Судья Леккерева И.С.
№ 33-2464/2024
10RS0013-01-2023-001468-09
№ 2-233/2024 (2-1152/2023)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Касянчук Е.С., Гудковой Г.В.
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2024 г. по иску прокурора Прионежского района, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Прионежского муниципального района о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Прионежского района Республики Карелия обратился в суд по тем основаниям, что в ходе проведенной проверки установлено, что многоквартирные дома, включенные в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 28.05.2019 № 136-П, находящиеся в муниципальной собственности, по адресам: (.....), и подлежащие сносу, фактически не снесены, что угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, поскольку доступ в них не ограничен (двери и окна отсутствуют). Несмотря на разрушение указанные капитальные объекты не огорожены, подход к ним осуществляется беспрепятственно. На основании изложенного прокурор Прионежского района просил признать незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района в части непроведения мероприятий по сносу признанных аварийными и подлежащими сносу домов по адресам: (.....); возложить на администрацию Прионежского муниципального района обязанность не позднее 30.06.2024 завершить снос указанных аварийных домов, осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, образовавшегося в процессе сноса аварийных домов.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Решением суда иск удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации Прионежского муниципального района в части не проведения мероприятий по сносу признанных аварийными и подлежащими сносу домов по адресам: (.....). Обязал администрацию Прионежского муниципального района произвести снос аварийных домов по адресам: (.....), осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, образовавшегося в процессе сноса аварийных домов, в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик в части определения срока осуществления мероприятий по сносу многоквартирных домов и утилизации образовавшегося мусора. В апелляционной жалобе ссылается на то, что указанные мероприятия не могут быть выполнены ранее 31.12.2025. Письмом от 13.01.2023 в Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ответчиком были запрошены денежные средства на снос 8 многоквартирных домов на территории п. Ладва (7 домов) и в с. Рыбрека (1 дом), однако денежные средства из бюджета Республики Карелия не поступили. Бюджет Прионежского муниципального района является дефицитным, при этом между администрацией района и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия осуществляется взаимодействие в рамках разрешения данного вопроса. Помимо этого, в целях проведения указанных мероприятий администрации необходимо соблюдать процедуры, предписанные Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует временных затрат. При указанных обстоятельствах, осуществить снос спорных многоквартирных домов на территории п. Ладва в установленный срок не представляется возможным.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Прионежского района, полагая приведенные в ней доводы несостоятельными, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ильмаст А.Н. с учетом всех обстоятельств дела указал на возможность предоставления ответчику срока выполнения необходимых мероприятий по сентябрь 2025 г.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте слушания дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и обязанности собственника имущества совершать в отношении такого имущества те или иные действия, предусматривающие необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Из материалов дела следует, что в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и в соответствии с Законом № 185-ФЗ на территории Прионежского муниципального района осуществляется расселение аварийного жилищного фонда в соответствии с утверждённой региональной адресной программой.
В Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 28.05.2019 № 136-П (далее - Программа), включены 19 многоквартирных домов, расположенных на территории Прионежского района. Программа должна быть завершена до 31.12.2023.
На реализацию мероприятий Программы с 2020 по 2023 годы бюджету Прионежского муниципального района предоставлены субсидии из бюджета Республики Карелия на сумму более 170000000 руб.
В соответствии с абз. 6 раздела 3 и абз. 36 раздела 4 Программы снос аварийных многоквартирных жилых домов, включенных в Программу, должен быть осуществлён в течение года после их расселения за счёт бюджета соответствующего муниципального образования.
В силу п. 4.3.7.13 Соглашения о предоставлении из бюджета Республики, Карелия бюджету Прионежского муниципального района "Прионежский муниципальный район" субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2021 год и плановый период 2022- 2023 годов, заключенного 11.08.2021 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрацией Прионежского муниципального района, муниципальное образование обязуется организовать снос расселенных многоквартирных домов, признанных аварийными и указанными в приложении № 1 к Программе, в течение одного года с момента расселения.
Судом установлено, что в рамках проведения проверки исполнения администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия требований при реализации полномочий в сфере жилищных правоотношений, в том числе по расселению и сносу аварийных домов, установлено, что полностью расселённые в рамках Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы многоквартирные дома, находящиеся в муниципальной собственности, по адресам: (.....) (расселен 12.07.2021), (.....) (расселен 06.10.2021), (.....) (расселен 29.07.2020), (.....) (расселен 29.11.2021), (.....) (расселен 14.04.2021), (.....) (расселен 15.08.2022), (.....) (расселен 10.09.2023), фактически не снесены.
В рамках реализации мероприятий по сносу многоквартирных домов, между администрацией Прионежского муниципального района Республики Карелия и ООО "Кузбасстехинвентаризация" заключен муниципальный контракт № от 30.05.2022 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на снос аварийных многоквартирных домов на общую сумму 215000 руб. Работы по муниципальному контракту Подрядчиком выполнены, проектно-сметная документация на снос 18 многоквартирных аварийных домов разработана, общая стоимость работ составила более 13000000 руб. Расселенные аварийные дома в (.....) до настоящего времени не снесены.
Суд первой инстанции, дав оценку установленным по делу обстоятельствам и доказательствам, их подтверждающим, пришел к выводу, что бездействие администрации по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанности произвести снос аварийных домов по адресам: (.....), осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, образовавшегося в процессе сноса аварийных домов в срок до 01.12.2024.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Судебная коллегия соглашается с позицией истца, занятой в суде апелляционной инстанции, и позицией ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, о недостаточности предоставленного срока для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов и утилизации строительного мусора, принимает при этом во внимание количество таких аварийных домов, значительную затратность необходимых к проведению мероприятий и обязанность соблюдения администрацией Прионежского муниципального района при этом предписанных Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедур. С учетом изложенного разумным и достаточным для выполнения ответчиком работ по завершению сноса аварийных домов по адресам: (.....), и осуществлению мероприятий по утилизации строительного мусора, образовавшегося в процессе сноса аварийных домов, следует признать срок - до 01.10.2025.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 12 апреля 2024 г. по настоящему делу оставить без изменения.
В абзаце третьем резолютивной части решения указать о выполнении работ по сносу многоквартирных домов и утилизации строительного мусора вместо "до 01 декабря 2024 г." срок "до 01 октября 2025 г.".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи