Дело №12-52/2014
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на постановление по делу
об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Лазенкова Е.А.
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Попова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора на постановление начальника полиции ОМВД РФ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении
Занина С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина РФ, уроженца и жителя <адрес>, <данные изъяты>,
к административной ответственности по ст. 20.21 КРФоАП в виде штрафа в размере 500 рублей,
у с т а н о в и л :
Постановлением № начальника полиции ОМВД РФ <данные изъяты> С. от ДД.ММ.ГГГГ Занин С.А. привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КРФоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Данное постановление <данные изъяты> прокурором опротестовано в суд на предмет его отмены и направления материалов на новое рассмотрение ввиду его незаконности и необоснованности. с указанием на то, что диспозиция ст. 20.21 КРФоАП предусматривает ответственность за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. При этом ответственность предусмотрена за появление в общественных местах не во всяком состоянии опьянения, а именно в таком состоянии, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
В определении от 16 октября 2003 года № 328-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а в такой степени опьянения, которая оскорбляет человеческое достоинство, общественную нравственность: неприятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение; грязная мокрая расстегнутая одежда; из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.); полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние).
В протоколе и постановлении об административном правонарушении в отношении Занина С.А. приведены общие характеристики состояния опьянения последнего: шаткая походка, плохая ориентация в окружающей обстановке, неопрятный внешний вид и невнятная речь.
При этом отсутствуют сведения о том, вызывал ли неопрятный внешний вид брезгливость и отвращение, утратил ли Занин С.А. из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени способность ориентироваться в окружающей обстановке, что не позволяет сделать вывод об оскорбительности его состоянием человеческого достоинства и общественной нравственности.
Так же из протеста следует, что при вынесении постановления допущены процессуальные нарушения требований законодательства.
Так, в силу п. 1 части первой ст. 29.4 КРФоАП, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела.
Частью 1 статьи 29.7 КРФоАП установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении объявляется: кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности (пункт 1); устанавливается факт явки физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КРФоАП, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (пункт 2); разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности (пункт 5).
При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (часть вторая ст. 29.7 КРФоАП). В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КРФоАП (часть третья ст. 29.7 КРФоАП).
Согласно пункту 1 части первой ст. 29.9 КРФоАП, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания.
Положениями части первой статьи 29.10 КРФоАП регламентированы требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, а именно: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В соответствии со статьей 29.11 КРФоАП, постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановлении (часть вторая).
Вместе с тем, положения главы 29 КРФоАП в их системной взаимосвязи, регулирующие процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, не предусматривают возможность параллельного рассмотрения одним и тем же должностным лицом нескольких дел об административных правонарушениях, а наоборот, исключают ее.
Указанные требования начальником полиции Отдела МВД России по <адрес> С. не соблюдены.
В судебном заседании прокурор протест поддержал по изложенным в нем основаниям.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Занин С.А., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил.
Судья, выслушав прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу об обоснованности доводов протеста по следующим основаниям.
Согласно постановлению начальника полиции ОМВД РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Занин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КРФоАП за то, что он ДД.ММ.ГГГГ в общественном месте возле <адрес> в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, стоял, шатаясь, при разговоре изо рта исходил резкий запах алкоголя, речь была невнятной, имел неопрятный внешний вид, плохо ориентировался на местности».
Судом установлено, что постановление об административном правонарушении в отношении Занина С.А. было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день и в это же время вынесены и объявлены постановления об административном правонарушении в отношении Е., П., Л. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КРФоАП.
Таким образом, административным органом был нарушен порядок производства по делу об административном правонарушении.
Между тем, в силу статьи 1.6 КРФоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основании и в порядке, установленным законом.
При этом нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КРФоАП, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Вышеуказанные процессуальные нарушения, допущенные при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, являются существенными и оказавшими влияние на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
Указанные нарушения при рассмотрении протеста прокурора устранению не подлежат, что влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные нарушения, а так же принять во внимание изложенные в протесте прокурора доводы об объективной стороне правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КРФоАП.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление № начальника полиции ОМВД РФ <данные изъяты> С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КРФоАП в отношении Занина С.А. отменить, материалы направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лазенкова