Решение по делу № 33-5250/2020 от 15.10.2020

Дело № 33-5250/2020

(в суде первой инстанции № 2-1414/2020)

УИД 72RS0025-01-2019-012765-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        г. Тюмень                                                                        23 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи    Елфимова И.В.

судей                     Малининой Л.Б., Ситниковой Л.П.,

при секретаре                Бекшеневе Р.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 июня 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Данилова Максима Александровича удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 11.10.2019г. о снятии Данилова Максима Александровича с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени от 18.10.2019г.    об отказе     Данилову Максиму Александровичу в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени восстановить Данилова Максима Александровича    в очереди на получение жилья с момента подачи заявления.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени предоставить Данилову Максиму Александровичу жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., пояснения представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени Троегубовой Ю.Ю., поддержавшей доводы

апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Данилов М.А. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, с учетом изменения требований просил признать недействительными решение № 44-79-165/19 от 11 октября 2019 г. о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и решение № 44-10-208/19 от 18 октября 2019 г. об отказе в предоставлении жилого помещения, возложить на ответчика обязанности восстановить его в очереди на получение жилья с момента подачи заявления и предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства.

Требования мотивировал тем, что 20 мая 2010 г. он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как малоимущий. 19 августа 2019 г. истцом было получено письмо Департамента с предложением предоставить в течение 20 дней документы для решения вопроса о предоставлении жилого помещения. В октябре 2019 года Данилову М.А. было сообщено о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что он не является малоимущим. Между тем, истец в 2018 году подтверждал наличие у него статуса малоимущего, действие выданной ему справки истекало 14 сентября 2019 г. После получения сообщения Департамента Данилов М.А. обратился в Управление социальной защиты населения, где ему была выдана новая справка. В этой связи, истец считает действия ответчика незаконными и нарушающими его жилищные права.

В судебном заседании представители истца Данилова М.А. – Волконская Т.Г., действовавшая на основании доверенности, и адвокат Халимова З.М. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени – Троегубова Ю.Ю., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылалась на то, что причиной снятия истца с учета стала утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указала, что гражданин может быть признан малоимущим, если его доходы по не зависящим от него причинам ниже размера, установленного органами местного самоуправления, тогда как в случае с истцом наличия таких причин не установлено.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Как и в первой инстанции, считает законным снятие истца с учета нуждающихся в жилье по причине отсутствия не зависящих от него причин низкого уровня доходов. Обращает внимание на то, что судом не было указано, каким нормам действующего законодательства противоречат оспариваемые решения департамента. Указывает, что суд применил нормы права, не подлежащие применению по делу (Закон Тюменской области от 28 декабря 2014 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», постановление Администрации Тюменской области от 15 декабря 2004 г. № 184-пк «Об оказании адресной социальной помощи и предоставлении материальной помощи в Тюменской области») и не применил законы, подлежащие применению к спорным правоотношениям, а именно, статью 49 и пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и часть 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Данилов М.А. и представитель Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, извещены надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из дела, Данилов М.А. с 2010 года состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории «малоимущие» (л.д. 7).

Уведомлением от 19 августа 2019г. Данилов М.А. был проинформирован о наличии жилого помещения муниципального жилищного фонда общей площадью, необходимой для предоставления ему в соответствии с очередностью предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по категории «малоимущие». Для подачи документов истцу было предложено обратиться в течение 20 дней в уполномоченный орган – Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени (л.д. 9).

09 сентября 2019 г. Данилов М.А. обратился в Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек, включая несовершеннолетних сыновей ФИО1 и ФИО2 (л.д. 12).

Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 11 октября 2019 г. № 4252 Данилов М.А. был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (не подтверждены независящие причины низкого уровня доходов) (л.д. 14).

В направленном истцу уведомлении о снятии с учета указывалось, что согласно ответу Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района от 25 сентября 2019 г. его семья как малоимущая на учете не состоит, в 2019 году адресная социальная помощь его семье не оказывалась, наличие независящих причин низкого уровня доходов также не установлено. В связи с данными обстоятельствами, семья Данилова М.А. не может быть признана малоимущей для целей получения жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, не имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 13).

17 октября 2019 г. Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени был издан приказ № 4336 об отказе Данилову М.А. в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в связи с отсутствием оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 16).

На следующий день в адрес истца было направлено уведомление об отказе в предоставлении жилого помещения, в котором указывалось на то, что причиной такого отказа послужило снятие его ранее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 15).

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).

В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда и порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Тюменской области определены Законом Тюменской области от 07 октября 1999 г. № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».

В соответствии со статьей 8.1 указанного закона в редакции, действовавшей на момент принятия ответчиком решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, было предусмотрено, что признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом (часть 1). Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом (часть 2). Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи. Органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, установленным в соответствии с Законом Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области (часть 3).

В статье 17 Закона Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» от 28 декабря 2004 года        № 331 в той же редакции было указано, что право на адресную социальную помощь имеют проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума на душу населения или по соответствующей социально-демографической группе (часть 1). Независящими причинами, дающими право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям, являются: 1) многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме); 2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы) (часть 2). Независящей причиной, по которой малоимущий одиноко проживающий гражданин имеет право на получение государственной адресной социальной помощи, является его нетрудоспособность (часть 3). С учетом конкретной ситуации органом, назначающим адресную социальную помощь, могут быть признаны иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи (часть 4).

Постановив обжалуемое решение, суд пришел к выводу о том, что законных оснований для снятия с учета нуждающихся в жилье и отказа в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не имелось. Судом было отмечено, что неполучение истцом адресной социальной помощи не влечет утрату им статуса малоимущего в целях дальнейшего нахождения на учете, поскольку предоставление адресной социальной помощи предусмотрено вышеприведенными нормами действующего регионального законодательства в качестве одной из мер социальной поддержки малоимущих граждан, а не условия признания их таковыми.

Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Факт признания истца ранее малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилье сам по себе свидетельствует о том, что органом местного самоуправления было установлено наличие независящих от гражданина причин низкого уровня его доходов. Как уже указывалось выше, неполучение адресной социальной помощи основанием для утраты гражданином статуса малоимущего в целях нахождения на учете нуждающихся в жилье служить не может. Доводов о возникновении каких-либо иных обстоятельств, свидетельствующих об утрате истцом данного статуса и, как следствие, невозможности его дальнейшего нахождения на учете нуждающихся в жилье, ответчиком приведено не было.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно и полно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тюмени от 22 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33-5250/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Данилов Максим Александрович
Ответчики
ДИО Администрации г.Тюмени / Комитет по учету и распределению жилых помещений
Другие
УСЗН г. Тюмени
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Ситникова Людмила Петровна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
15.10.2020Передача дела судье
23.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020Передано в экспедицию
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее