14RS0035-01-2024-007609-27
Дело № 12-604/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
город Якутск 20 мая 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Борисовой В.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора города Якутска Данилова Т.Р. на постановление административной комиссии городского округа «город Якутск» № № от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Эргашмаматова Равшанбека Абдилвахобовича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии городского округа «город Якутск» № № от ____ индивидуальный предприниматель Эргашмаматов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заместитель прокурора города Якутска Данилов Т.Р. обратился в суд с протестом, в котором просит отменить постановление и производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. В обоснование доводов протеста указано, что ИП Эргашмаматову Р.А. не разъяснено право на обжалование постановления, в том числе и уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по ходатайству лица, привлекаемого к административной ответственности. В отношении ИП Эргашмаматова Р.А. составлено 2 протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 6.25 КоАП РС (Я) и части 1 статьи 6.21 КоАП РС (Я) от ____ года в ходе проведения 1 контрольного (надзорного) мероприятия.
В судебном заседании помощник прокурора города Якутска Соколова С.А. протест поддержала, просила постановление административной комиссии отменить и производство по делу прекратить в связи с пропуском срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании ИП Эргашмаматов Р.А. доводы протеста поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административной комиссии ГО «Город Якутск» Семенов В.А. с протестом прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать, постановление административной комиссии оставить без изменения.
Выслушав лиц участвующих в деле, проверив доводы протеста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В соответствии с ч. 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. В соответствии с. ч. 1 ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 6.25 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях нарушение установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований требований по уборке территории муниципального образования, не подпадающее под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 4 Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 30.06.2021 № 477-НПА «Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск», принятого решением Якутской городской Думы 30.06.2021 г. № РЯГД-30-1 (далее - Правила) под границами прилегающей территории понимается линия, определяющая пределы территории, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку.
Согласно ч. 2 ст. 4 данных Правил, балансодержатели, собственники, владельцы, пользователи, арендаторы зданий, строений, сооружений, земельных участков осуществляют мероприятия по содержанию и развитию благоустройства в границах прилегающей территории, определенной в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Правил, при невозможности определения границ в соответствии с настоящими правилами в связи с особенностями расположения здания, сооружения, земельного участка, границы прилегающей территории устанавливаются на карте-схеме, представляющей собой изображение границ прилегающей территории.
Карта-схема границ прилегающей территории утверждается правовым актом Окружной администрации города Якутска по заявлениям заинтересованных лиц в течение 10 рабочих дней со дня их поступления. Правовой акт Окружной администрации города Якутска об установлении границ прилегающей территории может быть обжалован физическими и юридическими лицами в судебном порядке.
В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 4 Правил, расстояние до внешней границы прилегающей территории определяется в следующем порядке: для нестационарных торговых объектов – 15 метров.
Согласно ч. 7 ст. 4 Правил, в границах прилегающих территорий могут располагаться только следующие территории общего пользования или их части: тротуары, озелененные территории (за исключением территорий особо охраняемых природных территорий), зеленые насаждения, но ограничиваются дорожным бордюром, полотном проезжей части автомобильной дороги общего пользования, линией пересечения с прилегающей территорией другого здания, строения, сооружения.
Согласно ч. 8 ст. 61 Правил, на вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках общественного пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны на рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях устанавливают на расстоянии, не превышающем 100 м одна от другой. На остановках общественного пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты - в количестве не менее двух. Очистка урн производится по мере их заполнения, но не реже одного раза в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Согласно ч. 1 ст. 62 Правил, уборку территорий общественного назначения (территорий общего пользования и участков активно посещаемой общественной застройки) обеспечивают уполномоченный орган, а также физические и юридические лица, которым объекты недвижимости, временные объекты, земельные участки, на которых они расположены, принадлежат на соответствующем праве, в объеме, предусмотренном законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Правил, юридические и физические лица обязаны обеспечивать ежедневную уборку территорий, принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве, а также поддерживать чистоту в течение всего рабочего дня, осуществлять вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном действующим законодательством порядке.
Согласно ч. 22 ст. 62 Правил, ответственность за уборку смета, снега и других отходов в местах общего пользования несут юридические и физические лица, в ведении которых находится соответствующая территория, а за вывоз отходов из контейнеров - специализированная организация, осуществляющая вывоз отходов, имеющая соответствующую лицензию и специальный транспорт.
Согласно ч. 24 ст. 62 Правил, ответственность за сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок несет лицо, в собственности, во владении, либо в пользовании которого находятся земельный участок, водоем или иной объект, на котором размещена свалка.
Согласно ч. 1 ст. 64 Правил, период зимней уборки устанавливается с 15 октября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года. В случае значительного отклонения индивидуальных климатических особенностей от средних климатических особенностей сроки начала и окончания зимней уборки могут изменяться муниципальным правовым актом.
Согласно ч. 3 ст. 64 Правил, уборка городских территорий в зимний период предусматривает очистку проезжей части дорог, тротуаров, площадей, пешеходных зон, придомовых территорий от снега, льда, грязи, мусора и посыпку их противогололедными материалами, очистку крыш от снега и удаление наростов льда с карнизов, крыш, водостоков, вывоз снега в места для приема снега.
Согласно ч. 5 ст. 64 Правил, в период снегопада и наледи (гололеда) тротуары и другие пешеходные зоны должны быть очищены, обработаны противогололедными материалами в количестве, исключающем скольжение, либо ледяные образования должны быть удалены полностью. Время на обработку всей площади тротуаров не должно превышать четырех часов с начала снегопада.
Согласно ч. 6 ст. 64 Правил, снегоуборочные работы (механизированное подметание и ручная зачистка) на тротуарах, пешеходных дорожках и посадочных площадках транспорта общего пользования начинаются сразу по окончании снегопада. При длительных снегопадах циклы снегоочистки и обработки противогололедными материалами должны повторяться, обеспечивая безопасность для пешеходов.
Согласно ч. 7 ст. 67 Правил, работы по уборке снега, льда, ледяного наката с лестниц, крылец, площадок перед входами в здания, сооружения, занимаемые хозяйствующими субъектами, а также уборка снега с пешеходных тротуаров, расположенных на прилегающей территории, и обработке их противогололедными материалами в количестве, исключающем скольжение, либо полное удаление ледяных образований должны быть закончены до 8 часов утра.
Согласно ч. 8 с. 64 Правил, в период снегопада уборка снега и снежно-ледяных образований должна осуществляться дополнительно в течение всего времени работы организации.
Согласно ч. 9 ст. 64 Правил, тротуары и проезды в пределах прилегающих территорий, придомовых территорий должны быть очищены от снега и наледи. При возникновении наледи (гололеда) производится обработка территорий противогололедными материалами.
В соответствии с ч. 11 ст. 64 Правил, вывоз снега осуществляется в течение суток после окончания снегопада.
В соответствии с ч. 13 ст. 64 Правил, очистка крыш от снега и удаление наростов льда, снежных наносов с карнизов, крыш, водостоков осуществляется лицами, на которых возложено бремя по содержанию данных объектов в соответствии с законом или договором. Уборка сброшенного с крыш снега осуществляется до конца рабочего дня лицами, проводившими данные работы, либо лицами, на которых возложено бремя по содержанию данных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 65 Правил, сбор отходов, образующихся на территории объектов торговли, общественного питания, административных зданий, объектов социальной сферы осуществляется с особенностями, предусмотренными настоящим подразделом.
Согласно ч. 2 ст. 65 Правил, контейнеры устанавливаются на площадках для установки мусоросборников в специально определенных местах и содержат наименования организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя. При накоплении отходов в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции мусоросборников, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию места (площадки) накопления ТКО, методами и препаратами, не представляющими угрозу жизни и здоровья людей, животных и не причиняющими вред окружающей среде.
Согласно ч. 8 ст. 65 Правил, допускается сбор отходов в контейнеры других объектов торговли и общественного питания при наличии заключенного договора с владельцем контейнера и согласования со специализированной организацией, занимающейся транспортировкой и размещением отходов.
В соответствии с ч. 11 ст. 65 Правил, ответственность за организацию сбора и вывоза отходов территорий объектов торговли, общественного питания, административных зданий и объектов социальной сферы в соответствии с настоящими Правилами возлагается на физических и юридических лиц, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании находится соответствующий объект недвижимости, временный объект.
Из материалов дела усматривается, что ____ года в ___ часов ___ минуту должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях – ведущим специалистом «Управа Центрального округа» МКУ ГО «Город Якутск» ФИО8 непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения: на территории кафе восточной кухни, расположенного по адресу: ____, принадлежащего ИП Эргашмаматову Р.А., не произведен сброс снега с крыши, имеются наросты льда (сосульки).
ИП Эргашмаматов Р.А. постановлением административной комиссии городского округа «город Якутск» № № от ____ года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.25 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.25 Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях нарушениях, имеет правовое значение нарушение правил благоустройства территорий, утвержденных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов Республики Саха (Якутия), в данном случае, указанный факт, вопреки доводам протеста, установлен материалами дела.
Суд находит, что виновность ИП Эргашмаматова Р.А. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ____ года, служебными записками от ____ года, фотоматериалами, а также иными материалами дела.
Представленные в дело доказательства позволяют сделать вывод о том, что ИП Эргашмаматовым Р.А. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 6.25 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
Несогласие заместителя прокурора города Якутска Данилова Т.Р. с оценкой имеющихся в деле доказательств не является основанием к отмене обжалуемого постановления, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Между тем, как следует из материалов дела, административное правонарушение выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по виду государственного контроля (надзора) или виду муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контракте (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В опротестованном постановлении административной комиссии городского округа «город Якутск» от ____ года указан срок и порядок обжалования, имеется норма, указывающая на круг лиц правомочных обжаловать постановление предусмотренных статьями 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положением статьи 25.5.1 КоАП РФ предусмотрено, что уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, могут быть допущены к участию в деле в качестве защитника.
Указанное положение не предусматривает порядок подачи жалобы на постановление, в связи с чем, отсутствие разъяснения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, положений статьи 25.5.1 КоАП РФ не является процессуальным нарушением, влекущим отмену вынесенного постановления.
Доводы протеста относительно составления двух протоколов об административных правонарушениях в ходе проведения 1 контрольного (надзорного) мероприятия также не являются основанием для отмены постановления, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие о привлечении ИП Эргашмаматова Р.А. к административной ответственности по части 1 статьи 6.21 КоАП РС (Я).
Кроме того, диспозиция части 1 статьи 6.21 КоАП РС (Я) предусматривает административную ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда и не подпадающее под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а диспозиция части 1 статьи 6.25 КоАП РС (Я) предусматривает нарушение установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований требований по уборке территории муниципального образования, не подпадающее под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть, диспозиции указанных норм отличается, что свидетельствует о наличии иного установленного обстоятельства, послужившего для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 6.25 КоАП РС (Я).
Постановление о привлечении ИП Эргашмаматова Р.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Таким образом, протест не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления административного органа.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление административной комиссии городского округа «город Якутск» № № от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.25 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Эргашмаматова Равшанбека Абдилвахобовича оставить без изменения, а протест заместителя прокурора города Якутска Данилова Т.Р. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).
Судья ___ В.С. Борисова
___
___