Дело № 2- 44/2022 (2-4280/2021)
УИД 55RS0006-01-2021-006641-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года г. Омск
Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савченко С.Х.,
при секретаре Пономаревой Е.В.,
помощник судьи Козырева О.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» к Степанову Владимиру Николаевичу о возврате незаконно полученного пособия,
Установил:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, указав, что 06.12.2019 года Степанов В.Н. обратился в отдел занятости населения САО г. Омска КУ Омской области «Центр занятости населения города Омска» и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. Приказом отдела занятости населения от 16.12.2019 Степанов В.Н. признан безработным с 06.12.2019. Пособие по безработице Степанову В.Н. назначено в соответствии с Законом о занятости, постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2019 № 1426 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год», постановлением Правительства РФ от 27 марта 2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2020 год». На основании указанных нормативных документов за период с 06.12.2019 по 01.10.2020 Степанову В.Н. было фактически начислено и им получено пособие по безработице в размере 71 004,04 рублей. Вместе с тем, 02.12.2020 из ПФ РФ посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия поступили сведения о факте трудовой деятельности Степанова В.Н. с декабря 2019 по март 2020. Приказом отдела занятости населения от 03.12.2020 Степанову В.Н. прекращена выплата пособия с одновременным снятие с учета в качестве безработного гражданина 06.12.2019, в связи с получением пособия обманным путем. Переплата пособия составила 71 004,04 рублей, которую истец просит взыскать с ответчика Степанова В.Н., также взыскать госпошлину в доход местного бюджета.
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, о дне и месте слушания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела в суд не направил.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ответчик Степанов В.Н. в судебном заседании настаивал на рассмотрении дела, дело рассмотрено в отсутствии истца, извещенного надлежащим образом.
Ответчик Степанов В.Н. в судебном заседании требования не признал, представил письменный отзыв, суду пояснил, что в спорный период времени не работал, обязанности директора ООО «Лужники» не исполнял, заработную плату не получал. Просит в иске отказать.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы регулируются Законом РФ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются, в том числе, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абз. 3 ст. 2).
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ч. 1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными выплачивается пособие по безработице (ч. 1 ст. 31 Закона от 19.04.1991 № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации»).
Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера регламентированы ст. 35 Закона от 19.04.1991 № 1032-1«О занятости населения в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Из положений указанной нормы следует, что обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии совокупности следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; отсутствуют правовые основания для приобретения или сбережения имущества, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе (иных правых актах) ни на сделке.
В предмет доказывания по делу о взыскании неосновательного обогащения входит установление факта пользования чужим имуществом, определение этого имущества, периода пользования, а также размера неосновательного обогащения.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Исходя из положений части 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, в связи с чем именно на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.
Из материалов дела следует, что 06.12.2019 года Степанов В.Н. обратился в отдел занятости населения САО г. Омска КУ Омской области «Центр занятости населения города Омска» и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
Приказом отдела занятости населения от 16.12.2019 Степанов В.Н. признан безработным с 06.12.2019.
Пособие по безработице Степанову В.Н. назначено на период с 06.12.2019 по 05.12.2020 в процентном соотношении от средней зарплаты гражданина.
За период с 06.12.2019 по 01.10.2020 Степанову В.Н. назначено и выплачено пособие по безработице в общей сумме 71 004 рублей 04 копейки, что ответчиком не оспаривалось.
Из искового заявления следует, что 02.12.2020 из ПФ РФ получены сведения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о факте трудовой деятельности Степанова В.Н. с декабря 2019 по март 2020, установлено, что Степанов В.Н. в указанный период работал в должности директора ООО «Лужники».
Приказом отдела занятости населения от 03.12.2019 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного с 06.12.2019, в связи с получением пособия по безработице обманным путем.
Степанову В.Н. направлено требование о возврате излишне выплаченного пособия по безработице, Степанов В.Н. требование не выполнил, что являлось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что на момент подачи заявления о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы являлся безработным, не знал, что значится директором ООО «Лужники», доходов не имел.
Как следует из материалов дела, причиной снятия Степанова В.Н. с учета в качестве безработного послужили обстоятельства поступления в центр занятости из Пенсионного фонда сведений, вследствие которых выявлен факт трудовой деятельности с декабря 2019 по март 2020 года, в должности директора ООО «Лужники».
Материалами дела подтверждается, что Степанов В.Н. обратившись в КУ ЦЗН Советского АО г. Омска за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, в качестве последнего места работы указал ООО «Новосибирский перерабатывающий комбинат», водитель, стаж на ПМР 3 года 4 месяца 11 дней, общий стаж 19 лет 1 месяц 26 дней, уволен 11.10.2019 в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника.
Достоверность представленных им сведений Степанов В.Н. подтвердил своей подписью.
При заполнении приложения к личному делу «особые отметки» ответчик также подтвердил своей подписью, что не относится к категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.
Между тем, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц Степанов В.Н. является директором ООО «Лужники».
Несмотря на наличие указанного обстоятельства, Степанов В.Н. 16.12.2019 территориальным органом службы занятости был поставлен на учет в целях поиска подходящей работы и признан безработным в отсутствие на то правовых оснований.
Как уже было указано выше, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
По смыслу положений, изложенных в статье 2 Закона о занятости населения, Степанов В.Н. являясь директором ООО «Лужники» не может быть признанным безработным.
На момент обращения Степанова В.Н. к истцу с заявлением о регистрации его в целях поиска подходящей работы и признания безработным, действовали Правила регистрации безработных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", которые на сегодняшний день утратили силу.
Пунктом 6 указанных Правил было предусмотрено право государственных учреждений службы занятости населения направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (подпункт «д» пункта 9 Правил).
Таким образом, факт отсутствия регистрации в качестве директора Общества, являющееся одним из обязательных условий для признания его безработным и назначения ему соответствующего пособия, должен быть проверен и достоверно установлен именно службой занятости населения, оказывающей соответствующую государственную услугу.
С целью установления указанного обстоятельства, а также исключения иных обстоятельств, не позволяющих признать такое лицо безработным, предусмотрено установленное пунктом 6 Правил регистрации безработных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891, право учреждения занятости населения направлять запросы, в том числе в электронной форме в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Однако указанным правом учреждение занятости населения не воспользовалось.
Учитывая, что сведения о регистрации Степанова В.Н. в качестве директора ООО «Лужники» размещены в открытом доступе в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», сотрудники отдела центра занятости населения города Омска обязаны были проверить достоверность предоставляемых ответчиком сведений, установить факт регистрации ответчика в качестве директора Общества и отказать в предоставлении государственной услуги.
Учитывая изложенное, принимая во внимание факт отсутствия злоупотребления правом со стороны ответчика при подаче заявления о предоставлении государственной услуги, также счетной ошибки, требования истца о взыскании с Степанова В.Н. незаконно полученного пособия по безработице, судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» о взыскании с Степанова Владимира Николаевича незаконно полученного пособие по безработице, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Омска.
Мотивированное решение составлено 29 марта 2022 года.
Судья С.Х. Савченко.