№ 3а-6/2022
10OS0000-01-2021-000162-50
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации24 января 2022 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А.,с участием представителяадминистративного истца и заинтересованного лица Багдасарова Э.В. Осколкова И.Н., представителя административных ответчиков Зайцевой Е.В.,рассмотревв открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Тонус» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Тонус» (далее - ООО «СЗ «Тонус», Общество, административный истец) обратилось в суд с административным иском
об установлении кадастровой стоимости жилого помещенияс кадастровым номером (...), площадью 41,3 кв.м, расположенного
по адресу: (...), и жилого помещения с кадастровым номером (...), площадью 41,3 кв.м, расположенного по адресу: (...),в размереих рыночной стоимости, равной1714000 руб., определенной по состояниюна 01 января 2019 г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных жилых помещений, их кадастровая стоимость, утвержденная уполномоченным органом государственной власти по состоянию на 01 января 2019 г. в размере 2251443,07 руб.,существенно превышает размер рыночной стоимости данных объектов недвижимости, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы по налогу на имущество, тем самым затрагивает права Общества.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлеченБагдасаров Э.В.
В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Багдасарова Э.В. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административных ответчиков возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в соответствиис постановлением Правительства Республики Карелия от 09 марта 2021 г. № 72-Пс 01 апреля 2021 г. оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения
о которых внесены в ЕГРНи расположенныхна территории Республики Карелия, должно осуществлятьсяв соответствиисо статьей 22.1 Федерального законаот 03 июля 2016 г.№ 237-ФЗ«О государственной кадастровой оценке», предусматривающей обязательное досудебное обращение с заявлениемоб установлениив отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размереего рыночной стоимости в ГБУ Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки».Поскольку административный истец с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами (...) и (...) в установленном законом порядке
в адрес Учреждения не обращался, настоящее административное исковое заявление не подлежит рассмотрению в Верховном Суде Республики Карелия. Также указал, что представленный административным ответчиком отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости составлен с нарушением положений законодательства
об оценочной деятельности и требований федеральных стандартов оценки, влияющих на стоимость объектов оценки. Доказательств недостоверности сведений об объектах недвижимости, использованных органом государственной власти при определении их кадастровой стоимости, административным истцом не представлено.
Заинтересованные лица администрация Петрозаводского городского округа, Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» поРеспублике Карелия
в письменных отзывах на иск оставили разрешение спорана усмотрение суда, просили рассмотреть дело без участия представителей.
Иные лица в судебное заседание не явились, позицию по заявленным требованиям не высказали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителейучаствующих в деле лиц, показания свидетеля (...).,исследовав материалы дела, суд приходит
к следующим выводам.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также
с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» даны разъяснения
о том, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом
в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требований
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Судом установлено, чтос 03 декабря 2020 г. за ООО «СЗ «Тонус» было зарегистрировано право собственности на спорные жилые помещения с кадастровым номером (...), площадью 41,3 кв.м, расположенноепо адресу: (.....) и с кадастровым номером (.....), площадью 41,3 кв.м, расположенное по адресу: (.....).
В настоящее время собственником вышеуказанных жилых помещений является Багдасаров Э.В. (сведения о государственной регистрации права внесены в ЕГРН 07 апреля 2021 г.).
В силу главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество организаций.
В соответствии с действующим законодательством обязанность
по уплате налога на имущество у организаций возникает с момента регистрации права собственности на данное имущество и действует
в период существования данного права.
В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная
в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 2 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость жилых помещений с кадастровыми номерами (...) и (...), определенная по состоянию на 01 января 2019 г.,
для целей налогообложения начала применяться с 01 января 2020 г.
В силу пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, посколькуадминистративный истецв период действия оспариваемой кадастровой стоимости нес обязанностьпо уплате налога
на имущество в отношении вышеуказанныхобъектов недвижимости, рассчитываемого исходя из их кадастровой стоимости, результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются его права
и обязанности, в связи с чем Общество сохраняет право обращения в суд
с настоящими административными исковыми требованиями.
Вопреки доводам административного ответчика правовых оснований для оставления административного иска без рассмотрения по пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, установленного положениями статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 г.
№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закона № 237-ФЗ),не имеется.Административный истец начал процедуру пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости до принятия постановления Правительства Республики Карелия от 09 марта 2021 г. № 72-П об оспаривании с 01 апреля 2021 г. результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН и расположенных на территории Республики Карелия, в соответствиисо статьей 22.1 Федерального законаот 03 июля 2016 г.№ 237-ФЗ«О государственной кадастровой оценке».Кроме того, суд учитывает правовую позицию, изложенную в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12 июля 2021 г.№ 66а-849/2021, которым отменено определение Верховного Суда Республики Карелия от 20 мая 2021 г.о возвращении настоящего административного искового заявленияООО «СЗ «Тонус» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилых помещенийс кадастровыми номерами (...) и (...) ввиду признания за административным истцом права оспаривания кадастровой стоимости указанных объектов недвижимостив соответствии со статьей 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г.№ 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
По изложенным выше мотивам не имеется оснований и для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ.
Разрешая заявленные административные исковые требования
по существу, суд приходит к следующим выводам.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости
с кадастровыми номерами (...) и (...)
был осуществлен 11 октября 2018 г. в соответствии с Федеральным закономот 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании разрешений на ввод объектов
в эксплуатацию от 20 сентября 2018 г., технических планов от 10 июля 2018 г., заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 28 сентября 2018 г.
По сведениям ЕГРН кадастровая стоимость жилых помещений
с кадастровыми номерами (...) и (...)
в размере 2251443,07 руб. в настоящее время является актуальной,
утверждена приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 05 ноября 2019 г. № 191 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости, определеннойпо состоянию на 01 января 2019 г., внесены в ЕГРН24 января 2020 г.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости № от 29 марта 2021 г., выполненный (...)», согласно которому рыночная стоимость жилых помещений
с кадастровыми номерами (...) и (...)по состоянию на 01 января 2019 г. составляет1714000 руб.
Частью 5 статьи 247КАС РФ установлено, что стороны
по административному делу обязаны доказать те обстоятельства,
на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений,
за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит
на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Оценив в соответствии со статьей 84 КАС РФ, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и заслушав пояснения свидетеля (...)., суд считает, что оценка спорныхобъектов недвижимости проведена (...) без существенных нарушений требований законодательства Российской Федерацииоб оценочной деятельности.
Указанные административным ответчиком нарушения не влияют
на итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки и не являются основанием для признания отчета недостоверным доказательством.
Содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Отчет мотивирован, не вводит в заблуждение, не вызывает сомнения,
не допускает противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов.
Доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные в отчете выводы о величине рыночной стоимости жилых помещенийс кадастровыми номерами (...) и (...), административными ответчиками, заинтересованными лицамине представлено. Ходатайство проверке представленного отчета
и определения иной величины рыночной стоимостиспорных объектов недвижимости не заявлено.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона
№ 237-ФЗ заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости может быть подано в комиссию или
в суд. При этом для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения
о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию
по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения
в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из материалов дела следует, что 30 марта 2021 г. ООО «СЗ «Тонус» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Карелия при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. Решениями Комиссии от 19 апреля 2021 г. заявления Общества были отклонены, что повлекло последующее обращение в суд. Административный иск поступил в суд 18 мая 2021 г.
Принимая во внимание, что оба указанныхдействия, направленных на оспаривание в порядке статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ утвержденной органом государственной власти кадастровой стоимости объектов недвижимости, являвшихся для административного истца
в равной степени альтернативными, осуществлены ООО «СЗ «Тонус»
в 2021 году, точная дата заявления административного истцао пересмотре кадастровой стоимости и ее установлении в размере рыночной не имеет юридического значения для настоящего спора.
Вместе с тем, в целях соблюдения вышеуказанных положений закона суд считает необходимым отразить, что датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата более раннего действия, а именно:дата обращения в Комиссию-30 марта 2021 г.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...), ░░░░░░░░ 41,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░ - ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
(.....), ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 1714000 ░░░. ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...), ░░░░░░░░ 41,3 ░░.░, ░░░░░░░░░░ - ░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (.....), ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 1714000 ░░░. ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░.