РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,
<адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грибковой Т. В.,
при ведении протокола по поручению председательствующего помощником судьи Владимировой Н. И.,
с участием представителя административного истца по доверенности Дмитриевой Е. А., административного ответчика Веремеева И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Веремееву И. В.
о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по городу <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес>; далее – МИФНС России № по <адрес>) обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила взыскать с Веремеева И. В. задолженность по платежам в бюджет 8 639,71 рублей.
В обоснование предъявленных требований административный истец ссылался на регистрацию административного ответчика в качестве адвоката
с ДД.ММ.ГГГГ, образование у налогоплательщика задолженности ввиду неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в размере по налогу на доходы физических лиц за 2019 год 8 606,00 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 33,71 рубля. Однако направленное налоговым органом в адрес налогоплательщика требование
об уплате задолженности добровольно не исполнено, а вынесенный
в отношении должника судебный приказ о ее взыскании – отменен.
В судебном заседании представитель административного истца
по доверенности – Дмитриевой Е. А. (л.д. 35-37) предъявленные требования поддержала по доводам административного искового заявления (л.д. 4-5),
дала суду объяснения аналогичного содержания.
Административный ответчик в судебном заседании просил отказать
в удовлетворении административного иска полностью ввиду его незаконности и необоснованности по доводам письменного отзыва (л.д. 31-34).
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, проверив доводы сторон в обоснование предъявленных требований и возражений, исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), – суд приходит
к следующим выводам.
Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации и распространяется на всех налогоплательщиков
в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая
в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Таким образом, налог является необходимым условием существования государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Налоговым законодательством данный принцип конкретизирован – указано на обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации; далее – НК РФ), и дополнительно разделен
на составные части – обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с чем, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается подлежащая уплате сумма налога, объект налогообложения, налоговая база,
а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом,
не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование
об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые
не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1).
Заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок был пропущен
по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления
о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 той же статьи административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Применительно к требованиям части 3 статьи 62, части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Веремеев И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец села А-<адрес>, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (в настоящее время – Богородский городской округ), поселок имени Воровского, <адрес> (л.д. 6), – и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России № по <адрес> (ИНН 503100962949).
Административный ответчик зарегистрирован в качестве адвоката
с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее – налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Для целей главы 23 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в том числе – вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ).
В силу статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (абзац первый пункта 1 статьи 210 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ).
Согласно требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ налогоплательщики – физические лица производят исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами,
на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.
По правилам пунктов 2, 3 той же статьи указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате
в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ,
и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя
из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному НК РФ, – при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок
не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога превышает 650 тысяч рублей, то часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачивается отдельно от суммы налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно.
Таким образом, налог на доходы физических лиц, исчисленный Веремеевым И. В. в налоговой декларации за налоговый период 2019 года, подлежал уплате не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Однако из представленных ИФНС России по городу <адрес> документов усматривается, что соответствующая декларация по форме 3-НДФЛ представлена последним ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-11).
Требованием № налоговый орган сообщил налогоплательщику
о неисполнении обязанности по своевременной уплате налог на доходы физических лиц за 2019 год, числящейся за ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке 8 606,00 рублей, начисленных пени 33,71 рубля, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
Направление указанного налогового требования налогоплательщику подтверждается соответствующим списком почтовых отправлений (л.д. 13).
Определением мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Веремеева И. В. указанной налоговой задолженности (л.д. 15).
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по городу <адрес> обратилась в Ногинский городской суд <адрес> с данным административным исковым заявлением (л.д. 18).
Между тем, сведений о погашении образовавшейся задолженности
по налогу на доходы физических лиц за 2019 год 8 606,00 рублей, пени
по налогу на доходы физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 33,71 рубля – суду не представлено, а правильность произведенного административным истцом расчета (л.д. 14) и размера взыскиваемых сумм – административным ответчиком не оспаривались.
Довод административного ответчика о пропуске срока предъявления данных требований суд находит несостоятельным, поскольку пунктом 3 статьи 48 НК РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций
в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в пункте 26 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №
«О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций,
в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом случае судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу
в принятии заявления взыскателя (статья 1234 КАС РФ), тем самым фактически восстановив срок.
По заявлению должника определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в связи с чем, – ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с административным иском с соблюдением срока, предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований и взыскании с налогоплательщика имеющейся у него задолженности по налогу на доходы физических лиц
за 2019 год, начисленных пени в заявленном размере, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе, с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде 400,00 рублей (4% от 8 639,71 руб. = 345,59 руб.) – в соответствии со статьей 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 33319 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Веремееву И. В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Взыскать с Веремеева И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села А-<адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, Богородский городской округ, поселок имени Воровского, <адрес>, в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> налог на доходы физических лиц
за 2019 год 8 606 рублей 00 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 33 рубля 71 копейку, всего – 8 639 (восемь тысяч шестьсот тридцать девять) рублей 71 копейку.
Взыскать с Веремеева И. В. в доход бюджета Богородского городского округа <адрес> государственную пошлину 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т. В. Грибкова