РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адрес 11 февраля 2020 года
Октябрьский районный суд Адрес в составе председательствующего судьи Горбатько И.А., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-594/2020 по административному исковому заявлению прокурора Адрес, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адрес, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее - прокурор) обратился в Октябрьский районный суд Адрес с административным исковым заявлением к ФИО1 о прекращении права на управление транспортными средствами.
В обоснование административных исковых требований, с учетом уточнений, прокурор указал, что Дата ФИО1 отделением ГИБДД № по Адрес выдано водительское удостоверение серии Адрес на право управления транспортными средствами категорий «В». Согласно сведениям, представленным ОГБУЗ «ИОПНД», административный ответчик состоит на динамическом наблюдении у врача психиатра-нарколога с Дата с диагнозом «неоднократное употребление алкоголя с вредными последствиями. Неоднократное употребление каннабиоидов с вредными последствиями». Наличие у ФИО1 указанного заболевания препятствует управлению им транспортными средствами и влечет прекращение действия права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения, неопределенного круга лиц.
Административный истец просит запретить ФИО1 осуществлять деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) заболевания, являющегося медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.
В судебном заседании помощник прокурора Адрес ФИО4 административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель заинтересованного лица УГИБДД ГУ МВД России по Адрес в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ОГБУЗ «ИОПНД» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного ответчика и представителей заинтересованных лиц.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, имеющиеся в нем доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч.ч. 1, 3 ст. 1 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, дела возникающие из административных и иных публичных правоотношение и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, рассматриваются судами в порядке административного судопроизводства.
Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ от Дата «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ № 196-ФЗ), медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу ст.ст. 25, 27 ФЗ № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного настоящей статьей возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Дата ФИО1 отделением ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» выдано водительское удостоверение серия Адрес на право управления транспортными средствами категории «В».
Согласно информации от Дата №, представленной главным врачом ОГБУЗ «Адрес психоневрологического диспансера» ФИО5, ФИО1 взят на динамическое наблюдение в период времени с Дата по настоящее время с диагнозом: «неоднократное употребление алкоголя с вредными последствиями. Неоднократное употребление каннабиоидов с вредными последствиями». Осуществляет динамическое наблюдение. Стационарное лечение не проходил.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № от Дата «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Постановление №) алкоголизм, наркомания, токсикомания отнесены к медицинским психиатрическим противопоказаниям для деятельности, связанной с управлением транспортными средствами.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением №, лица, страдающие алкоголизмом, не могут осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности, в том числе управлять автомототранспортными средствами. Водитель авто, мототранспортных средств, страдающие алкоголизмом, допускаются к управлению транспортным средством при наличии стойкой ремиссии в течение не менее трех лет.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдается больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от Дата утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В соответствии с п. 7 разд. II указанного перечня к медицинским противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, в том числе, в связи с заболеваниями – «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя» (код F-10 МКБ-10), «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиоидов» (код F-12 МКБ-10).
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 24 ФЗ № 196-ФЗ право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечивается путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Одним из обязательных требований для лиц, получающих допуск к управлению транспортным средством, является прохождение обязательного медицинского освидетельствования с целью определения степени годности к управлению транспортным средством и выявления медицинских противопоказаний или ограничений к вождению (ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ).
Согласно ст. 5 ФЗ № 196-ФЗ одним из направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования - это определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 Закона).
На основании ст. 28 ФЗ № 196-ФЗ выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Одним из условий участия в дорожном движении названо отсутствие у водителя медицинских противопоказаний (ст. 26 Закона).
По смыслу перечисленных правовых норм, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Вышеизложенные обстоятельства объективно и бесспорно свидетельствуют о наличии у ФИО1 медицинских противопоказаний, препятствующих управлению им транспортными средствами, что является в силу вышеприведенных норм закона основанием для прекращения действия права последнего на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
В соответствии с п.п. «ж» п. 35 Постановления Правительства Российской Федерации от Дата № «О допуске к управлению транспортными средствами» российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Адрес к ФИО1 о запрете осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровление) заболевания, являющегося медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, при предъявлении заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера при удовлетворении его требований государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку оно (лицо), в соответствии с требованиями ст. 39 КАС РФ, является административным истцом по делу. Рассматриваемый административный иск подан в интересах неопределенного круга лиц, следовательно, в интересах физических лиц. В силу ст. 333.19 НК РФ при обращении в суд с требованиями неимущественного характера гражданин уплачивает государственную пошлину в размере 300 руб., которая и подлежит взысканию с административного ответчика.
Таким образом, с ФИО1 в пользу бюджета Муниципального образования «Адрес» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Адрес, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО1 о прекращении права на управление транспортными средствами, удовлетворить.
Запретить ФИО1, Дата года рождения, осуществлять деятельность, связанную с управлением транспортным средствами, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) заболевания, являющегося медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
Взыскать с ФИО1, Дата года рождения, в доход бюджета Муниципального образования «Адрес» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Октябрьский районный суд Адрес в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - Дата, в порядке, предусмотренном ст.ст. 297-299 КАС РФ.
Судья И.А. Горбатько