Судья Лапицкая И.В. Дело № 33-10743/2020 А-2.209
УИД 24RS0032-01-2019-002262-86
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Туровой Т.В.,
судей: Русанова Р.А., Тихоновой Ю.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В.,
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к МАОУ «Средняя школа №», администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности по охране объектов, по апелляционным жалобам представителя ответчика ГУ образования администрации г. Красноярска – Романовой И.Р., представителя ответчика администрации г. Красноярска – Покидышевой М.В. на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 23 июня 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать МАОУ «Средняя школа №» обеспечить охрану объектов, расположенных по адресам: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность по финансированию расходов МАОУ «Средняя школа №» по обеспечению охраны объектов, расположенных по адресам: <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском (с учетом уточнения требований) к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», Главному управлению образования администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о возложении обязанности по охране объектов.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г.Красноярска проведена проверка МАОУ «Средняя школа №» относительно исполнения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательных организациях. В ходе проверки установлено, что данное учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств. Согласно паспорту безопасности, объекта, в котором располагается МАОУ «Средняя школа №», по адресу: <адрес> присвоена 3 категория опасности, в заключении комиссии указано на необходимость заключения договора по обеспечению объекта сотрудниками частных охранных организаций на период работы объекта. На момент проверки МАОУ мер по устранения замечания не принято. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении должностными лицами требований законодательства о противодействии терроризму, об образовании, ненадлежащем исполнении должностными лицами возложенных обязанностей, что повлекло нарушение законных прав и интересов детей, в связи с чем, приводя правовые обоснования заявленных исковых требований, с учетом их уточнения, прокурор просит суд обязать МАОУ «Средняя школа №» обеспечить охрану объектов по указанным адресам сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование МАОУ «Средняя школа №» на обеспечение вышеуказанного мероприятия по охране объекта (территории) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ образования администрации г. Красноярска – Романова И.Р. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме. Указывает, что постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, а также формы паспорта безопасности этих объектов. Во исполнение данных требований, в учреждении приказом руководителя назначено должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, оформлены и согласованы с УФСБ России по Красноярскому краю паспорт безопасности объекта. Учреждение оборудовано автоматической пожарно-охранной сигнализацией и системой эвакуации людей при пожаре, установлена система видеонаблюдения, проводится инструктаж и разъяснительная работа. Кроме того, учреждением обеспечена охрана объекта и его территории сотрудниками подразделения ведомственной охраны Росгвардии на основании заключенного контракта. Прямого указания на обязанность физического присутствия сотрудников частных охранных организаций в образовательном учреждении в Требованиях к антитеррористической защищенности объектов не имеется. Указывает, что учреждением предпринят полный комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов, обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической деятельности. Полагает, что ГУ образования администрации г.Красноярска надлежащим ответчиком по настоящему делу не является.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Красноярска – Покидышева М.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на то, что постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, а также формы паспорта безопасности этих объектов. При этом, МАОУ «Средняя школа №» не подведомственно Министерству просвещения РФ, и указанные требования на МАОУ «Средняя школа №» не распространяются. Прокурором не предоставлено доказательств, подтверждающих отнесение органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, МАОУ «Средняя школа №» к объектам, подлежащим антитеррористической защите, данный вопрос судом не исследовался. Указывает, что МАОУ «Средняя школа №» заключен контракт об организации услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения, где согласно п. 1.1, п. 1.2 контракта, охрана обязуется осуществлять реагирование нарядом группы задержания по сигналу «Тревога», поступающего с объекта заказчика – помещений МАОУ «Средняя школа №». Прямого указания на обязанность физического присутствия сотрудников частных охранных организаций в образовательном учреждении в Требованиях к антитеррористической защищенности объектов не имеется. Указывает, что учреждением предпринят полный комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов, обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической деятельности. Полагает, что администрация города г. Красноярска надлежащим ответчиком по настоящему делу не является.
В возражениях на апелляционные жалобы старший помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Сторожева О.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, решение суда, выслушав представителя МАОУ «Средняя школа №» - Данилову Н.С., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, выслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Воротынскую О.О., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб, в пределах заявленных требований, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с подп. "а" п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 года № 1235 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пп. 2 п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка МАОУ «Средняя школа №» в части соблюдения федерального законодательства в части исполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства образования, в ходе которой установлено, что данное учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В ходе проверки установлено, что соответствующий договор на охрану не заключен, охрану осуществляют сторожа и дежурные, не обладающие специальными навыками, не проходившие специальную подготовку, у которых отсутствуют спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.
Согласно ответу главного управления образования администрации г. Красноярска на требование прокурора, из п.п. «а» п. 23 Постановления правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235 не следует, каким образом должна осуществляться охрана: контроль, тревожная кнопка, выезд по тревоге, физическое присутствие сотрудника, при этом, в настоящее время все учреждения образования Ленинского района г. Красноярска оснащены «тревожными кнопками» вызова группы оперативного реагирования вневедомственной охраны войск национальной гвардии, в школе установлены системы контроля доступа металлорамки, организация пропускного режима осуществляется также силами сотрудников образовательного учреждения, все образовательные учреждения оснащены системами видеонаблюдения.
Согласно п. 1.3 Устава МАОУ «Средняя школа №», учредителем МАОУ является муниципальное образование г. Красноярск. Функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрации г. Красноярска.
Органом администрации г. Красноярска, координирующим деятельность МАОУ, а также осуществляющим в отношении нее отдельные функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами города, является главное управление образования администрации г. Красноярска.
Пунктами 1.5, 1.6 Устава предусмотрено, что МАОУ «Средняя школа №» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевые счета в органах казначейства, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
Согласно п. 4.2 Устава, компетенция учредителя включает в себя реорганизацию и ликвидацию Школы, утверждение Устава школы, изменений Устава Школы, получение ежегодного отчета от МАОУ о поступлении и расходовании финансовых материальных средств, а также отчета о результатах самообследования, назначение на должность и освобождение от должности директора школы, контроль за соблюдением законодательства при осуществлении уставной деятельности школы, осуществление иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами.
29.12.2018 года между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» (ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю») (охрана) и МБОУ «Средняя школа №» (заказчик) заключен контракт об оказании услуг по централизованному наблюдению за объектом и реагировании на тревожные сообщения.
В соответствии п.п. 1.1, 1.2 контракта охрана обязуется осуществлять реагирование нарядом группы задержания по сигналу «Тревога», поступающему с объектов заказчика, для выяснения причин поступления сигнала «Тревога», а заказчик обязуется оплачивать услуги охраны. Срок оказания услуг с 00 часов 00 минут 01.01.2019 года по 24 час 00 минут 31.12.2019 года (п. 1.4 контракта).
Аналогичный контракт заключен МАОУ на 2020 год.
23.01.2020 года руководителем ГУ образования администрации г. Красноярска утвержден паспорт безопасности МАОУ СШ № по адресам: <адрес>, согласованные с начальником УФСБ России по Красноярскому краю, начальником управления Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ по Красноярскому краю, начальником ФГКУ №30 отряд ФПС по Красноярскому краю.
Согласно указанному паспорту безопасности зданиям и территории МАОУ СШ № присвоена 3 (третья) категория опасности объекта. По заключению комиссии, для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) по адресам: <адрес>, необходимо совершенствование системы видеонаблюдения, оборудовать помещение и стационарный пост физической охраны силами подразделения вневедомственной охраны или сотрудниками частных охранных организаций. Срок устранения до ноября 2021 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на территории МАОУ «Средняя школа № 148» обеспечение охраны в соответствии с подп. «б» п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006, не осуществляется, поскольку физического присутствия сотрудников охранных организаций в школе нет; вышеуказанный контракт не обеспечивает исполнение образовательным учреждением требований действующего законодательства, поскольку предусматривает лишь выезд сотрудников ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Красноярскому краю» в случае возникновения опасности нарушения общественного порядка, а также совершения правонарушений.
Принимая решение о возложении на администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанность обеспечить образовательному учреждению финансирование для устранения указанных нарушений требований по антитеррористической безопасности (охране объекта), суд первой инстанции исходил из того, что МАОУ «Средняя школа № не имеет денежных средств на организацию охраны объекта в соответствии с Требованиями Постановления Правительства от 02.08.2019 года №1006, а также принял во внимание, что обязанность по финансированию расходов муниципальных учреждений законом возложена на администрацию г. Красноярска, как учредителя бюджетного образовательного учреждения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела, требованиям действующего законодательства и представленным доказательствам.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что органом местного самоуправления, а также образовательным учреждением не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности спорного объекта образования, поскольку данный объект не обеспечен круглосуточной охраной путем привлечения сотрудников соответствующих охранных организаций, а администрацией г. Красноярска не принимаются меры для надлежащего финансирования в целях обеспечения антитеррористической защищенности спорного объекта и выполнения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета муниципального образования, которые администрацией г. Красноярска в необходимом размере обеспечены не были, несмотря на то, что вышеуказанными Требованиями от 02.08.2019 года №1006 (и ранее действовавшими) прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраны объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления, в данном случае – администрации г. Красноярска, Главного управления образования администрации г. Красноярска. При этом Главное управление образования администрации г. Красноярска является структурным подразделением администрации г. Красноярска, в связи с чем разрешение организационного вопроса о порядке финансирования образовательного учреждения находится в их компетенции, должен быть разрешен в рамках имеющихся у каждого из ответчиков полномочий.
Невыполнение предусмотренных Требованиями от 02.08.2019 года №1006 мероприятий по обеспечению круглосуточной охраны объектов с привлечением сотрудников охранных организаций создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга граждан на жизнь, здоровье.
Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, чем создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения.
С учетом изложенного вышеуказанные доводы жалоб о том, что администрация г. Красноярска и Главное управление образования администрации г.Красноярска являются ненадлежащими ответчиками по делу, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные
Довод апелляционных жалоб об отсутствии в Требованиях, утвержденных Постановлением правительства №1006 от 02.08.2019 года, указаний на обязательное физическое присутствие сотрудников охранных организаций в зданиях школы был предметом рассмотрения суда первой инстанции, судебной коллегией также отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Довод жалоб ответчиков о том, что учреждением предпринят полный комплекс мер, направленных на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов обучающихся и работников учреждения, и обеспечение антитеррористической защищенности, не может быть принят во внимание, поскольку выводов суда не опровергает и не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Иных доводов, ставящих под сомнение решение суда, апелляционные жалобы не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Красноярска от 23 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г. Красноярска, Главного управления образования администрации г. Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: