№ 2-53/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Лысково 24 января 2019 года
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Колумбаевой С.В.,
с участием истца Волкова Д.В.,
ответчика Крупина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова Д. В. к Крупину В. В. о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Волков Д.В. обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с иском к Крупину В.В. о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ Крупин В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Истец Волков Д.В. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 минут на 470 км. автодороги Москва-Уфа Кстовского района Нижегородской области, произошло ДТП с участием автомобиля RENOSR, государственный регистрационный знак В 656 ОВ 152 регион, под управлением истца, и автомобиля ВАЗ 21083, государственный регистрационный знак № регион, под управлением ответчика. В результате указанного ДТП, истцу были причинены телесные повреждения, которые согласно заключению эксперта №Д от ДД.ММ.ГГГГ причинили средней тяжести вред здоровью, по признаку длительного расстройства здоровья. Однако после совершения правонарушения ответчик не предпринял попыток загладить причиненный вред.
Утверждает, что действиями ответчика ему причинен моральный вред, сумма компенсации которого складывается из нравственных и физических страданий, а именно: в результате ДТП истец попал в больницу и получил травмы в виде открытого оскольчатого перелома левого надколенника со смещением, раны мягких тканей левого коленного сустава, в связи с чем, истец был вынужден передвигаться с помощью костылей, что нарушило уклад его жизни.
Ссылаясь на ст. ст. 1064, 1079, 1100, 1101 ГК РФ, просит взыскать с Крупина В.В. в счет компенсации морального вреда 250 000 рублей.
В судебном заседании истец Волков Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. Считает, что действиями Крупина В.В. истцу причинены физические и нравственные страдания.
Ответчик Крупин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал.
Прокурор в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
С учетом мнения явившихся сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося прокурора.
Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами и защищаются законом (ст. 150 ГК РФ).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право пользования своим именем, право авторства), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Судом из постановления Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 00 минут на 470 км. автодороги Москва-Уфа Кстовского района Нижегородской области, в нарушении п.п. 1.5, 10.1 ПДД РФ, Крупин В.В., управляя автомобилем ВАЗ 21083, государственный регистрационный знак № регион, при выполнении маневра опережения транспортного средства, не справился с управлением, совершил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в результате чего произвел столкновение с автомобилем RENOSR, государственный регистрационный знак В 656 ОВ 152 регион, под управлением Волкова Д.В., причинив ему тем самым телесные повреждения, которые согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №Д причинили средней тяжести вред здоровью, по признаку длительного расстройства здоровья. В результате противоправных действий Крупина В.В. Волкову Д.В. причинены телесные повреждения в виде открытого оскольчатого перелома левого надколенника со смещением, раны мягких тканей левого коленного сустава, которые (кроме раны) возникли от действия тупых предметов и могли образоваться при столкновении транспортных средств, с последующим ударением о твердую поверхность, ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что вина Крупина В.В. установлена вступившим в законную силу постановлением суда, данное обстоятельство обязательно для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий Крупина В.В., суд не вправе входить в обсуждение его вины.
Согласно ч. 1 ст. 151 и ч. 1 ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 151 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
При этом установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года № 1).
Истец обосновывает причиненный моральный вред полученными нравственными страданиями от действий ответчика Крупина В.В., указывая, что испытал сильную физическую боль, нервный стресс.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Крупина В.В. в пользу Волкова Д.В., судом учитываются обстоятельства причинения вреда, отсутствие вины самого потерпевшего, тяжесть причиненного вреда, длительность лечения, характер и степень перенесенных истцом нравственных страданий, его возраст, материальное положение ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что компенсация морального вреда должна быть определена в сумме 50 000 рублей.
Указанная сумма компенсации морального вреда, по мнению суда в данном случае, является соразмерной характеру причиненного вреда и не приводит к неосновательному обогащению истца, при этом суд принимает во внимание, что ответчик является трудоспособным и ничто не препятствует ему в получении дохода для возмещения истцу компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Волкова Д. В. к Крупину В. В. о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Крупина В. В. в пользу Волкова Д. В. в счет компенсации морального вреда 50 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Волкову Д. В., отказать.
Взыскать с Крупина В. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В. Песков