Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года г.Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Муратова В.А.,
при секретаре судебного заседания Сельминской А.С.,
с участием помощника Тындинского городского прокурора Дашадондокова Р.Г.,
представителя Администрации Тындинского района Обуховой О.А.,
представителя органа опеки и попечительства Литвиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Тындинского городского прокурора в интересах Коньковой <данные изъяты> к Администрации Тындинского района о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Тындинский городской прокурор обратился в суд в интересах Коньковой В.Д. с настоящим иском, ссылаясь на то, что Конькова В.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать Садова С.А. решением Мазановского районного суда Амурской области от 06.09.2012 признана недееспособной. Согласно справке сведения об отце записаны по указанию матери. Постановлением главы Первомайского сельсовета от 19.04.2008 № 8 Конькова В.Д. поставлена на регистрационный учет, для обеспечения жилой площадью. Поскольку Конькова В.Д., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма, но принадлежащее право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовала, следовательно, на него распространяется действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ. Конькова В.Д. в 2012 году окончила МОАУ «Первомайскую среднюю общеобразовательную школу» села Первомайского Тындинского района Амурской области, о чем свидетельствует аттестат № 0016035 от 27.06.2012 г. В Едином государственном реестре за Коньковой В.Д. не зарегистрировано прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Не предоставление Коньковой В.Д. благоустроенного жилья нарушает ее права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Уточнив требования, просил суд: обязать Администрацию Тындинского района предоставить Коньковой <данные изъяты> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение в черте п. Восточного (либо п. Первомайский) Тындинского района Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 33 кв. м.
После уточнения не настаивал на удовлетворении требований в части обязания Администрации Тындинского района включить Конькову <данные изъяты> в список детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей, для предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – ввиду предоставления доказательств реализации данного требования.
Определением Тындинского районного суда к участию в деле привлечена Конькова В.Д., в качестве третьих лиц орган опеки и попечительства Управления образования Администрации Тындинского района (на стороне истца) и Министерство социальной защиты населения Амурской области (на стороне ответчика).
Конькова В.Д., представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Министерство социальной защиты населения Амурской области своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве указало, что Конькова В.Д. включена в соответствующий список министерства, орган местного самоуправления вправе предоставить жилое помещение с последующей компенсацией расходов за счет субвенций, право Коньковой В.Д. на получение жилого помещения не нарушено, и будет реализовано в порядке очередности по сформированному Списку.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Представитель истца – помощник Тындинского городского прокурора Дашадондоков Р.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель администрации города Тынды в письменном отзыве на иск заявленные требования не признал, просил в иске отказать, в обоснование возражений указал, что действительно, Конькова В.Д. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Надлежащее финансирование на указанные полномочия отсутствует.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Тындинского района не возражала против удовлетворения исковых требований.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 3 Международной конвенции о правах ребенка 1989 года провозглашено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Статьями 26, 27 указанной Конвенции предусмотрено, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 6. Федерального закона от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч.1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из ч.1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
В судебном заседании установлено, что Садова С.А. решением Мазановского районного суда Амурской области от 06.09.2012 признана недееспособной. Согласно справке сведения об отце записаны по указанию матери.
Постановлением главы Первомайского сельсовета от 19.04.2008 № 8 Конькова В.Д. поставлена на регистрационный учет, для обеспечения жилой площадью.
Конькова В.Д. в 2012 году окончила МОАУ «Первомайскую среднюю общеобразовательную школу» села Первомайского Тындинского района Амурской области, о чем свидетельствует аттестат № 0016035 от 27.06.2012 г.
Согласно сведениям из ЕГРН Конькова В.Д. прав на объекты недвижимости на территории Амурской области не имеет.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Коньковой В.Д. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилья из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод представителя ответчика Администрации города Тынды о том, что обязанность по обеспечению Коньковой В.Д. жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием надлежащего финансирования, суд не принимает во внимание в силу следующего.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу ст.5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке по предоставлению детям указанной категории за счет средств областного бюджета благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. Тот факт, что обеспечение жилым помещением детей рассматриваемой категории должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст.1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право Коньковой В.Д. не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории города Тынды установлена п. 8 Положения о предоставлении малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, утвержденного решением Муниципального Совета г. Тынды № 309 от 20.10.05г. и составляет 33 кв.м. – для одиноко проживающих граждан; 42 кв.м. – на семью из двух человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи три и более человек.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит требование Тындинского городского прокурора в интересах Коньковой В.Д. о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд при этом учитывает, что населенные пункты п.Восточный и с.Первомайское Тындинского района фактически являются пригородами г.Тынды, время в пути от них до г.Тынды примерно одинаково и составляет 15-20 минут на автотранспорте.
Другие доказательства сторонами не представлены, а суд в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования исполняющего обязанности Тындинского городского прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию Тындинского района Амурской области предоставить Коньковой <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте села Первомайское Тындинского района Амурской области или поселка Восточный Тындинского района Амурской области, общей площадью не менее 33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.А. Муратов