Дело № 2-2838/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2015 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Казаковой О.Н.,
при секретаре Черничук В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску Агалтдинова М.М., Малинниковой Б.Ш., Сазонова В.Н., Алехиной Н.Л., Бондарь З.А., прокурора города Биробиджана в интересах Подосинниковой С.С., Подосинникова А.С., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, Митрофановой Т.А., Митрофанова И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанова А.И., Тихонова А.В., Тихоновой А.А., ФИО4 к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительству Еврейской автономной области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возложении обязанности, взыскании денежных средств,-
установил:
Прокурор города Биробиджана обратился в суд в интересах Митрофановой Т.А., Митрофанова И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанова А.И. с иском к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности. Просил обязать Правительство Российской Федерации (в лице Министерства финансов РФ) предусмотреть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты> тыс. руб. для предоставления бюджету ЕАО в целях предоставления меры социальной поддержки Митрофановой Т.А., Митрофанову И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанову А.И. в виде выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> тыс. рублей; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предоставить бюджету ЕАО иные межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> тыс. руб. на предоставление меры социальной поддержки вышеуказанным гражданам; обязать Правительство ЕАО предусмотреть бюджетные ассигнования и довести лимиты бюджетных обязательств в указанном размере до Управления архитектуры и строительства правительства ЕАО с целью предоставления меры социальной поддержки Митрофановой Т.А., Митрофанову И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанову А.И. в виде выплаты на приобретение жилого помещения.
Определением судьи от 31.07.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены - Сазонов В.Н., Сазонова Н.В., Алехина Н.Л., Алехина Е.П., на стороне ответчика - ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО».
Определением суда от 18.09.2015 приняты к производству исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах Митрофановой Т.А., Митрофанова И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанова А.И. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств; изменен процессуальный статус Сазонова В.Н., Алехиной Н.Л. с третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца, и они привлечены в качестве соистцов по делу с одновременным принятием к производству исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств; Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечена в качестве ответчика.
Прокурор города Биробиджана обратился в суд в интересах Подосинниковой С.С., Подосинникова А.С., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 с иском к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительству ЕАО о возложении обязанности. Просил обязать Правительство Российской Федерации (в лице Министерства финансов РФ) предусмотреть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты> тыс. руб. для предоставления бюджету ЕАО в целях предоставления меры социальной поддержки Подосинниковой С.С., Подосинникову А.С., несовершеннолетним ФИО1, ФИО2, ФИО3 в виде выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> тыс. рублей; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предоставить бюджету ЕАО иные межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> тыс. руб. на предоставление меры социальной поддержки вышеуказанным гражданам; обязать Правительство ЕАО предусмотреть бюджетные ассигнования и довести лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты> тыс. руб. до Управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО с целью предоставления меры социальной поддержки Подосинниковой С.С., Подосинникову А.С., несовершеннолетним ФИО1, ФИО2, ФИО3 в виде выплаты на приобретение жилого помещения.
Определением судьи от 31.07.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены – Малинникова Б.Ш., Агалтдинов М.М., на стороне ответчика - ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО».
Определением суда от 18.09.2015 приняты к производству исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах Подосинниковой С.С., Подосинникова А.С., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств; изменен процессуальный статус Агалтдинова М.М., Малинниковой Б.Ш. с третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца, и они привлечены в качестве соистцов по делу с одновременным принятием исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств; Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечена в качестве ответчика.
Прокурор города Биробиджана обратился в суд в интересах Тихонова А.В., Тихоновой А.А., несовершеннолетнего ФИО4 с иском к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительству ЕАО о возложении обязанности. Просил обязать Правительство Российской Федерации (в лице Министерства финансов РФ) предусмотреть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты> тыс. руб. для предоставления бюджету ЕАО в целях предоставления меры социальной поддержки Тихонову А.В., Тихоновой А.А., несовершеннолетнему ФИО4 в виде выплаты на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> тыс. руб.; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предоставить бюджету ЕАО иные межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> тыс. руб. на предоставление меры социальной поддержки вышеуказанным гражданам; обязать Правительство ЕАО предусмотреть бюджетные ассигнования и довести лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты> тыс. руб. до Управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО с целью предоставления меры социальной поддержки Тихонову А.В., Тихоновой А.А., несовершеннолетнему ФИО4 в виде выплаты на приобретение жилого помещения.
Определением судьи от 10.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Бондарь З.А., в качестве третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований – ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО».
Определением суда от 18.09.2015 изменен процессуальный статус Бондарь З.А. с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца, она привлечена к участию в деле в качестве соистца; приняты к производству исковые требования Бондарь З.А. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств; вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Биробиджана Карасенко А.С. не поддержал исковые требования к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительству ЕАО о возложении обязанности, настаивал на удовлетворении исковых требований в части взыскания с Министерства финансов РФ денежных средств. В обоснование указал, что в соответствии с абзацем 20 ст. 6 БК РФ, расходными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, … средства из соответствующего бюджета. Проведенной проверкой установлено, что истцам предоставлены сертификаты на приобретение жилых помещений как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013. Ввиду отсутствия финансирования из федерального бюджета на указанные цели, материальные истцы не могут реализовать свое право на приобретение жилых помещений. Просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежные средства в соответствии с договорами купли-продажи жилых помещений на лицевые счета продавцов жилых помещений.
Тихонова А.А. поддержала иск прокурора в части взыскания денежных средств, от требований к Правительству РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительству ЕАО о возложении обязанности отказалась, о чем предоставила письменное заявление. По существу пояснила, что ее семья признана пострадавшей от чрезвычайной ситуации на основании решения суда 2014 года, получили сертификат на приобретение жилья. В МФЦ им сказали, что деньги есть и будут переведены продавцу. Жилое помещение приобрели у Бондарь З.А. в апреле 2015, потом в МФЦ принесли все документы. В настоящее время в квартиру не вселились, но несут расходы по ее содержанию. Обращались в МФЦ, там сказали, что денег нет.
Подосинникова С.С. поддержала иск прокурора в части взыскания денежных средств, от требований к Правительству РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительству ЕАО о возложении обязанности отказалась, о чем предоставила письменное заявление. По существу пояснила, что ее и членов ее семьи признали пострадавшими по решению суда в 2014 году, потом получили сертификат и в феврале 21015 приобрели две квартиры, деньги до настоящего времени не переведены. В договорах указано, что можно вселяться только после оплаты, поэтому фактически в новом жилье не проживают, несут расходы по его содержанию. В конце марта 2015 значилась в списках МФЦ на выплату денег под № 6, очередь не двигается. В настоящее время договоры купли-продажи не расторгнуты. Дом, в котором она проживает, признан непригодным к проживанию в связи с наводнением.
Бондарь З.А. поддержала заявленные ею требования. Пояснила, что с момоента заключения договора купли-продажи прошло шесть месяцев. В настоящее время в проданной ею квартире она не живет, денежные средства по договору не перечислены.
Сазонов В.Н. поддержал заявленные требования. Указала, что продал свою квартиру семье Митрофановых в апреле 2015. Ему сказали, что деньги он получит в течение месяца. Покупатели живут в квартире, договор в настоящее время не расторгнут, денежные средства им не получены.
Алехина Н.Л. поддержала заявленные требования. Пояснила, что 14.04.2015 продала свою квартиру семье Митрофановых. Договор заключали в агентстве, там ей обещали, что деньги будут переведены на счет в течение месяца. До настоящего времени деньги не получены, из квартиры она не выезжала.
Агалтдинов М.М. поддержал заявленные им исковые требования. Указал, что свою квартиру он 18.02.2015 продал семье Подосинниковых. По сертификату деньги должны были перечислить в течение 17 дней, поэтому он был уверен, что получит оплату в середине марта 2015. В настоящее время проживает у знакомых, денежные средства не получил.
Малинникова Б.Ш. поддержала заявленные требования. В обоснование указала, что свою квартиру продала семье Подосинниковых в феврале 2015, отдала им ключи, они стали делать ремонт, но в квартире не живут. Договор купли-продажи расторгать не желает, денежные средства до настоящего времени ею не получены.
Тихонов А.В., Митрофанова Т.А., Митрофанов И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Подосинников А.С. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
Представитель Правительства Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом. В письменных возражениях указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. Полномочия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, социальной поддержке граждан, пострадавших от наводнения в 2013 году, возложены непосредственно на государственные органы субъектов Российской Федерации, на чьих территориях произошло наводнение. К компетенции Минстроя России относится предоставление бюджетных трансфертов, предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый год, бюджетам субъектов РФ в соответствии с утвержденными в установленном порядке списками граждан, а также на основании заключенного с государственным органом государственной власти субъекта РФ Соглашения. Реализация мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляет путем выделения средств из федерального бюджета в рамках Программы. В соответствии с распределением объемов финансирования Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы на реализацию мер социальной поддержки указанной категории граждан из федерального бюджета выделены денежные средства, которые перечислены Минстроем России бюджетам субъектов РФ в установленном порядке. Следовательно, свои обязательства по предоставлению бюджетных трансфертов субъектам РФ Минстрой России исполнил в полном объеме. Указывает, что действия ОГКУ «МФЦ» по выдаче сертификатов в отсутствие выделенных на соответствующие цели средств федерального бюджета неправомерны, а сертификат, в свою очередь, недействителен и не может служить основанием для перечисления денежных средств по договорам купли-продажи.
Представитель Правительства ЕАО, Управления архитектуры и строительства Правительства ЕАО Розенберг В.М. полагал обоснованным иск прокурора в части взыскания денежных средств. Пояснил, что все истцы признаны пострадавшими по решениям суда примерно в конце 2014. После этого граждане обратились в мэрию города, затем в январе 2015 – в Правительство ЕАО. Всем были выданы сертификаты, но деньгами они не подтверждены. ОГКУ «МФЦ». Списки пострадавших граждан были отправлены в г. Москву, но денег нет. В апреле 2015 внесены изменения в Постановление Правительства ЕАО № 123-пп в части приостановления выдачи сертификатов. Указал, что в 2013 была межрегиональная чрезвычайная ситуация, федеральные органы исполнительной власти должны были выделить деньги на оказание помощи гражданам.
Представитель ОГКУ «МФЦ» Евсюкова К.В. пояснила, что до апреля 2015 учреждение было обязано выдавать сертификаты, даже если они не были подтверждены денежными средствами. Финансирование прекратилось в марте 2015, до настоящего времени денежные средства не поступили.
Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Гаврилова Н.Н. не признала заявленные требования. Указала, что Российской Федерацией выполнены свои обязательства в полном объеме. Федеральной программой «Жилище» на 2013 – 2014 годы были предусмотрены денежные средства для оказания мер государственной поддержки пострадавшим. В связи с тем, что органы местного самоуправления несвоевременно обследовали жилые помещения, граждане вынуждены обращаться в суд. С 2015 в Постановление Правительства ЕАО № 539-пп внесены изменения (пп. 19, 21), денежные средства гражданам должны перечисляться за счет средств местного бюджета. Взыскание денежных средств с Российской Федерации приведет к перерасходу федерального бюджета. Полагает, что отсутствуют законные основания для взыскания с Министерства финансов РФ заявленных денежных средств.
Третьи лица Сазонова Н.В., Алехина Е.П. полагали заявленные требования обоснованными.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пунктами 88 – 91 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период) разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством с учетом предложений федеральных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также других органов и организаций, определяемых Правительством. Указанные предложения представляются в порядке и сроки, определяемые Правительством в соответствии с бюджетным законодательством.
Федеральные министерства, разрабатывающие законопроекты, подлежащие внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), направляют их с документами и материалами, предусмотренными пунктом 84 настоящего Регламента, в Правительство.
Федеральные министерства, разрабатывающие иные документы и материалы, подлежащие внесению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), направляют их в Министерство финансов Российской Федерации для представления Министерством финансов Российской Федерации в Правительство.
Проект федерального закона о федеральном бюджете с приложением документов, подлежащих внесению одновременно с ним в Государственную Думу в соответствии с бюджетным законодательством, а также документов, предусмотренных пунктом 84 настоящего Регламента, представляются в Правительство Министерством финансов Российской Федерации по мере их готовности, но не позднее чем за 15 дней до установленного федеральным законом срока внесения проекта в Государственную Думу.
Внесенный в Правительство проект федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) по решению Председателя Правительства представляется на заседание Правительства.
Одобренный Правительством проект федерального закона о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете) вносится в Государственную Думу с приложением документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством.
Вышеуказанный порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете предусматривает обязательное участие в данном процессе федеральных министерств, ведомств, а также соблюдение определенной процедуры разработки проекта. Участие органов судебной власти данным порядком не предусмотрено.
Перечень участников бюджетного процесса определен ст. 152 БК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Граждане Российской Федерации не относятся к числу участников бюджетного процесса. Кроме того, Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы в отношении индивидуальных физических лиц.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований прокурора города Биробиджана, заявленных в интересах Подосинникова А.С., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, Митрофановой Т.А., Митрофанова И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанова А.И., Тихонова А.В., ФИО4 к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительству ЕАО о возложении определенных обязанностей.
Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 220 ГПК РФ судья прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Истцами Подосинниковой С.С., Тихоновой А.А. в судебное заседание представлены заявления об отказе об исковых требований к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительству ЕАО о возложении определенных обязанностей.
Учитывая добровольное волеизъявление истцов, не намеренных продолжать дальнейшее разбирательство по данному вопросу, суд полагает возможным принять отказ истца от заявленных требований, так как это не противоречит закону, не нарушает прав сторон и третьих лиц.
Рассматривая исковые требования Агалтдинова М.М., Малинниковой Б.Ш., Сазонова В.Н., Алехиной Н.Л., Бондарь З.А., прокурора города Биробиджана в интересах Подосинниковой С.С., Подосинникова А.С., несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, Митрофановой Т.А., Митрофанова И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанова А.И., Тихонова А.В., Тихоновой А.А., ФИО4 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств, суд находит их подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом Российской Федерации принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Частью 1 ст. 3 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО № 477-ОЗ), предусмотрено, что меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.
Согласно подпункту «а» пункта 1 ст. 5 названного Закона, при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м - 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.
В силу подпункта «б» пункта 1 указанной статьи при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок предоставления государственной поддержки), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных п. 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчет выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения.
Из материалов дела следует, что семья Тихонова А.В. (Тихонова А.А., ФИО4), Митрофановой Т.А. (Митрофанов И.А., Павленко М.М., Савченко В.А., Павленко И.В., Митрофанов А.И.), Подосинниковой С.С. (Подосинников А.С., ФИО1. ФИО2, ФИО3) имеют право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилых помещений взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года.
В списке лиц, сдавших сертификаты на перечисление денежных средств для приобретения жилых помещений, по состоянию на 01.09.2015 указанные граждане значатся под номерами 29, 30, 6 соответственно.
19.02.2015 Тихонову А.В. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 54 кв.м в размере 1 620 000 руб.
13.04.2015 между Бондаревой З.А. (продавец) и Тихоновой А.А., Тихоновым А.В., действующим за себя и своего несовершеннолетнего сына ФИО4, (покупатель) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пунктам 3, 4 договора стоимость комнат составила <данные изъяты> руб. Расчет между сторонами производится за счет средств федерального бюджета на основании сертификата о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения №. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет продавца Бондарь З.А. № №, открытый в Биробиджанском отделении № ОАО «Сбербанк России», в течение 17 рабочих дней с момента предоставления надлежаще оформленных документов в ОГКУ «МФЦ».
24.03.2015 Митрофановой Т.А. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 108 кв.м в размере <данные изъяты> руб.
14.04.2015 между Сазоновым В.Н., Сазоновой Н.В. (продавцы) и Митрофановой Т.А., Митрофановым И.А., Павленко М.М., Митрофановым А.И., действующим в лице законного представителя Митрофанова И.А., Савченко В.А., Павленко И.В. (покупатели) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2 договора стоимость квартиры составила <данные изъяты> руб., которая оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения № от 24.03.2015, за счет средств федерального бюджета. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГКУ «МФЦ» на лицевой счет продавца Сазонова В.Н. №, открытый в Биробиджанском отделении № ОАО «Сбербанк России», в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателями настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.
14.04.2015 между Алехиной Н.Л., Алехиной Е.П., Алехиной Н.П. (продавцы) и Митрофановой Т.А., Митрофановым И.А., Павленко М.М., Митрофановым А.И., действующим в лице законного представителя Митрофанова И.А., Савченко В.А., Павленко И.В. (покупатели) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2 договора стоимость квартиры составила <данные изъяты> руб., которая оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения № от 24.03.2015, за счет средств федерального бюджета. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГКУ «МФЦ» на лицевой счет продавца Алехиной Н.Л. №, открытый в Биробиджанском отделении № Дальневосточного банка ОАО «Сбербанк России», в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателями настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.
29.01.2015 Подосинниковой С.С. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 90 кв.м в размере <данные изъяты> руб.
12.02.2015 между Малинниковой Б.Ш. (продавец) и Подосинниковой С.С., действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ФИО1, ФИО3, Подосинниковым А.С. (покупатели) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пункту 4 договора стоимость квартиры составила <данные изъяты> руб. Оплата по настоящему договору будет произведена покупателем по сертификату о предоставлении выплат денежных средств на приобретение жилого помещения № за счет средств федерального бюджета ОГКУ «МФЦ» путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца Малинниковой Б.Ш. №, открытый в ОАО «Сбербанк России» в г. Биробиджане №, в течение 17 рабочих дней с момента государственной регистрации указанного договора.
12.02.2015 между Агалтдиновым М.М. (продавец) и Подосинниковой С.С., действующей за себя и свою несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ФИО1, ФИО3, Подосинниковым А.С. (покупатели) заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно пункту 4 договора стоимость квартиры составила <данные изъяты> руб. Оплата по настоящему договору будет произведена покупателем по сертификату о предоставлении выплат денежных средств на приобретение жилого помещения № за счет средств федерального бюджета ОГКУ «МФЦ» путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца Агалтдинова М.М. №, открытый в ОАО «Сбербанк России» в г. Биробиджане №, в течение 17 рабочих дней с момента государственной регистрации указанного договора.
Доказательств перечисления денежных средств продавцам вышеуказанных жилых помещений в судебное заседание не представлено.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.
Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (пункт 11 Правил).
В связи с чем, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
В соответствии со статьей 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.
Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Финансирование мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам осуществляется путем предоставления из федерального бюджета бюджету ЕАО иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы». Указанной программой не предусмотрены денежные средства на 2015 год Еврейской автономной области.
Материалами дела подтверждается, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и правительством ЕАО не заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Еврейской автономной областью соблюден порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья; имеются списки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены, в число которых входят истцы, в интересах которых прокурором подан иск.
Также суду представлены документы, свидетельствующие о том, что органами исполнительной власти Еврейской автономной области предпринимались меры по выделению необходимых трансфертов из федерального бюджета.
Пунктом 5 протокола совещания у Председателя Правительства РФ от 04.04.2015 Минфину России и Минстрою России поручено завершить выполнение Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 в части завершения строительства, приобретения и капитального ремонта жилых помещений пострадавшим гражданам.
Согласно информации временно исполняющего обязанности губернатора ЕАО от 02.06.2015 средства из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области не поступили.
Вместе с тем отсутствие финансирования и заключенного между главным распорядителем и правительством ЕАО соглашения о предоставлении трансфертов в 2015 году не может являться основанием для лишения вышеназванных граждан мер государственной поддержки.
Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности, учитывая положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, согласно которым финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, суд приходит к убеждению, что исковые требования материальных истцов и прокурора, действующего в интересах граждан, признанных пострадавшими от чрезвычайной ситуации 2013 года, к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, как органа, выступающего от имени казны Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
Поскольку в силу положений Порядка предоставления государственной поддержки выплата предоставляется получателю в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения, то суд, удовлетворяя заявленные требования, полагает необходимым обязать ответчика перечислить денежные средства в соответствии с вышеназванными договорами купли-продажи жилых помещений на лицевые счета Алалтдинова М.М., Малинниковой Б.Ш., Сазонова В.Н., Алехиной Н.Л., Бондарь З.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2015 ░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2015 ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. №, ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2015 ░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2015 ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. № №, ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░ 2015 ░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░ 2015 ░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2015 ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░ 2015 ░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2015 ░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. №, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░3, ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░4 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 221 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.