприятия по охране объектов животного мира, ответчик самостоятельно не обращался в Службу по вопросу добровольного возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, факт ущерба, причиненного ООО «Кедр» окружающей среде в результате заготовки древесины и его размер подтверждаются представленными расчетами вреда охотничьим ресурсам на площади арендованной ООО «Кедр» лесных насаждений в Усть-Илимском районе Иркутской области, суд приходит к выводу, что требования прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о взыскании с ООО «Кедр» ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде его обитания, являются законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
С учетом требований п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации сумма возмещения вреда подлежит взысканию с ответчика в бюджет муниципального образования «Усть-Илимский район».
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и по данному спору составляет 2687,95 рублей ((82931,62-20000)*3% +800 =2687,95).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ 2013, 2014, 2015 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 16287 ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 19.11.2010 ░ ░░░░░░░ 82931,62 ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 62 ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2687,95 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░