Дело №2-1206/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 апреля 2022 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родионова Александра Яковлевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете,
установил:
Родионов А.Я. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – УМВД России по Архангельской области) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от 01.11.2021 №20 о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете.
В обоснование требований указал, что решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области (протокол от 31.07.2013 №9, утвержденный распоряжением от 14.08.2013 №119-р) он с семьей в составе 4-х человек был принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области (протокол от 05.05.2016 №3, утвержденный распоряжением от 14.05.2016 №71-р) в связи с рождением сына внесены изменения в учетное дело. Жилищные условия его и членов его семьи не изменились. Решением УМВД России по Архангельской области от 01.11.2021 он снят с учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет. Считает указанное решение незаконным, нарушающим его права. Фактически он вместе с семьей проживал в квартире, находящейся в г.Архангельске по <адрес>. Наличие факта регистрации у него и членов его семьи по иным адресам не подтверждает факта их проживания по указанным адресам. Считает, что жилищно-бытовая комиссия необоснованно посчитала его членом семьи отца, матери, брата на момент постановки на учет, в связи с чем необоснованно включила в расчет его обеспеченности жилой площадью площадь дома, принадлежащего на праве собственности его отцу, а также площадь дома, который принадлежит отцу супруги истца.
Истец Родионов А.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Костылева М.В. в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо Родионова Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел, Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона № 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2).
Частью 4 статьи 4 Закона № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Разрешая заявленные требования о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете, суд учитывает следующее.
Установлено, что Родионов А.Я. с семьей в составе 4-х человек (сотрудник, супруга Родионова Т.М., дочь Родионова К.А., ДД.ММ.ГГГГ, дочь Родионова А.А., ДД.ММ.ГГГГ) состоял на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения (уникальный № от 14.08.2013, дата подачи заявления – 07.05.2013).
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области (протокол от 05.05.2016 №3, утвержденный распоряжением от 14.05.2016 №71-р) в учетное дело внесены изменения в связи с рождением сына Родионова Б.А., 2015 года рождения.
Родионов А.Я. (с 08.07.2002 по 13.02.2020) с детьми был зарегистрирован в доме общей площадью 84,0 кв.м., жилой 41,0 кв.м. по адресу: Архангельская область, <адрес>, принадлежащим на праве собственности отцу Родионову Я.Е. Зарегистрировано по месту жительства 6 человек.
Супруга Родионова Т.М. (с 15.10.2001 по 13.02.2020) была зарегистрирована в доме общей площадью 112,0 кв.м., жилой – 83,0 кв.м. по адресу: Архангельская область, <адрес>, принадлежащим на праве собственности отцу супруги Филину М.Н. Зарегистрировано по месту жительства 4 человека.
Родионов А.Я. (с 13.02.2020 по настоящее время) со всеми членами семьи зарегистрированы и проживают в квартире общей площадью 32,0 кв.м., жилой 11,7 кв.м. по адресу: г.Архангельск, <адрес>, принадлежащей на основании договора купли-продажи от 08.11.2006 на праве общей совместной собственности истцу и его супруге.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области от 01.11.2021 истец снят с учета в связи с неправомерными действиями должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет. Комиссия определила уровень обеспеченности на момент постановки на учет на семью из четырех человек 25, 5 кв.м. (42,0+28,0+32,0=102,0/4), с учетом жилых помещений, принадлежащих на праве собственности родителям истца и его супруги.
Суд приходит к выводу о неправомерности указанного решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Архангельской области.
При принятии решения ответчик не учел, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает условия предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (часть 2 статьи 4). Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты согласно части 5 статьи 4 названного федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и проживающими совместно с ним членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу ч.1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как пояснили в судебном заседании истец, третье лицо Родионова Т.М., и следует из выписки из протокола заседания ЖБК УМВД России по Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ, на момент принятия на учет Родионов А.Я. с семьей фактически проживал по адресу: город Архангельск, улица Федора Абрамова, дом 5, корпус 1, квартира 46, общей площадью 32,0 кв.м. Квартира в совместной собственности истца и супруги, приобретена на основании договора купли-продажи от 08.11.2006.
Факт постоянного проживания на территории города Архангельска подтверждается представленными в материалы дела справками о посещении детьми истца образовательных и медицинских учреждений, справкой с места службы истца и копией трудовой книжки его супруги.
Таким образом, ни Родионов А.Я., ни его супруга, ни их дети не могли быть признаны членами семьи собственников жилых домов по адресам: Архангельская область, <адрес>, в связи с отсутствием факта проживания в них.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что жилые помещения, принадлежащие на праве собственности родителям истца и его супруги, не подлежали учету при определении обеспеченности жилым помещением, и, соответственно, о незаконности принятого решения о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, необоснованности снятия его с учета.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Родионова Александра Яковлевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, оформленное протоколом № 20 от 01.11.2021, о снятии Родионова Александра Яковлевича с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области восстановить Родионова Александра Яковлевича на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (уникальный № от 14.08.2013, дата подачи заявления – 07.05.2013).
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области в пользу Родионова Александра Яковлевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Решение в окончательной форме изготовлено 8 апреля 2022 года.
Председательствующий И.А. Валькова