РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-2324/2024 (УИД № 43RS0003-01-2024-003051-25)
27 августа 2024 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Бурнышевой Е.С.,
при секретаре Мирзоевой Т.К.,
с участием представителя истца помощника прокурора города Кирова ФИО3, представителя ответчика (Данные деперсонифицированы)» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кирова в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к (Данные деперсонифицированы)» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кирова в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к (Данные деперсонифицированы) о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Кирова проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что проект организации дорожного движения по {Адрес} в установленном законом порядке не разработан, с органами (Данные деперсонифицированы) не согласован и не утвержден. На необходимость его утверждения (Данные деперсонифицированы) указывалось в представлении прокуратуры г. Кирова от {Дата}. Вместе с тем требования представления до настоящего времени органом местного самоуправления не исполнены, вопрос организации дорожного движения по {Адрес} г. Кирова не решен, безопасность участников дорожного движения на указанном участке должным образом не обеспечена. Указанное свидетельствует о том, что администрацией города Кирова не принимаются необходимые меры в рамках предоставленных полномочий, что создает угрозу безопасности дорожного движения по {Адрес} {Адрес}. Просит обязать (Данные деперсонифицированы) в лице администрации города Кирова утвердить проект организации дорожного движения по {Адрес} {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 № 274.
Представитель истца помощник прокурора г. Кирова ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика (Данные деперсонифицированы) по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, в котором указывает, что строительство объекта {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} выполнено в рамках муниципального контракта от {Дата} № {Номер}, заключенного с АО «(Данные деперсонифицированы)». Объект введен в эксплуатацию {Дата}. Постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п принято решение о приеме в казну МО «(Данные деперсонифицированы)» от МКУ «(Данные деперсонифицированы)» сооружения дорожного транспорта – {Адрес} с последующим закреплением его на праве оперативного управления за МКУ «(Данные деперсонифицированы)». В рамках выделенных бюджетных средств МКУ «(Данные деперсонифицированы)» самостоятельно определяются участки автомобильных дорог для проведения работ по утверждению ПОДД. В первую очередь включаются участки автомобильных дорог, переданные МКУ «(Данные деперсонифицированы)» в оперативное управление с наибольшей загруженностью, расположенные на основных улицах города. Возложение в судебном порядке каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям вышеуказанного закона и бюджетному законодательству. На основании вышеизложенного в исковых требованиях прокурору г. Кирова просит отказать в полном объеме. В случае удовлетворения исковых требований просит установить срок исполнения решения не ранее {Дата} года, в связи с необходимостью заключения контрактов.
Представитель третьего лица (Данные деперсонифицированы) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица МКУ «(Данные деперсонифицированы)» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами истца.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами данного федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Исходя из статьи 5 вышеназванного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения регулируются положениями Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации дорожного движения, Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 3 указанного Закона под организацией дорожного движения следует понимать деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленную на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно положениям ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 утверждены правила подготовки документации по организации дорожного движения.
Согласно пункту 72 Правил подготовки документации по организации дорожного движения проект организации дорожного движения должен содержать графические материалы, представленные в виде схем (чертежей) и отображающие выбор проектных решений по организации дорожного движения в соответствии с главой V Правил, включая схему расстановки технических средств организации дорожного движения, в том числе содержащую: линии дорожной разметки, дорожные ограждения, пешеходные ограждения, линии освещения в разных уровнях, остановочные пункты маршрутных транспортных средств.
Как следует из положений ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно ч. 9 ст. 18 Закона об организации дорожного движения проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию с органами государственной власти, перечисленными в пунктах 1-3 данной части.
Протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 15 утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». (далее – Паспорт)
Согласно п. 7 Паспорта одной из задач национального проекта является развитие системы организации движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что администрация города Кирова реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению, применению законов в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Кирова.
Из п. 6 ч. 6 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29 июня 2005 года № 42/19 следует, что к компетенции администрации г. Кирова отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что {Адрес} {Адрес} включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения (Данные деперсонифицированы)», утвержденного постановлением администрации города Кирова от {Дата} {Номер}-п.
Прокуратурой г. Кирова проведена проверка соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрацией г. Кирова проект организации дорожного движения по {Адрес} {Адрес} в установленном порядке не разработан, с органами ОГИБДД не согласован и не утвержден.
В адрес (Данные деперсонифицированы) прокуратурой г. Кирова {Дата} вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Представление прокуратуры (Данные деперсонифицированы) рассмотрено, дан ответ от {Дата} {Номер}, что разработка ПОДД на введенную в эксплуатацию {Адрес} будет осуществлена в рамках муниципального контракта, срок заключения которого запланирован до {Дата}.
Таким образом, исходя из представленных материалов, судом установлено, что до настоящего времени проект организации дорожного движения по {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 № 274, не разработан, не согласован и не утвержден.
В то же время, обеспечение безопасности дорожного движения напрямую зависит от разработки и утверждения соответствующими органами документации по организации дорожного движения, в том числе проектов организации дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Разработка и утверждение проектов организации дорожного движения обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения.
Из обстоятельств дела следует, что автомобильная дорога {Адрес} {Адрес} находится в собственности (Данные деперсонифицированы), в связи с чем полномочия по обеспечению разработки и утверждению проекта организации дорожного движения возложены на (Данные деперсонифицированы).
Поскольку проект организации дорожного движения по {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 № 274, до настоящего времени не разработан и не утвержден, что создает угрозу безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности утвердить проект организации дорожного движения по {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта РФ от 30.07.2020 № 274.
Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу об установлении ответчику срока для исполнения решения суда до {Дата}. По мнению суда, данный срок является разумным, с учетом необходимости подготовки проектной документации, заключения муниципальных контрактов, выполнения работ на указанном участке.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░)» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) (░░░ {░░░░░}) ░ ░░░░ ░░ {░░░░} ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ {░░░░░} {░░░░░} ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.07.2020 № 274.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.