КОПИЯ
Дело № 2а-1231/2022
УИД № 92RS0002-01-2022-000223-30
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 марта 2022 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре Нивинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действия (бездействия),
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по <адрес> о признании незаконными действия (бездействия).
Исковые требования мотивированы тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была в ФКУ ИК-6 <адрес> на длительных свиданиях со своим супругом, осуждённым гражданином, отбывающим наказание в исправительной колонии.
Истец считает незаконными осуществление круглосуточного видеонаблюдения и видеозапись (для длительного хранения) посредством двух видеокамер, установленных в коридоре помещений для длительных семейных свиданий, без разрешения со стороны истца; подтверждение унизительной процедуре личного досмотра ДД.ММ.ГГГГ (перед заходом на второе длительное свидание) с принудительным оголением тела до нижнего белья.
Истец утверждает, что оспариваемыми действиями (бездействием) ответчика были нарушены следующие права:
а) на уважение личной и семейной жизни в свете права, гарантированного статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция) - по факту видеонаблюдения и видеозаписи;
б) не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению в свете права, гарантированного статьёй 3 Конвенции - по факту унизительной процедуры подвержения личному обыску ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась с жалобой от ДД.ММ.ГГГГ на имя врио начальника ФКУ ИК-6. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ не было дано предметных ответов на ряд поставленных вопросов, а лишь ссылка на секретный приказ №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит признать незаконными действия (бездействие) ответчика в части:
- осуществления круглосуточного видеонаблюдения и видеозапись (для длительного хранения) посредством двух видеокамер в помещении для длительных семейных свиданий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без разрешения со стороны истца;
- подвержения унизительной процедуре полного личного досмотра ДД.ММ.ГГГГ с принудительным оголением тела до нижнего белья.
Признать прямо или по существу, что в результате незаконных действий (бездействия) ответчика были нарушены права истца, гарантированные статьями 3 и 8 Конвенции от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца посредством:
- прекращения видеонаблюдения и видеофиксации в помещении для длительных семейных свиданий при осуществлении свиданий истца с супругом;
- не осуществлять унизительную процедуру полного личного досмотра с принудительным раздеванием до нижнего белья перед свиданием, без наличия обоснованных и подтверждённых оснований, без мотивированного постановления начальника ИУ, без составления протокола полного досмотра с выдачей копии на руки.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежаще, причин не явки не сообщила.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором просил в иске отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, подлежат установлению следующие обстоятельства:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в ФКУ ИК-6 <адрес> на длительных свиданиях со своим супругом, осуждённым гражданином.
В соответствии с действующим законодательством осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Определение Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает, что права и обязанности осужденных к лишению свободы определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания этого вида наказания в соответствующем исправительном учреждении.
Ограничения прав и свобод осужденных определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ФЗ Уголовно-исполнительным Кодексом РФ, что изложено в части 2 статьи 10 УИК РФ.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации предусматривает осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Частью 1, 2 статьи 89 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.
ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> является исправительной колонией особого режима для отбывания наказания осужденным, которые приговорены к пожизненному лишению свободы.
В соответствии с пл.2 пункта 37 Приказа Минюста России or ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно- исполнительной системы», стены, потолки комнат длительных и помещений краткосрочных свиданий блокируются ТС ОН. В коридорах помещений длительных свиданий устанавливаются видеокамеры с выводом сигнала в помещение ОД.
Для соблюдения режима и надзора за осуждёнными к пожизненному лишению свободы, в комнате длительных свиданий установлены 2 видеокамеры: одна - в коридоре, соединяющем кухню, душевую, спальное помещение; вторая камера установлена в коридоре, где предусмотрен эвакуационный выход, и вход во второе спальное помещение.
Данные видеокамеры установлены так, что обеспечивают приватность осужденных и лиц, прибывающих на длительные свидания, в целях предупреждения побега осужденных.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имеет целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения.
Действия сотрудников в части досмотра лиц, прибывших на длительное свидание, соответствуют нормативно-правовым актам, регулирующие проведение досмотров.
Так, частью 6 статьи 82 УИК РФ установлено, что администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно части 7 статьи 82 УИК РФ, порядок производства обысков и досмотров определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим проведение досмотров лиц, прибывающих па длительное свидание, является приказ Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования».
Судом установлено, что нарушений нормативно-правовых актов сотрудниками исправительной колонии закона не допущено, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ досмотром ФИО1, прибывшей на длительное свидание с осужденным ФИО3, поскольку проводился лицами одного пола (женщинами), в помещении длительных свиданий, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям жилых помещений. В данном помещении, как установлено ранее, отсутствуют камеры видеонаблюдения. Полный досмотр производился со снятием одежды (за исключение нательного белья, которое подлежит осмотру без его полного снятия), головного убора и обуви, что соответствует нормативным документам.
Личный досмотр проводился в корректной форме, исключающей унижение достоинства и причинение вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых запрещенных вещей, предназначенных для передачи осужденным.
Учитывая все вышеизложенное установлено, что администрация учреждения действовала исключительно в рамках своих должностных обязанностей, действия администрации учреждения основаны на законе и подзаконных нормативно-правовых актов, нарушения прав и законных интересов как осужденного, так и административного истца не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 140-181 КАС РФ, суд -
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового ФИО1 к ФКУ «Исправительная колония №» УФСИН России по <адрес>, о признании незаконными действия (бездействия) – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) О.В. Гавура
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу
Судья Гагаринского районного суда
города Севастополя О.В. Гавура