Дело № 12 -159/2016
РЕШЕНИЕ
28 декабря 2016 года г.Азнакаево РТ
Судья Азнакаевского городского суда Республики Татарстан - Субботина Л.Р.,
при секретаре - Галиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазина И.А. и жалобу Сабировой Л.И. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Азнакаевского района и г.Азнакаево РТ Салаховой Э.М. от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Заместителем Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазиным И.А. подан протест, Сабировой Л.И. подана жалоба на постановление мирового судьи судебного участка №3 Азнакаевского района и г.Азнакаево РТ Салаховой Э.М. от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района" Сабировой Л.И. прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. С указанным постановлением они не согласны, просят его отменить.
Прокурор Галиева Г.Ф. в суде изложенное в протесте поддержала, указав, что мировым судьей при рассмотрении административного дела не правильно применены сроки давности, поскольку за нарушения бюджетного законодательства срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения, а не один год. Просит постановление мирового судьи Салаховой Э.М. от 21 ноября 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Привлеченная к административной ответственности главный бухгалтер МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Сабирова Л.И. в суде жалобу поддержала по изложенным доводам, указав, что с постановлением согласна частично, а именно не оспаривает факт неправильного применения кода бюджетной классификации при перечислении денег, однако просит учесть, что перечисление денежных средств за изготовление экологических паспортов по статье расходов 211 «Заработная плата» явилось вынужденной крайней мерой, поскольку по статье расходов 226 «Прочие работы, услуги» денежные средства отсутствовали. В случае не изготовления экологических паспортов для дошкольных учреждений повлекло наступление более тяжких последствий как для самих учреждений, так и для района в целом. В связи с указанным, полагает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ и просит постановление мирового судьи от 21 ноября 2016 года отменить, а производство по делу в отношении нее прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Представитель Сабировой Л.И. - Канафиев Ф.М. в суде жалобу поддержал, просил постановление мирового судьи от 21 ноября 2016 гола отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Сабировой Л.И. состава административного правонарушения, указав, что Управление образования является самостоятельным получателем бюджетных денег и отвечает за свою смету доходов и расходов, а учреждения дошкольного образования имеют самостоятельный план финансово-хозяйственной деятельности и несут них самостоятельную ответственность как получатели бюджетных средств, то есть руководство Управления образования, в том числе главный бухгалтер Сабирова Л.И. не несут ответственности за расходование денежных средств из бюджетных учреждений по их самостоятельным планам финансово- хозяйственной деятельности. Между МКУ «Управление образования» и муниципальным бюджетными учреждениями (детскими садами) заключен гражданско-правовой договор на бухгалтерское обслуживание, согласно которому финансовые операции бюджетных учреждений осуществляется через казначейство, а Управление выступает всего лишь посредником в силу гражданско-правового договора на бухгалтерское обслуживание, таким образом, главный бухгалтер Управления Сабирова Л.И. в конкретном случае передает заявку бюджетного учреждения о перечислении денежных средств из бюджетных дошкольных образовательных учреждений как исполнитель гражданского правового договора, а не как должностное лицо. Денежные средства 49 бюджетных учреждений на общую сумму 1794842 рубля были потрачены на изготовление экологических паспортов, отсутствие которых могли бы повлечь за собой сверхлимитные платежи и штрафы, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а также неоправданные социальные волнения среди жителей Азнакаевского муниципального района. По причине крайней необходимости и во избежание тяжких последствий было потрачено из средств каждого бюджетного учреждения в среднем 36630 рублей, на общую сумму 1794842 рубля, что исключило возможные негативные последствия и были вызваны крайней необходимостью.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы административного дела, нахожу жалобу и протест прокурора не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В данном случае объективная сторона правонарушения характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию средств, и указанное правонарушение считается оконченным с момента осуществления такой операции.
При возникновении потребности в оплате расходов, на которые не выделены лимиты бюджетных обязательств либо объема доведенных лимитов недостаточно, у получателя бюджетных средств есть право направить распорядителю средств бюджетную заявку об увеличении лимитов бюджетных обязательств по одной статье бюджетной классификации за счет уменьшения лимитов бюджетных обязательств по другой статье бюджетной классификации.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч.1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Судом установлено, что проведенной Азнакаевской городской прокуратурой РТ проверкой соблюдения муниципальным казенным учреждением «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» законодательства о бюджете установлено, что в соответствии с Законом Республики Татарстан от 23.11.2013 г. №94-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов» бюджету Азнакаевского муниципального района в 2015 году выделены субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на общую сумму 125330,7 тыс.руб. Указанные денежные средства в полном объеме учтены в расходной части бюджета Азнакаевского муниципального района на 2015 год, утвержденного решением Азнакаевского районного Совета РТ от 09.12.2014 №337-48 «О бюджете Азнакаевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», и были предназначены для выплаты заработной платы. Однако денежные средства на сумму 1435108 рублей в период с 08.09.2015 по 23.09.2015 израсходованы Управлением образования на цели, не соответствующие условиям их получения: а именно на оплату услуг по изготовлению экологических паспортов дошкольных образовательных организаций. Услуги оплачены по статье расходов 211 «Заработная плата», когда как их оплата должна была быть произведена по статье расходов 226 «Прочие работы, услуги». Нарушение допущено по вине главного бухгалтера Управления образования Сабировой Л.И., которая в указанный период подписала 39 заявок на оплату услуг по изготовлению экологических паспортов дошкольных образовательных организаций на общую сумму 1435108 рублей. По результатам проверки прокуратурой в отношении главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района" Сабировой Л.И. возбуждено производство об административном правонарушении по ст.15.14 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №3 по Азнакаевскому судебному району Салаховой Э.М. от 21 ноября 2016 года производство по делу в отношении должностного лица-главного бухгалтера Муниципального казенного учреждения «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» - Сабировой Л.И. по ст. 15.14 КоАП РФ прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Факт совершения Сабировой Л.И. вмененного ей административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2016г.; объяснением Мурзакова А.В., из которых усматривается, что он является директором учредителем ООО «Объединением экологов», в 2013 году к нему обратилась Раиса Акуамовна, представилась работником МКУ УО г.Азнакаево по вопросу изготовления экологической документации, в 2014 году были заключены договоры между ООО «Объединение экологов» и дошкольными образовательными учреждениями, однако, денежные средства в 2015 году не поступили и договора были расторгнуты, несмотря на то, что часть работы уже была сделана, весной 2015 года ему вновь позвонили и предложили вариант оформить его как сотрудника дошкольных образовательных учреждений и таким образом расплатиться за работу, денежные средства более 1500000 рублей ему были перечислены на зарплатную карту, договоры с ним были составлены Управлением образования, в заключенных договорах и актах сдачи-приемки выполненных работ подпись не его; письмом обращением начальника управления образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Зариповой Э.И. в адрес руководителя исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Шамсутдинова А.Х. от 26.09.2016г. с просьбой согласовать произведенные расходы на оплату выполненных работ по изготовлению экологической документации из планов финансово-хозяйственной деятельности каждого из 49 дошкольных учреждений со счета 211 «Заработная плата»; информацией по МКУ Управление образования, согласно которой Мурзакову А.В. с каждого из 49 дошкольного учреждения была выплачена заработная плата на общую сумму 1557000 рубля без НДФЛ; объяснением Сабировой Л.И.; Рауповой А.Я.; Зариповой Э.Й; постановлением от 30.09.2016 г. об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Зариповой Э.И, Рауповой АЛ, Сабировой Л.И. по 4.1 ст.285.1 УК РФ; копией карточки с образцами подписей и оттисков печати, согласно которым от имени муниципального казенного учреждения «Управление образования» исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района право подписи платежных и иных документов при совершении операции по лицевому счету имеют, в том числе и главный бухгалтер Сабирова Л.И.; положением о муниципальном казенном, учреждении «Управление образования Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» согласно которому Управление обладает статусом юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, расчетный счет и иные счета в банке, уполномочено формировать муниципальное задание осуществлять контроль за его исполнением, предоставлять в установленные сроки статистическую и бухгалтерскую отчетность по бюджетной и внебюджетной деятельности, находящихся в ведении Управления образовательных учреждений, учредителем которых является муниципальное образование Азнакаевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района; копией приказа по Управлению образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района №11 от 07.07.2011 г. согласно которому Сабирова Л.И. принята на должность начальника отдела ЦБ; копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица - МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района»; должностной инструкцией начальника отдела ЦБ МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Сабировой Л.И., согласно которой она осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расходования фонда заработной платы, обеспечивает законность и правильность оформления документов, имеет право получать от руководителей подразделений учреждения информацию и документы необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; договорами на бухгалтерское обслуживание, заключенным между МКУ «Управление образования» исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района в лице начальника Зариповой Э.И. (Исполнитель) и муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениям Азнакаевского муниципального района (Заказчик), согласно которым Исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности «Заказчика» в соответствии в ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерское обслуживание включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе открытие и ведение расчетных и других банковских счетов «Заказчика» и операций по ним, ответственным со стороны «Исполнителя» является Сабирова Л.И.; Уставами муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района, согласно которым финансирование, обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на соответствующие цели, Учреждение расходует полученные из местного бюджета средства в строгом соответствии с утвержденной бюджетной росписью в пределах установленных лимитов финансирования, общее руководство деятельностью Учреждения осуществляет Учредитель; планом финансово-хозяйственной деятельности, копиями заявок на оплату расходов, находящиеся в отказном материале №260/132а, подписанные Сабировой Л.И. и начальником Управления Зариповой Э.И.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что главный бухгалтер МКУ «Управление образования исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района» Сабирова Л.И. является надлежащим субъектом ответственности по настоящему делу.
Действия Сабировой Л.И. мировым судьей правильно квалифицированы по ст.15.14 КоАП РФ – как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 данного Кодекса, составляет один год.
В данном случае дело к мировому судье поступило 18.10.2016 года, административное правонарушение Сабировой Л.И. совершено в период с 08.09.2015 по 23.09.2015, то есть годичный срок давности привлечения Сабировой Л.И. к административной ответственности на момент вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья пришла к правильному выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности Сабирову по ст.15.14 КоАП РФ истек.
Доводы жалобы заявителя и ее представителя об отсутствии в действиях Сабировой Л.И. состава административного правонарушении, по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки мировым судьей при рассмотрении дела, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении.
Административное дело мировым судьей рассмотрено без нарушений процессуальных требований КоАП РФ, оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №3 по Азнакаевскому судебному району Республики Татарстан Салаховой Э.М. от 21 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении Сабировой Л.И. оставить без изменения, жалобу Сабировой Л.И. и протест прокурора – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по его оглашению.
Судья Л.Р.Субботина
Решение вступило в законную силу 28 декабря 2016 года.