Решение от 16.07.2020 по делу № 2а-982/2020 от 13.04.2020

Дело № 2а-982\2020

62RS0001-01-2020-000962-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 года.

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:

судьи Нестерова С.И.,

при секретаре Лагуткиной А.В.,

с участием представителя административного истца Жильниковой О.С.,

административного ответчика Ракова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Рязанской области к Ракову Валерию Викторовичу о взыскании транспортного налога и пени,

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по Рязанской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Ракова В.В. задолженности по транспортному налогу. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Раков В.В. является плательщиком транспортного налога. Истец выставил Ракову В.В. требования об уплате налога за 2017г. сроком исполнения до 25 марта 2019 года. Ответчиком налог и пени не оплачены. 29 ноября 2019 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка №1 судебного района Железнодорожного районного суда г.Рязани с заявлением на вынесение судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. 12 декабря 2019г. мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими возражениями Ракова В.В. Просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017г. в сумме 3101 руб., пени за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г. в сумме 43,73 руб. в доход бюджета субъекта РФ.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Административный ответчик Раков В.В. исковые требования не признал, указав, что он написал заявление в Госавтоинспекцию о снятии с учета автомобилей ИЖ г.н. Н928ЕЕ 62 и ИЖ г.н. У926ЕУ 62 для утилизации, однако регистрационные действия не были произведены в связи с наложением запрета судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства.

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из содержания ст. 52 НК РФ следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Из п. 4 ст. 57 НК РФ следует, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 6 ст. 58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу п. 4 ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть направлено физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По смыслу указанных выше правовых норм одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Судом установлено, что Ракову В.В. на праве собственности принадлежит:

1. автомобиль <данные изъяты> (регистрационный номер ) мощность двигателя <данные изъяты> л.с.

2. автомобиль <данные изъяты> (регистрационный номер ) мощность двигателя <данные изъяты> л.с.

3. автомобиль <данные изъяты> (регистрационный номер ) мощность двигателя <данные изъяты> л.с.

На основании сведений регистрирующих органов, периодов владения им ответчиком, конкретных налоговых ставок, ответчику налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017г. в размере 3101 руб., пени за период с 04.12.2018г. по 27.01.2019г. в размере 43,73 руб.

В адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление № 42498895 от 10.08.2018г.

Налоговым органом Ракову В.В. направлено требование № 21348 об уплате налога, пени по состоянию на 28.01.2019г. с указанием на числящуюся задолженность по уплате транспортного налога в сумме 3101 руб., пени в размере 43,73 руб. предложено оплатить налог в срок до 25 марта 2019 г.

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов и пени.

В связи с неисполнением требований в добровольном порядке 29 ноября 2019г., т.е. с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, и исчисляемого в рассматриваемом случае с 25 марта 2019 года, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №1 судебного района Железнодорожного районного суда г. Рязани с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу.

Определением мирового судьи от 12 декабря 2019 судебный приказ №2а-2112/2019 от 29.11.2019 отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

По смыслу п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 года №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные сроки для обращения налоговых органов в суд не зависимо от заявления о пропуске срока ответчиком, поскольку сроки являются пресекательными.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и определения от 27.04.2001 года №7-П, от 10.04.2003 года №5-П, от 14.07.2005 года №9-П, от 21.04.2005 года №191-О, от 08.02.2007 года №381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Кодекса) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного ч. 2, ч. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за принудительным отысканием недоимки по обязательным платежам и санкциям, суд не считает возможным его удовлетворить.

Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе, на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с исками о взыскании обязательных платежей и санкций, включая процессуальные сроки обращения в суд.

Административный истец не представил доказательства, объективно препятствовавшие налоговому органу своевременно обратиться в суд с административным иском о взыскании задолженности.

Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.

Отказывая административному истцу в восстановлении пропущенного срока обращения в суд за принудительным отысканием недоимки по обязательным платежам и санкциям, суд учитывает, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только 29.11.2019 года, т.е. пропустил срок более чем на 2 месяца, что в данном случае не может быть признано разумным сроком.

Пропуск срока давности взыскания налога, пени является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, законных оснований для восстановления срока обращения в суд с данным административным иском не установлено. В связи с чем, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока не подлежит удовлетворению, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

2а-982/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по Рязанской области
Ответчики
Раков Валерий Викторович
Другие
Жильникова О.С.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязань
Судья
Нестеров Сергей Иванович
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.riz.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Производство по делу приостановлено
16.07.2020Производство по делу возобновлено
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Дело оформлено
26.08.2020Дело передано в архив
16.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее