Решение по делу № 33-11115/2022 от 13.10.2022

УИД – 59RS0008-01-2021-004945-32

Дело № 33-11115/2022 (2-433/2022)

Судья – Ежова К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

23 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Мехоношиной Д.В., Смирновой М.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кармановой Ж.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» на решение Пермского районного суда Пермского края от 08.06.2022.

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя администрации Двуреченского сельского поселения Байдиной И.Е., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Фокина (Соколова) Л.Р. обратилась с иском к администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» о возложении обязанности обустроить и содержать проезд к жилому дому.

В обоснование заявленных исковых указала, что она и ее супруг Фокин А.И. являются собственниками земельного участка ** и жилого дома **, расположенных по адресу: ****. Их семья зарегистрирована и проживает по данному адресу. Земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2 «Зона садово-дачных участков». Доступ к земельному участку осуществляется по земельному участку с кадастровым номером **, расположенному в границах территорий общего пользования (в настоящее время принят Проект изменений в Правила землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения об отнесении участка с кадастровым номером ** к землям общего пользования). Проезд к дому по ул. **** находится в небезопасном для эксплуатации состоянии: имеются ямы, колдобины, грязь и глубокие лужи, в зимний период – снежные заносы, наледь; при выезде на ул. **** зимой – снежный вал. Каких-либо других заездов к дому не существует. Отсутствует возможность подвоза дров для обогрева дома, строительных материалов на крупногабаритных автомобилях; доступ пожарной техники к дому не возможен. Заезд на ул. **** с южной стороны пересекает канава. Сквозной проезд по ул. **** с северной стороны отсутствует, так как дорога перекопана. В постановлении администрации Двуреченского сельского поселения СЭД-202-299-01-01-05.С-252 от 22.12.2020 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории кадастрового квартала ** п. Ферма Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края», которым определена функциональная система улиц, ул. **** обозначена как местная улица протяженностью 1157 км, шириной в красных линиях 13-17 м и 6-9 м, ширина проезжей части 4-6 м. При наличии граждан, постоянно зарегистрированных по месту жительства в п. Ферма, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни была мала их численность. Содержание улично-дорожной сети относится к компетенции администрации поселения. С учетом этого, истец просил возложить на администрацию Двуреченского сельского поселения обязанность обустроить и содержать проезд к жилому дому по ул. **** в пригодном для эксплуатации состоянии: производить очистку проезда в зимний период от снега и наледи, в летний период – производить подсыпку проезда щебенкой либо гравием и производить грейдирование проезда; обустроить проезд к жилому дому с южной стороны от ул. **** (приблизительно 250 м) до ул. ****, при повороте на ул. Кленовая обустроить проезд через сточную канаву; обустроить сквозной проезд к жилому дому с северной стороны от начала ул. ****.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 08.06.2022 исковые требований Фокиной Л.Р. удовлетворены частично.

На администрацию муниципального образования «Двуреченского сельского поселения» возложена обязанность обустроить в соответствии с нормативными показателями, предусмотренными СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" объект улично-дорожной сети - ул. **** в п. Ферма, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером **, и содержать его в пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» просит вышеуказанное решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в документах территориального планирования не предусмотрена дорога общего пользования, что следует из карты градостроительного зонирования; государственная собственность на участок не разграничена, в реестре муниципальной собственности участок не значится. Решением Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу № 2а-166(2021) имеет преюдициальное значение и обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела, не подлежат доказыванию вновь. Материалы дела не содержат доказательств того, что автомобильная дорога (проезд) необходима не только для подъезда к земельному участку истца, но и для движения транспорта и пешеходов к другим земельным участкам, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. Иные правообладатели соседних земельных участков не обращались в администрацию по данному вопросу. К земельным участкам граждан имеется доступ, то есть возможность въезда на автомобильную дорогу, что также нашло подтверждение в решении Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу № 2а-166 (2021). Требования истца основаны на неверном толковании норм права, поскольку в действующем законодательстве отсутствует норма, возлагающая на органы местного самоуправления обязанность по обустройству подъездной дороги к частному домовладению. Апеллянт также указывает на отсутствие финансирования на выполнения спорного обязательства по проведению проездных путей к земельному участку истца.

Со стороны Фокиной Л.Р. поступили письменные возражения, в которых содержится просьба решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Двуреченского сельского поселения Байдина И.Е. поддержала апелляционную жалобу.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Соколова ( в связи со вступлением в брак с 21.12.2021 – Фокина) Л.Р. и Фокин А.И. являются собственниками жилого дома с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером **, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности (л.д. 16-17) и земельного участка с кадастровым номером ** по тому же адресу, имеющим разрешенное использование –для садоводства (л.д. 90-94).

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения от 22.04.2015 №104 земельному участку с кадастровым номером ** присвоен адрес: **** (л.д.26).

Согласно информации МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» от 14.02.2020 в соответствии с Генеральным планом Двуреченского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 №329 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.11.2020 №89), Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 09.04.2013 № 325 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 27.10.2016 №169, от 26.01.2017 №191, от 30.05.2019 №398, от 16.04.2020 №40, от 29.04.2021 №131) земельный участок, площадью 21862,30 кв.м с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, имеет разрешенное использование: для садоводства, располагается в территориальной зоне, на которую согласно ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не распространяются, в территориальной зоне (СХ-2) зона садоводческих или огороднических земельных участков, функциональной зоне – Зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан (л.д.73-80, 81-89).

В соответствии с Генеральным планом Двуреченского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 №329 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.11.2020 №89), ул. Кленовая входит в границы населенного пункта п. Ферма (л.д.70-72).

По информации, предоставленной МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» от 10.02.2022, автомобильная дорога по ул. **** в составе собственности Пермского района и в числе автомобильных дорог, переданных в оперативное управление МКУ, отсутствует (л.д.43 оборот).

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности «Двуреченское сельское поселение» дорога протяженностью 533 м по адресу: **** на основании Закона Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района» от 09.09.2016 №687-ПК и акта приема-передачи имущества от 07.10.2016 является муниципальной собственностью муниципального образования «Двуреченское сельское поселение».

Дорога по адресу: **** в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» значится под №76 (л.д. 187-188).

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения от 22.12.2020 №СЭД-2020-299-01-01-05.С-252 утвержден Проект планировки и проект межевания территории кадастрового квартала 59:32:0370003 п. Ферма (л.д.55-57), согласно которому проект системы улично-дорожной сети выполнен с учетом существующих улиц и дорог. В соответствии с нормативными показателями, предусмотренными СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ул. **** длиной 677 м, шириной в красных линиях 13-17 м, шириной проезжей части 6 м, ул. **** длиной 480 м, шириной в красных линиях 6-9 м, шириной проезжей части 4 м отнесены к местным улицам (л.д.57).

15.08.2000 между администрацией Двуреченского сельского поселения и СНТ «Крот» заключен договор аренды земельного участка общей площадью 114324 кв.м, находящийся по адресу: ****, в 0,12 км юго-восточнее д.2 по ул. Трубная, что следует из акта приема-передачи земельного участка к договору аренды от 15.08.2000 (л.д. 190).

Согласно постановлению главы администрации Муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» №38 от 02.05.2006 на основании личного обращения СНТ «Крот» внесены изменения в постановление главы Двуреческой сельской администрации от 15.08.2000 №110 «О предоставлении земельного участка огородническому некоммерческому товариществу «Крот», изложен п. 1 в новой редакции «Предоставить садоводческому некоммерческому товариществу «Крот» земельный участок общей площадью 114324 кв.м, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли поселения, разрешенное использование: для садоводства, в аренду до 01.08.2010 г.» (л.д. 189).

12.12.2011 между Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и СНТ «Крот» заключен договор №928 аренды земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 51856 кв.м, расположенного по адресу: ****, примерно в 0,12 км юго-восточнее дома 2, категория земель: земли поселения, разрешенное использование: для садоводства (пункт 1.1), на срок по 11.11.2016. 12.12.2011 произведен прием-передача земельного участка (л.д. 213 оборот – 215, 216).

Дополнительным соглашением от 21.10.2014 к договору аренды земельного участка от 12.12.2011 №928, заключенным между Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (арендодатель) и СНТ «Крот» (арендатор), на основании постановления администрации Пермского муниципального района от 14.10.2014 №4233 «Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером **», кадастровых паспортов, п.1.1 раздела 1 договора аренды земельного участка от 12.12.2011 №928 изложен в редакции, согласно которой арендатор обязуется принять в пользование земельные участки, в том числе с кадастровым номером **, общей площадью 31066 кв.м (л.д. 217-218).

25.07.2016 между администрацией Двуреченского сельского поселения и СНТ «Крот» заключено соглашение о расторжении договора аренды земельных участков от 12.12.2011 №928, согласно которому стороны договорились с 01.03.2015 считать арендодателем администрацию Двуреченского сельского поселения на основании абз. 2 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и допол., вступившими с 01.03.2015). На основании письменного обращения председателя СНТ «Крот» прекратить с 25.07.2016 право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, отнесенных к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для садоводства (л.д. 108).

Из акта приема-передачи земельных участков от 25.07.2016 следует, что СНТ «Крот» возвратил администрации Двуреченского сельского поселения земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, отнесенных к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для садоводства (л.д. 110).

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (п. 1 ч. 2).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 ФЗ-257 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 2 статьи 13 ФЗ-257 предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закон Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями Пермского края закреплена, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 ФЗ №257 к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с учетом приведенных положений закона, установленных по делу обстоятельств, оценив совокупность собранных по делу доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что улица Кленовая в п. Ферма, расположенная в границах земельного участка **, согласно проекту Планировки территории относится к объектам улично-дорожной сети, земельный участок ** относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым производится функциональным органом Пермского муниципального района, участок используется под улично-дорожную сеть, при этом мер для принятия участка в муниципальную собственность органом местного самоуправления не предпринимается, улица Кленовая обеспечивает доступ к земельном участку истца, иной проезд к жилому домам отсутствует, при этом дорога находится в ненормативном состоянии, что нарушает права истца, поскольку не обеспечивает в том числе, возможность проезда к жилому дому транспорта экстренных служб.

Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с приведенными выводами суда первой инстанции, полагая, что они основаны на правильном применении норм права, при правильном установлении юридически значимых обстоятельств, верной оценке доказательств по делу, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дорога общего пользования, обязанность по обустройству которой судом возложена на ответчика, не предусмотрена в качестве таковой документами территориального планирования, опровергается фрагментом карты градостроительного зонирования территории п. Ферма, п.Горный «Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения, утв.Решением Совета Депутатов Двуреченского сельского поселения от 09.04.2013 №325, в актуальной редакции (т.1.,л.д. 72), согласно которой ул. Кленовая на всем ее протяжении с двух сторон ограничена красными линиями.

В соответствии с пунктом 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

В свою очередь, согласно пункту 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно подразделу 1 «Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения», утв. Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 09.04.2013 №325, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В чертеже к проекту Планировки и проекту межевания территории кадастрового квартала ** п. **** Пермского муниципального района, утв. Постановлением администрации Пермского муниципального района от 22.12.2020 №СЭД-2020-299-01-01-05.С-252 ( т.1, л.д. 157, 159) улица Кленовая в месте расположения земельного участка ** обозначена в качестве улично-дорожной сети.

Соответственно, с учетом того, что улица Кленовая, проходящая по земельному участку с кадастровым номером **, обозначена в документах территориального планирования в качестве территории общего пользования, при этом посредством этой улицы обеспечивается проезд к жилому дому истца, а также к иным расположенным по этой улице жилым домам и земельным участкам, фактически она является дорогой общего пользования местного значения, независимо от того, приняты ли органом местного самоуправления необходимые меры для проведения технического учета объекта в качестве дороги и включена ли она в реестр муниципального имущества МО Двуреченского сельского поселения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что государственная собственность на земельный участок ** не разграничена, не свидетельствует о том, что собственником указанного земельного участка является государство, наличие неразграниченной собственности на землю не создает препятствий к исполнению ответчиком обязанностей в области дорожной деятельности, которая в любом случае в силу приведенных положений закона отнесена на сельское поселение в границах населенного пункта, при этом с учетом положений статьи 5 ФЗ-257, оснований полагать, что дорога по ул. Кленовой является автомобильной дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения, не имеется.

Исходя из обстоятельств дела, не является она частной автомобильной дорогой, поскольку земельный участок ** находится в публичной собственности и кому-либо не предоставлен.

Договор аренды земельного участка с СНТ «Крот» расторгнут **, на ином праве ему не предоставлен, по сообщению СНТ какую-либо деятельность с использованием земельного участка Товарищество не ведет, принадлежащие ему объекты на участке отсутствуют.

Наличие у земельного участка ** разрешенного использование – под садоводство, учитывая включение в документы территориального планирования ул. Кленовая, проходящей по этому участку, в улично-дорожную сеть поселения, а также принимая во внимание, что градостроительные регламенты на этот земельный участок не распространяются, что применительно к пункту 2 статьи 4 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено именно для земель общего пользования, с учетом функционального назначения участка, связанного с доступом к земельным участкам и жилым домам по ул. Кленовая, само по себе не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности содержать дорогу в нормативном состоянии.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на решение Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу №2а-166(2021), о незаконности оспариваемого решения суда также не свидетельствуют, поскольку преюдициальное значение в силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют обстоятельства, а не выводы суда по иному спору.

В силу положений пункта 9 статьи 5 ФЗ-257 автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Соответственно, критерием отнесения дороги к дороге местного значения сельского поселения является отсутствие ее в перечне дорог федерального, регионального, межмуниципального значения и нахождение ее в границах сельского поселения.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что дорога по ул. Кленовая не относится к дороге местного значения, обоснованными не является.

При этом доводы апелляционной жалобы о наличии иного доступа к земельным участкам граждан, объективно ничем не подтверждены, вопреки мнению заявителя жалобы, решением Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу №2а-166(2021) данное обстоятельство не установлено.

Отсутствие проезда, соответствующего нормативным требованиям, позволяющего беспрепятственно использовать улицу Кленовую в месте расположения земельного участка ** для доступа к земельным участкам и жилым домам подтверждается представленными в материалы дела фотоснимками. Само по себе отсутствие объективной возможности иным способом проезжать к жилому дому истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердил и представитель ответчика.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика необходимого финансирования для исполнения возложенных на него решением суда обязанностей не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие данных обстоятельств не является основанием неисполнения прямо предусмотренных законом полномочий органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности.

В целом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пермского районного суда Пермского края от 08 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» – без удовлетворения.

Председательствующий:

/подпись/

Судьи:

/подписи/

Копия верна. Судья

Д.В. Мехоношина

Мотивированное определение изготовлено 30.11.2022

УИД – 59RS0008-01-2021-004945-32

Дело № 33-11115/2022 (2-433/2022)

Судья – Ежова К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

23 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Варовой Л.Н.,

судей Мехоношиной Д.В., Смирновой М.А.,

при ведении протокола помощником судьи Кармановой Ж.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» на решение Пермского районного суда Пермского края от 08.06.2022.

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя администрации Двуреченского сельского поселения Байдиной И.Е., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Фокина (Соколова) Л.Р. обратилась с иском к администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» о возложении обязанности обустроить и содержать проезд к жилому дому.

В обоснование заявленных исковых указала, что она и ее супруг Фокин А.И. являются собственниками земельного участка ** и жилого дома **, расположенных по адресу: ****. Их семья зарегистрирована и проживает по данному адресу. Земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-2 «Зона садово-дачных участков». Доступ к земельному участку осуществляется по земельному участку с кадастровым номером **, расположенному в границах территорий общего пользования (в настоящее время принят Проект изменений в Правила землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения об отнесении участка с кадастровым номером ** к землям общего пользования). Проезд к дому по ул. **** находится в небезопасном для эксплуатации состоянии: имеются ямы, колдобины, грязь и глубокие лужи, в зимний период – снежные заносы, наледь; при выезде на ул. **** зимой – снежный вал. Каких-либо других заездов к дому не существует. Отсутствует возможность подвоза дров для обогрева дома, строительных материалов на крупногабаритных автомобилях; доступ пожарной техники к дому не возможен. Заезд на ул. **** с южной стороны пересекает канава. Сквозной проезд по ул. **** с северной стороны отсутствует, так как дорога перекопана. В постановлении администрации Двуреченского сельского поселения СЭД-202-299-01-01-05.С-252 от 22.12.2020 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории кадастрового квартала ** п. Ферма Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края», которым определена функциональная система улиц, ул. **** обозначена как местная улица протяженностью 1157 км, шириной в красных линиях 13-17 м и 6-9 м, ширина проезжей части 4-6 м. При наличии граждан, постоянно зарегистрированных по месту жительства в п. Ферма, органы местного самоуправления не могут быть освобождены от обязанности обеспечивать их жизнедеятельность, как бы ни была мала их численность. Содержание улично-дорожной сети относится к компетенции администрации поселения. С учетом этого, истец просил возложить на администрацию Двуреченского сельского поселения обязанность обустроить и содержать проезд к жилому дому по ул. **** в пригодном для эксплуатации состоянии: производить очистку проезда в зимний период от снега и наледи, в летний период – производить подсыпку проезда щебенкой либо гравием и производить грейдирование проезда; обустроить проезд к жилому дому с южной стороны от ул. **** (приблизительно 250 м) до ул. ****, при повороте на ул. Кленовая обустроить проезд через сточную канаву; обустроить сквозной проезд к жилому дому с северной стороны от начала ул. ****.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 08.06.2022 исковые требований Фокиной Л.Р. удовлетворены частично.

На администрацию муниципального образования «Двуреченского сельского поселения» возложена обязанность обустроить в соответствии с нормативными показателями, предусмотренными СП 42.13330 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" объект улично-дорожной сети - ул. **** в п. Ферма, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером **, и содержать его в пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» просит вышеуказанное решение отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в документах территориального планирования не предусмотрена дорога общего пользования, что следует из карты градостроительного зонирования; государственная собственность на участок не разграничена, в реестре муниципальной собственности участок не значится. Решением Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу № 2а-166(2021) имеет преюдициальное значение и обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела, не подлежат доказыванию вновь. Материалы дела не содержат доказательств того, что автомобильная дорога (проезд) необходима не только для подъезда к земельному участку истца, но и для движения транспорта и пешеходов к другим земельным участкам, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. Иные правообладатели соседних земельных участков не обращались в администрацию по данному вопросу. К земельным участкам граждан имеется доступ, то есть возможность въезда на автомобильную дорогу, что также нашло подтверждение в решении Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу № 2а-166 (2021). Требования истца основаны на неверном толковании норм права, поскольку в действующем законодательстве отсутствует норма, возлагающая на органы местного самоуправления обязанность по обустройству подъездной дороги к частному домовладению. Апеллянт также указывает на отсутствие финансирования на выполнения спорного обязательства по проведению проездных путей к земельному участку истца.

Со стороны Фокиной Л.Р. поступили письменные возражения, в которых содержится просьба решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Двуреченского сельского поселения Байдина И.Е. поддержала апелляционную жалобу.

Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Соколова ( в связи со вступлением в брак с 21.12.2021 – Фокина) Л.Р. и Фокин А.И. являются собственниками жилого дома с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, на земельном участке с кадастровым номером **, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности (л.д. 16-17) и земельного участка с кадастровым номером ** по тому же адресу, имеющим разрешенное использование –для садоводства (л.д. 90-94).

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения от 22.04.2015 №104 земельному участку с кадастровым номером ** присвоен адрес: **** (л.д.26).

Согласно информации МКУ «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» от 14.02.2020 в соответствии с Генеральным планом Двуреченского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 №329 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.11.2020 №89), Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 09.04.2013 № 325 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 27.10.2016 №169, от 26.01.2017 №191, от 30.05.2019 №398, от 16.04.2020 №40, от 29.04.2021 №131) земельный участок, площадью 21862,30 кв.м с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, имеет разрешенное использование: для садоводства, располагается в территориальной зоне, на которую согласно ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не распространяются, в территориальной зоне (СХ-2) зона садоводческих или огороднических земельных участков, функциональной зоне – Зона садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан (л.д.73-80, 81-89).

В соответствии с Генеральным планом Двуреченского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30.04.2013 №329 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 26.11.2020 №89), ул. Кленовая входит в границы населенного пункта п. Ферма (л.д.70-72).

По информации, предоставленной МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» от 10.02.2022, автомобильная дорога по ул. **** в составе собственности Пермского района и в числе автомобильных дорог, переданных в оперативное управление МКУ, отсутствует (л.д.43 оборот).

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности «Двуреченское сельское поселение» дорога протяженностью 533 м по адресу: **** на основании Закона Пермского края «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Пермского муниципального района» от 09.09.2016 №687-ПК и акта приема-передачи имущества от 07.10.2016 является муниципальной собственностью муниципального образования «Двуреченское сельское поселение».

Дорога по адресу: **** в реестре муниципальной собственности муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» значится под №76 (л.д. 187-188).

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения от 22.12.2020 №СЭД-2020-299-01-01-05.С-252 утвержден Проект планировки и проект межевания территории кадастрового квартала 59:32:0370003 п. Ферма (л.д.55-57), согласно которому проект системы улично-дорожной сети выполнен с учетом существующих улиц и дорог. В соответствии с нормативными показателями, предусмотренными СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», ул. **** длиной 677 м, шириной в красных линиях 13-17 м, шириной проезжей части 6 м, ул. **** длиной 480 м, шириной в красных линиях 6-9 м, шириной проезжей части 4 м отнесены к местным улицам (л.д.57).

15.08.2000 между администрацией Двуреченского сельского поселения и СНТ «Крот» заключен договор аренды земельного участка общей площадью 114324 кв.м, находящийся по адресу: ****, в 0,12 км юго-восточнее д.2 по ул. Трубная, что следует из акта приема-передачи земельного участка к договору аренды от 15.08.2000 (л.д. 190).

Согласно постановлению главы администрации Муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» №38 от 02.05.2006 на основании личного обращения СНТ «Крот» внесены изменения в постановление главы Двуреческой сельской администрации от 15.08.2000 №110 «О предоставлении земельного участка огородническому некоммерческому товариществу «Крот», изложен п. 1 в новой редакции «Предоставить садоводческому некоммерческому товариществу «Крот» земельный участок общей площадью 114324 кв.м, расположенный по адресу: ****, категория земель: земли поселения, разрешенное использование: для садоводства, в аренду до 01.08.2010 г.» (л.д. 189).

12.12.2011 между Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района и СНТ «Крот» заключен договор №928 аренды земельного участка с кадастровым номером **, общей площадью 51856 кв.м, расположенного по адресу: ****, примерно в 0,12 км юго-восточнее дома 2, категория земель: земли поселения, разрешенное использование: для садоводства (пункт 1.1), на срок по 11.11.2016. 12.12.2011 произведен прием-передача земельного участка (л.д. 213 оборот – 215, 216).

Дополнительным соглашением от 21.10.2014 к договору аренды земельного участка от 12.12.2011 №928, заключенным между Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (арендодатель) и СНТ «Крот» (арендатор), на основании постановления администрации Пермского муниципального района от 14.10.2014 №4233 «Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером **», кадастровых паспортов, п.1.1 раздела 1 договора аренды земельного участка от 12.12.2011 №928 изложен в редакции, согласно которой арендатор обязуется принять в пользование земельные участки, в том числе с кадастровым номером **, общей площадью 31066 кв.м (л.д. 217-218).

25.07.2016 между администрацией Двуреченского сельского поселения и СНТ «Крот» заключено соглашение о расторжении договора аренды земельных участков от 12.12.2011 №928, согласно которому стороны договорились с 01.03.2015 считать арендодателем администрацию Двуреченского сельского поселения на основании абз. 2 ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и допол., вступившими с 01.03.2015). На основании письменного обращения председателя СНТ «Крот» прекратить с 25.07.2016 право аренды на земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, отнесенных к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для садоводства (л.д. 108).

Из акта приема-передачи земельных участков от 25.07.2016 следует, что СНТ «Крот» возвратил администрации Двуреченского сельского поселения земельные участки с кадастровыми номерами **, **, **, **, отнесенных к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для садоводства (л.д. 110).

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (ч. 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (п. 1 ч. 2).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 ФЗ-257 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 2 статьи 13 ФЗ-257 предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закон Пермского края от 22.12.2014 N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями Пермского края закреплена, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 ФЗ №257 к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с учетом приведенных положений закона, установленных по делу обстоятельств, оценив совокупность собранных по делу доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что улица Кленовая в п. Ферма, расположенная в границах земельного участка **, согласно проекту Планировки территории относится к объектам улично-дорожной сети, земельный участок ** относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым производится функциональным органом Пермского муниципального района, участок используется под улично-дорожную сеть, при этом мер для принятия участка в муниципальную собственность органом местного самоуправления не предпринимается, улица Кленовая обеспечивает доступ к земельном участку истца, иной проезд к жилому домам отсутствует, при этом дорога находится в ненормативном состоянии, что нарушает права истца, поскольку не обеспечивает в том числе, возможность проезда к жилому дому транспорта экстренных служб.

Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с приведенными выводами суда первой инстанции, полагая, что они основаны на правильном применении норм права, при правильном установлении юридически значимых обстоятельств, верной оценке доказательств по делу, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дорога общего пользования, обязанность по обустройству которой судом возложена на ответчика, не предусмотрена в качестве таковой документами территориального планирования, опровергается фрагментом карты градостроительного зонирования территории п. Ферма, п.Горный «Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения, утв.Решением Совета Депутатов Двуреченского сельского поселения от 09.04.2013 №325, в актуальной редакции (т.1.,л.д. 72), согласно которой ул. Кленовая на всем ее протяжении с двух сторон ограничена красными линиями.

В соответствии с пунктом 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

В свою очередь, согласно пункту 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно подразделу 1 «Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения», утв. Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 09.04.2013 №325, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

В чертеже к проекту Планировки и проекту межевания территории кадастрового квартала ** п. **** Пермского муниципального района, утв. Постановлением администрации Пермского муниципального района от 22.12.2020 №СЭД-2020-299-01-01-05.С-252 ( т.1, л.д. 157, 159) улица Кленовая в месте расположения земельного участка ** обозначена в качестве улично-дорожной сети.

Соответственно, с учетом того, что улица Кленовая, проходящая по земельному участку с кадастровым номером **, обозначена в документах территориального планирования в качестве территории общего пользования, при этом посредством этой улицы обеспечивается проезд к жилому дому истца, а также к иным расположенным по этой улице жилым домам и земельным участкам, фактически она является дорогой общего пользования местного значения, независимо от того, приняты ли органом местного самоуправления необходимые меры для проведения технического учета объекта в качестве дороги и включена ли она в реестр муниципального имущества МО Двуреченского сельского поселения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что государственная собственность на земельный участок ** не разграничена, не свидетельствует о том, что собственником указанного земельного участка является государство, наличие неразграниченной собственности на землю не создает препятствий к исполнению ответчиком обязанностей в области дорожной деятельности, которая в любом случае в силу приведенных положений закона отнесена на сельское поселение в границах населенного пункта, при этом с учетом положений статьи 5 ФЗ-257, оснований полагать, что дорога по ул. Кленовой является автомобильной дорогой федерального, регионального или межмуниципального значения, не имеется.

Исходя из обстоятельств дела, не является она частной автомобильной дорогой, поскольку земельный участок ** находится в публичной собственности и кому-либо не предоставлен.

Договор аренды земельного участка с СНТ «Крот» расторгнут **, на ином праве ему не предоставлен, по сообщению СНТ какую-либо деятельность с использованием земельного участка Товарищество не ведет, принадлежащие ему объекты на участке отсутствуют.

Наличие у земельного участка ** разрешенного использование – под садоводство, учитывая включение в документы территориального планирования ул. Кленовая, проходящей по этому участку, в улично-дорожную сеть поселения, а также принимая во внимание, что градостроительные регламенты на этот земельный участок не распространяются, что применительно к пункту 2 статьи 4 статьи 36 Градостроительного кодекса предусмотрено именно для земель общего пользования, с учетом функционального назначения участка, связанного с доступом к земельным участкам и жилым домам по ул. Кленовая, само по себе не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности содержать дорогу в нормативном состоянии.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на решение Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу №2а-166(2021), о незаконности оспариваемого решения суда также не свидетельствуют, поскольку преюдициальное значение в силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют обстоятельства, а не выводы суда по иному спору.

В силу положений пункта 9 статьи 5 ФЗ-257 автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Соответственно, критерием отнесения дороги к дороге местного значения сельского поселения является отсутствие ее в перечне дорог федерального, регионального, межмуниципального значения и нахождение ее в границах сельского поселения.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что дорога по ул. Кленовая не относится к дороге местного значения, обоснованными не является.

При этом доводы апелляционной жалобы о наличии иного доступа к земельным участкам граждан, объективно ничем не подтверждены, вопреки мнению заявителя жалобы, решением Пермского районного суда Пермского края от 03.02.2021 по делу №2а-166(2021) данное обстоятельство не установлено.

Отсутствие проезда, соответствующего нормативным требованиям, позволяющего беспрепятственно использовать улицу Кленовую в месте расположения земельного участка ** для доступа к земельным участкам и жилым домам подтверждается представленными в материалы дела фотоснимками. Само по себе отсутствие объективной возможности иным способом проезжать к жилому дому истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции подтвердил и представитель ответчика.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика необходимого финансирования для исполнения возложенных на него решением суда обязанностей не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие данных обстоятельств не является основанием неисполнения прямо предусмотренных законом полномочий органа местного самоуправления в сфере дорожной деятельности.

В целом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пермского районного суда Пермского края от 08 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» – без удовлетворения.

Председательствующий:

/подпись/

Судьи:

/подписи/

Копия верна. Судья

Д.В. Мехоношина

Мотивированное определение изготовлено 30.11.2022

33-11115/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Фокина (Соколова) Лариса Романовна
Ответчики
Администрация Муниципального образования "Двуреченское сельское поселение"
Другие
Комитет имущественных отношений Администрации ПЕрмского муниципального района
СНТ "Крот" в лице председателя Миронова Виктора Александровича
Байдина Инна Евгеньевна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Мехоношина Дарья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
13.10.2022Передача дела судье
23.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Передано в экспедицию
23.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее