Дело № 5-50/2022 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Пермь 21 февраля 2022 года
Судья Пермского районного суда Пермского края Герасимова Е.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ресурс+», <данные изъяты>
установил:
специалистом-экспертом Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) Могильниковым А.П. при проведении санитарно-эпидемиологического обследования, проводимого в целях установления причин и условий возникновения случаев новой коронавирусной инфекции среди мигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации, на основании предписания заместителя главного государственного санитарного врача по городскому округу ЗАТО Звездный, Суксунскому городскому округу, Березовскому, Кишертскому, Ординскому, Кунгурскому муниципальным округам, Пермскому муниципальному району Пермского края, Индустриальному району г. Перми Овчинниковой Е.И. № 1682 от 06.07.2021 установлено, что с 09:30 час. до 11:00 час. 07.07.2021 и с 13:00 час. до 14:30 час. 23.07.2021 ООО «Ресурс+» по месту фактического осуществления деятельности: СОК «Юбилейный» <адрес>, допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение распространения возбудителя COVID-19, обеспечения прерывания механизма передачи инфекционного агента и прекращения развития эпидемиологического процесса, а именно:
- допущено размещение 12 человек в одной комнате (при допустимом не более 4-х человек), не оборудованной душевой и санитарным узлом, что не соответствует требованиям п. 1.3 МР 3.1/2.2.0176/1-20 «Методические рекомендации по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»;
- не организован обязательный режим изоляции заболевших, проживающие свободно перемещаются из корпуса в корпус, между комнатами, что не соответствует требования п. 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 1.3 МР 3.1/2.2.0176/1-20;
- на момент обследования (07.07.2021 с 09:30 час. до 11:00 час.) в комнате для игры в настольный теннис находилось 3 человека без средств индивидуальной защиты (медицинских масок, перчаток), что не соответствует требованиям п. 4.4 СП 3.1.3597-20;
- уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, не промаркирован в зависимости от назначения помещений и видов работ. Не оборудованы помещения для хранения, промывки, дезинфекции и сушки уборочного инвентаря, что не соответствует требованиям п. 2.11 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
- контроль за качеством и кратностью проведения влажной уборки не осуществляется «Журналы учета текущих уборок» отсутствуют, что не соответствует требованиям п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- на момент обследования запас средств индивидуальной защиты (масок) - 1 упаковка (50 шт.), запас антисептиков, дезинфицирующих средств отсутствует (документы, подтверждающие закупку средств индивидуальной защиты, кожных антисептиков и дезинфицирующих средств, не представлены), что не соответствует требованиям п. 4.4 СП 3.1.3597-20;
- обеззараживание воздуха в помещениях не проводится, оборудование, разрешенное для применения в присутствии людей, отсутствует, что не соответствует требованиям п. 4.4 СП 3.1.3597-20;
- условия для мытья и дезинфекции посуды отсутствуют, что не соответствует п. 1.3 МР 3.1/2.2.0176/1-20;
- не организовано медицинское наблюдение за контактными лицами в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19 и назначение экстренной профилактики (профилактического лечения), что не соответствует требованиям п. 4.2 СП 3.1.3597-20.
По результатам проведенного обследования составлен протокол санитарно-эпидемиологического обследования № 663-ЦФ от 12.08.2021.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 12.01.2022 в отношении ООО «Ресурс+» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Представитель ООО « Ресурс+» в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении судебного заседания, где указал, что в связи с отсутствием у юридического лица материалов дела об административном правонарушении он был лишен возможности сформулировать правовую позицию по делу. Изучив доводы ходатайства, судья не находит оснований для его удовлетворения, поскольку ООО «Ресурс+» было надлежащим образом и заблаговременно извещено о дате, месте и времени рассмотрения дела и имело возможность направить в суд своего представителя для ознакомления с материалами дела.
Управление Роспотребнадзора о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры по введению режима повышенной готовности.
Распоряжением председателя правительства Пермского края от 14.03.2020 № 5-рпп, в связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом COVID-19, на территории Пермского края с 15.03.2020 введен режим повышенной готовности.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии с п. 12.4 Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» на руководителей организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, возложена обязанность соблюдать санитарные требования, выполнять противоэпидемические мероприятия, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора, методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы по профилактике COVID-19.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе прочего, выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 (далее Правила), устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции.
Согласно п. 4.2 Правил эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага; максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции); проведение мероприятий в эпидемических очагах; дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях и организациях социального обслуживания; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19, в том числе находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
Согласно пункту 4.4 Правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются в том числе: организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнения работ или оказания услуг», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, направлены на охрану жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к выполнению работ и предоставлению гостиничных, медицинских, бытовых, социальных услуг, услуг в области культуры, спорта, организации досуга, развлечений, продаже товаров производственно-технического назначения для личных и бытовых нужд (далее - услуги), а также к используемым хозяйствующими субъектами зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию и транспортным средствам (п. 1.1). Настоящие правила обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, предоставляющими услуги населению на территории Российской Федерации, перечисленными в п. 1.1 настоящих правил (п. 1.2).
В силу п. 2.11 уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря. По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разработаны Методические рекомендации «МР 3.1/2.2.0176/1-20 профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Рекомендации по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Методические рекомендации».
В соответствии с указанными методическими рекомендациями целесообразна одномоментная доставка персонала вахты для заполнения мест временного пребывания, для чего необходимо откорректировать график планируемых работ. В качестве специально приспособленных помещений, предназначенных для наблюдения за здоровьем работников, могут использоваться гостиницы, пансионаты, санатории, дома и базы отдыха - места (учреждения) временного пребывания, которые функционируют по типу обсерваторов: размещение до 4-х человек в помещениях, выход запрещен, ежедневная уборка с дезинфектантами, обработка посуды и кухонного инвентаря (п. 1.3).
Вина ООО «Ресурс+» в совершении административного правонарушения объективно подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.01.2022; протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования № 663-ЦФ от 12.08.2021 с фотоизображениями, на которых зафиксированы выявленные нарушения; договором аренды от 31.05.2021 между ИП Фукс Н.В. и ООО «Ресурс+»; предписанием о проведении санитарно-эпидемиологического обследования № 1682 от 06.07.2021; предписаниями о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий № 1226 от 06.07.2021 и № 1371 от 26.07.2021; письмом ООО «Ресурс+» № 116 от 07.07.2021.
Оценивая исследованные доказательства, судья считает их относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при получении доказательств должностным лицом административного органа не допущено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения судом учитывается, что именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения установленных санитарных правил и методических рекомендаций при введении в Пермском крае режима повышенной готовности, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя доказательства в совокупности, судья квалифицирует действия ООО «Ресурс+» по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания судья учитывает конкретные обстоятельства и характер совершенного ООО «Ресурс+» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Согласно положениям ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное приостановление деятельности назначается в исключительных случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства совершения административного правонарушения, характер его общественной опасности, цели наказания, суд приходит к выводу о назначении ООО «Ресурс+» наказания в виде административного штрафа.
Поскольку допущенное правонарушение создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, оснований для применения положений ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства совершения ООО «Ресур+» административного правонарушения, степень его общественной опасности, характер выявленных нарушений, отсутствие сведений о совершении иных административных правонарушений, что судья признает исключительными обстоятельствами, и полагает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом которых назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Ресурс+» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Штраф перечислить по реквизитам: УФК по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю), л/с 04561787930, ИНН 5904122386, КПП 590401001, Отделение Пермь, БИК 015773997, р/с 03100643000000015600, к/с 40102810145370000048, ОКТМО 57646000, КБК 141 1 16 01061 01 0003 140.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Е.Е. Герасимова
Подлинный документ подшит
в деле об административном правонарушении № 5-50/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2022-000269-11