Судья Нестерова Т.А. Дело № 7-21-1070/2021
РЕШЕНИЕ
4 октября 2021 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО7 на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО8 просит об отмене решения судьи и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неправильное применение норм материального права административным органом и судом, отсутствия состава административного правонарушения, а также нарушение правил подведомственности при рассмотрении дела.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, заслушав пояснения защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО9, поддержавшего доводы своей жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи.
Часть 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 того же Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2 статьи 34 того же Федерального закона).
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышающих нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
На основании пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Из материалов дела следует, что 32 военной прокуратурой гарнизона совместно с должностными лицами 718 регионального экологического центра (отделение г. Уссурийск) Министерства обороны Российской Федерации и Центра (ГСЭН, территориальный г. Лесозаводск) ФГКУ «1029 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка исполнения должностными лицами ПУ 5/3 ЖКС №5 филиала ФИО2 «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, а также в области охраны окружающей среды и природопользования «Об охране животного мира и водных биоресурсов».
В ходе проверки установлено, что с жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации – военного городка №9, расположенного на территории <адрес>, при осуществлении хозяйственно-бытовой деятельности осуществляется сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию, на рельеф с последующим вытеканием в водный объект – ключ Безымянный, который протекает в черте населенного пункта с. Новосысоевка.
Согласно протоколу лабораторных исследований №1 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных Центром (ГСЭН, территориальный г. Лесозаводск) ФГКУ «1029 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны Российской Федерации, проб воды поверхностного водного объекта – ручей Безымянный, вода по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», а именно: ОКБ – общие колиформные бактерии – более 240000 КОЕ/100 мл. (при нормативе не более 500 КОЕ/100 мл.); ТКБ – термотолерантные колиформные бактерии более 240000 КОЕ/100 мл. (при нормативе не более 100 КОЕ/100 мл.).
Таким образом, ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет сброс не соответствующий требованиям сточных вод в ручей Безымянный с дальнейшим попаданием в р. Сысоевка, а в последующем в р. Арсеньевка, которая отнесена к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вмененного ему административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей сброса сточных вод в реку с. Новосысоевка; протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не занимается строительством очистных сооружений и эксплуатирует переданный ему объект, ответственность за содержание которого должен нести Департамент строительства Минобороны России, как и утверждение о необходимости применений положений статьи 2.7 КоАП РФ, были предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отклонены как противоречащие нормам законодательства.
Как установлено из материалов дела ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является ресурсоснабжающей организацией на территории военного городка №9, расположенного на территории <адрес>, ответственной за содержание очистных сооружений. Соответственно указанная организация несет ответственность за сброс неочищенных сточных вод в водный объект.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением территориальной подведомственности поскольку совершено в форме бездействия на территории Хабаровского края, являются несостоятельными.
Как следует из части 1 статьи 29.5 КоАП РФ, по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Из материалов дела следует, что вмененное ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административное правонарушение заключается в противоправном действии – сбросе в водный объект сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию.
Таким образом, территориальная подведомственность дела об административном правонарушении подлежала определению исходя из места его совершения – территории с. Новосысоевка Яковлевского района Приморского края.
Порядок привлечения к административной ответственности в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Назначенное ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России административное наказание в виде штрафа, с учетом изменений, внесенных решением судьи, соответствует санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и определено с учетом положений статьей 3.1, 4.1 того же Кодекса.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО10 – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи