Решение по делу № 33-5600/2022 от 01.08.2022

Дело № 33-5600/2022 (в суде 1-ой инстанции дело №2-488/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Хабаровск                         23 августа 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Флюг Т.В.

судей Литовченко А.Л., Мещеряковой А.П.,

при секретаре     Аликбаевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасовой Т.Ю. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району», Министерству социальной защиты Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении государственного пособия по апелляционной жалобе Некрасовой Т.Ю. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 20 мая 2022г.

Заслушав доклад судьи Литовченко А.Л., объяснения представителя Министерства социальной защиты Хабаровского края Суржуковой А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Некрасова Т.Ю. обратилась в суд с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району», Министерству социальной защиты Хабаровского края о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на ребенка от трех до семи лет. В обоснование иска указано, что 04 февраля 2022г. Некрасова Т.Ю., действуя в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 родившегося ДД.ММ.ГГГГг., и ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГг., обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, предусмотренной Указом Президента РФ от 20 марта 2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». По результатам рассмотрения заявления Некрасовой Т.Ю., органом социальной защиты принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты, в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи Некрасовой Т.Ю. (18661,89 рублей) превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Хабаровском крае (16871 рубль). При этом при расчете среднедушевого дохода семьи Некрасовой Т.Ю. не была исключена сумма уплаченных ее супругом Некрасовым В.В. алиментов на ребенка от предыдущего брака. Ссылаясь на данное обстоятельство, Некрасова Т.Ю. просила признать решение об отказе в назначении пособия незаконным и обязать орган социальной защиты произвести перерасчет среднедушевого дохода ее семьи.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 20 мая 2022 2022г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись, Некрасова Т.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное.

В письменных возражениях Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социальной защиты Хабаровского края Суржукова А.А. доводы письменных возражений поддержала, подтвердив изложенные в них обстоятельства.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о явке извещались по правилам статьи 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили и об отложении не ходатайствовали.

С учетом изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки вышеуказанных лиц неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и видно из материалов дела, что 04 февраля 2022г. Некрасова Т.Ю., действуя в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 родившегося
ДД.ММ.ГГГГг. и ФИО2 родившейся ДД.ММ.ГГГГг., обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, предусмотренной Указом Президента РФ от 20 марта 2020г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Решением №7 от 18 февраля 2022г., принятым КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» Некрасовой Т.Ю. отказано в ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

В качестве основания принятого решения указано превышение среднедушевого дохода семьи (18661,89 руб.) над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в Хабаровскому крае на 2022г. на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплат (16871 рублей).

При этом при расчете среднедушевого дохода семьи Некрасовой Т.Ю был учтен доход Некрасовой Т.Ю. и членов ее семьи за период с 01 октября 2020 по 30 сентября 2021г., включая заработок ее супруга Некрасова В.В. без исключения из него алиментов, уплачиваемых им на ребенка от предыдущего брака, что по мнению Некрасовой Т.Ю., незаконно и явилось поводом для обращения в суд.

Разрешая дело по существу, суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям Указ Президента РФ от 20 марта 2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 N 384, Закон Хабаровского края от 24 декабря 2020 N137 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Хабаровском крае", Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2021 N 139-пр,

Проанализировав содержание вышеприведенных нормативных актов, суд первой инстанции указал на то, что ответчиком обоснованно при расчете среднедушевого дохода семьи истца учтена заработная плата супруга заявителя в полном объеме, включая выплаченные алименты, до вычета налогов. Удержание алиментных платежей из заработной платы не означает ее уменьшение, а свидетельствует о распоряжении частью заработной платы в порядке, установленном судебным актом о взыскании алиментов.

При этом суд указал, что вышеприведенными нормативными актами не предусмотрено исключение суммы уплаченных алиментов из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции об оставлении без удовлетворения исковых требований Некрасовой Т.Ю. о возложении обязанности произвести расчет среднедушевого дохода семьи и назначить ежемесячную выплату, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции РФ).

Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов РФ (пункт 1).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В абзаце первом подпункта "а" пункта 4 Указа Президента РФ от 20 марта 2020 г. N199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Правительству РФ предписано до 01 апреля 2020г. утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты, примерный перечень документов (сведений), необходимых для ее назначения, типовую форму заявления о назначении ежемесячной выплаты, предоставив гражданам возможность выбора способа обращения за ее назначением, в том числе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Правительством РФ 31 марта 2020 г. издано постановление N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

В пункте 1 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных названным постановлением Правительства РФ, указано, что они применяются органами государственной власти субъектов РФ при установлении порядка и условий назначения ежемесячной выплаты, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты (далее - Основные требования).

Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2 Основных требований).

Абзацем третьим пункта 16 Основных требований предусмотрено, что решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в том числе в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.В пункте 21 Основных требований содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в частности в подпункте "г" поименованы алименты.

В Хабаровском крае 30 марта 2020г. принят закон Хабаровского края от 24 декабря 2020 N137 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Хабаровском крае".

Согласно части 1 статьи 10 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2020 N137 раво на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно имеет один из родителей (усыновителей, опекунов) на каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает установленную величину прожиточного минимума на душу населения на день обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной Правительством края в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в РФ", на день обращения за назначением ежемесячной выплаты (часть 2 статьи 10 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2020 N137).

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае устанавливается органом исполнительной власти края, определяемым правительством края (постановление правительства Хабаровского края от 27 августа 2021г. №389-пр "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Хабаровском крае на 2022г.").

Порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты устанавливается Правительством края в соответствии с основными требованиями к порядку ее назначения и осуществления, утвержденными Правительством РФ (часть 6 статьи 10 Закона Хабаровского края от 24 декабря 2020 N137).

В целях реализации Закона Хабаровского края от 24 декабря 2020 N137 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Хабаровском крае" Правительство Хабаровского края издало постановление N 139-пр от 16 апреля 2021, которым утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

В пункте 5 Порядка содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в частности в подпункте "г" данного пункта указаны алименты.

Из приведенных нормативных положений Конституции РФ, федерального законодательства и законодательства Хабаровского края следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что по независящим от членов семьи причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.

Так, Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ.

Изданными Правительством РФ во исполнение названного указа Основными требованиями определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе алименты.

Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся и в нормативных актах субъекта РФ – Хабаровском крае, регулирующих спорные отношения.

Таким образом, как федеральным законодательством, так и законодательством Хабаровского края предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Именно из такого понимания правового регулирования отношений по оказанию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей в возрасте от трех до семи лет включительно, должен был исходить суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2.

Суд первой инстанции, делая вывод о том, что положениями законодательства Хабаровского края не предусмотрено исключение суммы уплаченных алиментов из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной выплаты, не учел, что исходя из буквального содержания регулирующих спорные отношения норм федерального законодательства и законодательства Хабаровского края алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

Как следствие, суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что размер среднедушевого дохода семьи ФИО2, определенный без учета суммы уплаченных ее супругом Некрасовым В.В. алиментов на содержание ребенка от предыдущего брака, за период с 01 октября 2020 по 30 сентября 2021 г. составляет 16136,89 рублей и не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Хабаровском крае на день обращения Некрасовой Т.Ю. (16871 рубль). Ввиду неправильного истолкования норм права, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции фактически счел, что Некрасова Т.Ю. необоснованно претендует на меру государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде ежемесячной выплаты, в связи с чем неправомерно оставил без удовлетворения исковые требования об обязании произвести расчет среднедушевого дохода семьи.

В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

Из приведенных нормативных положений следует, что целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться в том числе в виде денежных выплат, является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, а также снижение уровня социального неравенства и повышение доходов населения.

Указом Президента РФ от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет установлена в целях повышения доходов семей, имеющих детей, и предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ, то есть, по своей правовой природе предусмотренная названным указом ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет может быть отнесена к государственной социальной помощи, предназначенной для поддержания уровня жизни семей с детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ.

С учетом правовой природы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет к спорным отношениям применимы положения Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", согласно пункту 3 которого из дохода семьи исключается сумма уплаченных алиментов.

При этом положения постановления Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2021 N 139-пр "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" названным нормативным актам федерального законодательства не противоречат, так как предусматривают, что при расчете среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно алименты учитываются в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь статьей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 20 мая 2022 2022г. отменить и принять новое решение.

Исковые требования Некрасовой Т.Ю. удовлетворить.

Решение №7 от 18 февраля 2022г. об отказе в назначении Некрасовой Т.Ю. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, принятое КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району», признать незаконным.

Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» повторно произвести расчет среднедушевого дохода семьи Некрасовой Т.Ю., исключив из дохода семьи сумму алиментов, уплаченных ее супругом Некрасовым В.В,.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

    

Председательствующий:

Судьи:                                

33-5600/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Некрасова Татьяна Юрьевна
Ответчики
КГКУ Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району
Министерство социальной защиты Хабаровского края
Другие
Петрова Елена Александровна
Жданкина Евгения Александровна
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Литовченко Артём Леонидович
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
02.08.2022Передача дела судье
23.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2022Передано в экспедицию
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее