12-817/2020
Р Е Ш Е Н И Е
1 февраля 2021 года г. Всеволожск, пер. Вахрушева, 8
Судья Всеволожского городского суда Ленинградской области Войнова С.П., с участием защитника ФИО7,
рассмотрев жалобу должностного лица АО «<данные изъяты>», ИНН/КПП №, ФИО4 на постановление инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ должностному лицу АО «<данные изъяты>», ФИО6 назначен административный штраф в размере 20 000 рублей.
С данным постановлением ФИО4. не согласилось, принесла жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Настаивает на том, что поскольку работник не выразил своего согласия на перечисление заработной платы на счет в банке, учитывая, что действующим законодательством не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом его иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае действия заявителя хоть и являются валютной операцией, но регулируются положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработную плату работнику.
Исходя из совокупного толкования изложенных норм права, в рассматриваемом случае действия заявителя хотя и являются валютной операцией, но регулируются также положениями трудового законодательства, предусматривающими обязанность работодателя выплатить заработанную плату работнику. Также просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО4 извещенная о времени, месте судебного разбирательства, не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявила.
Защитник ФИО7 в судебном заседании поддержала жалобу, также просила рассмотреть вопрос о замене административного штрафа на предупреждение, с учетом того, что ФИО8 понижена в должности, у неё ухудшилось материальное положение.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № ИФНС по <адрес> ФИО9 считает правомерным привлечение должностного лица АО «Беатон» ФИО4 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25КоАП РФ.
Суд, исследовав материалы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнения участников процесса, приходит к выводу, что постановление подлежит оставлению без изменения, жалоба- без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 325-ФЗ)
(часть 1 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 194-ФЗ)
Исходя из материалов дела, государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок № ИФНС по <адрес> ФИО9 составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении АО "<данные изъяты>" ИНН/КПП: № на том основании, АО "<данные изъяты>" совершило в нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), выплату работнику – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы предприятия ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 37814,40руб, то сеть был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 14 Закон N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно статье 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных на проверку документов:
1. Список сотрудников – нерезидентов (ФИО, ИНН, трудовые договора)
2. Кассовые документы на выдачу заработной платы (карточка сч.50)
3. Реестры, переданные в банк на перечисление заработной платы
4. Ведомости выплат заработной платы через кассу
Налоговым органом установлено, что между АО "БЕАТОН" (работодатель) и иностранными гражданами 3 человека заключены трудовые договора:
ФИО13 ФИО1 |
772174847635 |
№ |
от 23.11.2017 |
ФИО2 |
781104031781 |
№ |
от 18.07.2019 |
ФИО3 |
744816978660 |
№ |
от 13.11.2017 |
Привлеченные обществом иностранные граждане – физические лица, не являются гражданами Российской Федерации, не имеют вида на жительство в Российской Федерации и на основании п.6 и п.7 ч.1 ст1 Закона № ФЗ являются нерезидентами.
Согласно представленной платежной ведомости № от 13.09.2019г. произведена выплата нерезидентам заработной платы в наличной форме на общую сумму 37814,40руб.:
ФИО10 - 12604,80руб.
ФИО2 - 12604,80руб.
ФИО3 - 12604,80руб.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях АО "БЕАТОН" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
К валютным операциям положения подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Таким образом, выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом Российской Федерации нерезиденту подпадает под термин "валютная операция"
Частью 2 статьи 14 Закона №173-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений такая операция не входит.
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы, либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Согласно ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ.
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит ТК РФ.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Учитывая изложенное, осуществление АО "БЕАТОН" и соответственно ответственным должностным лицом - ФИО11 выплат заработной платы без открытия счета в банке физическим лицам – нерезидентам при отсутствии вида на жительства 13.09.2019г. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации на общую сумму 37814,40руб. является незаконной валютной операцией, за которое предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом № от 01.01.2018г. обязанности по соблюдению валютного законодательства РФ в период с 01.09.2018г. по 31.12.2019г. были возложены на заместителя финансового директора АО "БЕАТОН" - ФИО4
Требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно абз. 5 ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона № 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Понятие валютной операции, раскрытое в статье 1 Закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные статьей 14 данного Закона, не содержат таких противоречий и неясностей и не вызывают таких сомнений, которые могли быть квалифицированы как неустранимые. Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма Закона №- ФЗ.
Осуществление обществом вышеназванной валютной операции, минуя банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении обществом и должностным лицом ФИО12 незаконной валютной операции и образует событие и состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона N 173-ФЗ, и в этой связи доводы ФИО4 и доводы жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По смыслу статьи 131 ТК РФ форма оплаты труда подлежит согласованию при заключении трудового договора не только в силу пожеланий работника, но и в силу положений законодательства Российской Федерации, в т.ч. законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, императивные требования которого обязаны соблюдать нерезиденты, находящиеся на территории действия Закона № 173-ФЗ. Отказ нерезидента при согласовании условий трудового договора соблюдать обязанности, императивно установленные Законом № 173-ФЗ, не является условием освобождения работодателя (резидента) от исполнения обязанности, установленной данным Законом.
Поэтому доводы жалобы о навязывании работниками условий договора, которые противоречат императивным нормам Закона № 173-ФЗ, и об отсутствии вины в данном нарушении несостоятельны, поскольку условия трудового договора, противоречащие действующему законодательству, подлежат приведению в соответствие с требованиями императивных норм, при невозможности их изменения по соглашению сторон трудовой договор подлежит прекращению, в связи с допущенными нарушениями при его заключении.
Учитывая вышеизложенное, законных оснований для прекращения дела ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ в действиях ФИО4 не имеется.
Таким образом действия должностного лица АО «Беатон» ФИО4 по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Ошибка! Закладка не определена. Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> при назначении наказания обоснованно учтен, что правонарушение совершено впервые, обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено, в связи с чем административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Никаких законных оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ с учетом характера правонарушения, не имеется.
Достаточных законных оснований для замены наказания на предупреждение, как на том настаивает защита, суд также не находит, с учетом того, что АО «<данные изъяты>» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ в отношении ФИО4 оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: