Решение по делу № 2-269/2022 (2-4550/2021;) от 15.10.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

17 января 2022 года                                                                                        <адрес>

Домодедовский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.Ю.
при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства социального развития <адрес>, Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным заключения, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, обязании включить в список,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 (ФИО16) Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит:

- признать незаконным и отменить заключение Управления опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОП;

- признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа <адрес>;

- обязать Министерство социального развития <адрес> исключить истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> по ее прежнему месту жительства, и включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений <адрес> по новому месту жительства.

В обоснование исковых требований указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец лишен родительских прав вступившим в законную силу решением суда, в последующем умер. Решением жилищной комиссии <адрес> истец включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. После установления опеки в 2007 г. истец поставлена на учет в качестве подопечной в Управлении опеки и попечительства по городскому округу <адрес> по месту жительства приемных родителей и проживает совместно с ними по адресу: <адрес>, с. Ям, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление опеки и попечительства по городскому округу <адрес> с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства в <адрес> и включении ее в список по новому месту жительства в городском округе Домодедово, однако ей было отказано ввиду невозможности рассмотрения данного заявления.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа <адрес>, администрация <адрес>.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала по обстоятельствам и доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что с 2007 года по настоящее время зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает в городском округе Домодедово. В указанный период училась и работала также в городском округе Домодедово.

Представитель Министерства социального развития <адрес>, Управления опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства социального развития <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, в удовлетворении требований возражала, полагая, что право исключения из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения ее в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства у истца появилось в апреле 2019 года. При этом, истец на данный момент зарегистрирована в <адрес>, регистрация по месту пребывания в городском округе Домодедово носит временный характер, что само по не может свидетельствовать о перемене ее места жительства.

Представитель администрации городского округа <адрес> ФИО7 в судебном заседании возражала в удовлетворении требований, поддержав позицию представителя ответчика.

Представитель администрация <адрес> в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 53).

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждого в отдельности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Себежского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 – отец ФИО2 - лишен родительских прав (л.д. 12-13). В последующем умер (ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 18).

Мать истца – ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 17).

Судом установлено, что ФИО3 сменила фамилию на ФИО2 в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче несовершеннолетних: ФИО12, ФИО13, ФИО13, ФИО14 и ФИО3 в приемную семью» ФИО3 передана на воспитание в семью ФИО10 и ФИО11 (л.д. 31).

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3 гарантировано право на предоставление жилой площади в сельском поселении <данные изъяты> <адрес> (л.д. 22).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ФИО10 и ФИО11 заключен договор о передаче детей на воспитание в приемную семью, согласно которому приемные родители ФИО10, ФИО11 принимают на воспитание в приемную семью приемных детей, в том числе ФИО3 (л.д. 35-37).

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. (выписка из протокола – л.д. 38-39, письмо, справка Комитета по социальной защите <адрес> территориального отдела <адрес> – л.д. 60, 62).

Постановлением Главы администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении выплаты денежных средств на несовершеннолетних: ФИО12, ФИО13, ФИО13, ФИО14 и ФИО3» назначены выплаты денежных средств на содержание несовершеннолетних детей, в том числе на содержание ФИО3 (л.д. 30).

Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается копией паспорта с отметкой о месте жительства (<адрес>).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 (ФИО2) Т.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с. Ям, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Судом установлено, что истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, с. Ям, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

С ДД.ММ.ГГГГ истец прилеплена к поликлинике городского округа <адрес>, что подтверждается копией полиса обязательного медицинского страхования (л.д. 42-43).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила обучение в <данные изъяты> области (справка - л.д. 49, аттестат – л.д. 27).

В период с 2016 г. по 2019 г. истец проходила обучение в <данные изъяты> (ответ - л.д. 55, диплом – л.д. 28-29).

Из представленных справок, выданных <данные изъяты> должности <данные изъяты> (л.д. 40-41).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства социального развития <адрес> с заявлением об исключении из Списка по прежнему месту жительства в <адрес> и включении в Список по новому месту жительства в городском округе Домодедово.

Заключением Управления опеки и попечительства по городскому округу Домодедово Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОП истцу отказано в рассмотрении заявления об исключении ФИО3 из Списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, поскольку проживание ФИО3 на жилой площади попечителя само по себе не может свидетельствовать о перемене ее места жительства. Регистрация ФИО16 по месту пребывания по адресу: <адрес>, с. Ям, <адрес>, носит временный характер (л.д. 32-34).

Согласно ответу на судебный запрос из Комитета по социальной защите <адрес> территориального отдела <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , ДД.ММ.ГГГГ от ФИО3 поступило заявление об отказе от получения жилого помещения на территории <адрес>, в связи с тем, что желает получить жилье в <адрес>. Заявление на исключение из Списка от ФИО3 не поступало (л.д. 60).

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> информация о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости на территории Российской Федерации на ФИО3 отсутствует (л.д. 25-26).

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (абз. 3 п. 1 ст. 8)

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 ст. 8, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 ст. 8. Лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8, включаются в список по достижении возраста 14 лет. (абз. 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список. (абз. 5 п. 3 ст. 8)

Согласно пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном <адрес>.

Как предусмотрено ч. 2 ст. <адрес> "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 8, имеющим место жительства в <адрес>.

Согласно ч. 5 ст. <адрес> "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" центральный исполнительный орган государственной власти <адрес>, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, указанных в ч. 8 ст. 8, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 1 ст. 8, по муниципальным образованиям <адрес>, в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (далее - список). Лица, указанные в ч. 1 ст. 8, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

В силу ч. 8 ст. <адрес> "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании Положения о Министерстве образования <адрес> (Министерство), утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41/2, Министерство осуществляет полномочие по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка).

В соответствии с п. 2 Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Согласно п. 13 Правил формирования списка в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;

об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.

В соответствии с п. 14 Правил формирования списка акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.

На основании п. 15 Правил формирования списка, в случае если в отношении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые включены в список, имеется вступившее в законную силу решение суда об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в список включается соответствующая информация на основании заверенной в установленном порядке копии решения суда, представленной в уполномоченный орган заявителем (представителем заявителя), без учета срока, предусмотренного п. 16 Правил.

Как предусмотрено п. 23 Правил формирования списка, при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.

Согласно п. 34 Правил формирования списка орган по новому месту жительства не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации по запросам в соответствии с п. 30 Правил принимает одно из следующих решений:

а) о включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (далее - решение о включении в список по новому месту жительства);

б) об отказе во включении детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список по новому месту жительства (далее - решение об отказе во включении в список по новому месту жительства).

В соответствии с п. 35 Правил формирования списка решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае:

наличия оснований, предусмотренных пп. 1, 2 и 4 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.

Решение об отказе во включении в список по новому месту жительства может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Минпросвещения России направило разъяснения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07), в которых отметило, что право на обеспечение (жилым помещением) по новому месту жительства должно возникнуть до приобретения гражданином полной дееспособности, то есть до достижения ими совершеннолетия; исходя из норм Правил формирования списка, лица, достигшие возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением (об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства).

Исходя из установленных обстоятельств дела с учетом приведенных положений действующего законодательства суд приходит к выводу, что на истца распространяются дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет, вместе с тем предметом спора в настоящем деле является вопрос о месте, где должно быть реализовано право истца.

Правила формирования списка предусматривают возможность обращения заявлением о включении в список и с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства.

Положения Правил формирования списка сформулированы таким образом, что исключают возможность обращения с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства для лица, достигшего возраста 23 лет, следовательно, истец не имела возможности обратиться с заявлением об исключении из списка по прежнему месту жительства.

Кроме того, положения Правил формирования списка в принципе предполагают возможность возникновения права на обеспечение жилым помещением по новому месту жительства только у лиц, не приобретших полную дееспособность, о чем даны приведенные разъяснения Минпросвещения России.

Таким образом, положения подзаконных актов, регулирующих процедуру формирования списков и обеспечения жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа исключают для лиц, достигших возраста 23 лет, возможность обеспечения жильем по новому месту жительства в связи со сменой постоянного места жительства, однако Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" такого ограничения не содержит.

В данной связи суд отмечает, что в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, обращено внимание на то, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, обращено внимание на то, что переезд из одного региона Российской Федерации на постоянное место жительства в другой регион, не может являться основанием для лишения гражданина права на предоставление ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию в том числе лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ограничивает право гражданина, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в т.ч. в виде получения жилья, реализовывать это право на территории того региона, который этот гражданин избрал в качестве своего постоянного места жительства, в т.ч. ввиду перемены места жительства после достижения 23 лет в случае, если это право не реализовано по прежнему месту жительства. Данный вывод содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-КГ20-25-К1, изложенные в данном определении правовые позиции включены в указанный выше Обзор практики от ДД.ММ.ГГГГ

Ввиду изложенного, истец имеет право на обеспечение жилым помещением на территории <адрес>.

Поскольку предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основания для отказа ФИО3 для включения ее в список отсутствовали, а проживание на территории <адрес> менее 5 лет и включение ее в список в <адрес> к таким основаниям не относятся, то заключение Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ -ОП не может быть признано законным.

То обстоятельство, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ соответствующий орган обязан предоставить истцу жилое помещение, не исключает право истца на выбор места жительства по собственному усмотрению, и поскольку указанное решение не исполнено до настоящего времени, и не препятствует реализации права ФИО3 на обеспечение жилым помещением в <адрес>, поскольку включение ее в список в <адрес> влечет ее исключение из списка в <адрес>.

Обжалуемый истцом отказ незаконен ввиду изложенного выше, основания для включения ее в список в <адрес> установлены, следовательно, у нее имеется право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения на территории <адрес> (г.о. Домодедово), ввиду чего суд удовлетворяет исковые требования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным заключение Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ -ОП.

Признать за ФИО2 (ФИО16) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории городского округа <адрес>.

Обязать Министерство социального развития <адрес> исключить ФИО2 (ФИО16) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> по ее прежнему месту жительства, и включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений <адрес> по новому месту жительства.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.

Председательствующий                                                                              А.Ю. Никитина

2-269/2022 (2-4550/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Литвинова Татьяна Александровна
Ответчики
Управление опеки и попечительства Министерства образования МО по г/о Домодедово
Министерство образования МО
Другие
Администрация г/о Домодедово
Администрация Себежского района
Суд
Домодедовский городской суд Московской области
Судья
Никитина Александра Юрьевна
Дело на странице суда
domodedovo.mo.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Подготовка дела (собеседование)
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2021Судебное заседание
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2022Дело оформлено
22.06.2022Дело передано в архив
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее