№ 2а-505/2020 года
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года с. Сюмси
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Н.В. Байгозина,
при секретаре Е.А. Морозовой,
с участием: прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики А.В. Савиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сюмсинское» о признании незаконным бездействия Администрации, и о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного имущества,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сюмсинского района Удмуртской Республики /далее по тексту истец/ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Сюмсинское» /далее по тексту ответчик/ о признании незаконным бездействия Администрации, и о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного имущества.
Исковые требования мотивированы следующим.
В ходе проведенной проверки прокуратурой района в сфере жилищно-коммунальной сферы, выявлены нарушения в деятельности Администрации МО «Сюмсинское». В частности, установлено, что на территории МО «Сюмсинское» расположены объекты:
/высотная опора освещения/, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Юбилейная, за земельным участком № 3;
/высотная опора освещения/, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Партизанская, между зданиями № 48 и № 52.
Сведения о собственнике, имущественном статусе данных объектов и земельных участках, на которых расположены данные объекты, о признании объектов аварийными, в Администрации МО «Сюмсинский район», Администрации МО «Сюмсинское» отсутствуют.
Данные объекты представляют реальную угрозу падения, что является следствием причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.
Однако Администрацией МО «Сюмсинское» меры, направленные на постановку на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных объектов, не принимаются.
По результатам проведённой проверки Главе Администрации МО «Сюмсинское» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства при постановке на учёт бесхозяйных недвижимых объектов.
Данное представление им рассмотрено. Из ответа следует, что в настоящее время направлены запросы в территориальное Управление Росимущества Удмуртской Республики и в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики для установления собственника объектов.
Таким образом, по утверждению прокурора района, Администрацией МО «Сюмсинское», действия по постановке на учёт бесхозяйных объектов не выполнены, с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике о принятии данного бесхозяйного имущества, Администрация МО «Сюмсинское» не обращалась. До настоящего времени собственник указанных объектов не определён.
Поэтому, прокурор в административном исковом заявлении просит:
признать незаконным бездействие Администрации МО «Сюмсинское» о невыполнении обязанности по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество: объекта /высотная опора освещения/ на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Юбилейная, за земельным участком № 3/;
обязать Администрацию МО «Сюмсинское» в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт в качестве бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество: объект /высотная опора освещения/ на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Юбилейная, за земельным участком № 3/.
Административный истец - прокурор Сюмсинского района Савина А.В. исковые требования поддержала полностью, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, заранее и надлежащим образом извещённый о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился.
Суд, согласно ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозяйственных недвижимых вещей» /далее по тексту Приказ от 10 декабря 2015 года № 931/.
В соответствии с п. 3 указанного Приказа на учёт принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 5 Приказа, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Удовлетворяя исковые требования, суд приходит к выводу, что непринятие Администрацией МО «Сюмсинское» должных мер свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей».
Поскольку Администрация МО «Сюмсинское» как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, то Администрация должна инициировать процесс постановки его на учёт, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.
Данный объект представляет реальную угрозу падения, что может быть основанием причинения вреда жизни и здоровью граждан, их имуществу.
Однако Администрацией МО «Сюмсинское» меры, направленные на постановку на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного объекта надлежащим образом не принимались.
Администрацией МО «Сюмсинское» действия по постановке на учёт бесхозяйного объекта выполнены не полностью: с заявлением в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике о принятии данного бесхозяйного имущества, Администрация МО «Сюмсинское» не обращалась.
До настоящего времени собственник указанного объекта не определён.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 19, ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), от уплаты госпошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39; 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Сюмсинское» о признании незаконным бездействия Администрации, и о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Сюмсинское» о невыполнении обязанности по постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество: объект /высотная опора освещения/ на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Юбилейная, за земельным участком № 3;
обязать Администрацию МО «Сюмсинское» в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт в качестве бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество: объект /высотная опора освещения/ на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, с. Сюмси, ул. Юбилейная, за земельным участком № 3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики путём подачи жалобы или представления.
Судья: Н.В. Байгозин
Копия верна: Судья Н.В. Байгозин
Секретарь судебного заседания Е.А. Морозова