Дело № 2-6255/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2017 года город Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Габдрахманова А.Р.,
при секретаре Валиевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Ижевск» о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского района г. Ижевска (далее - истец) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «Город Ижевск» (далее – ответчик) о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу, мотивируя свои требования следующим. В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. На основании пунктов 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» Технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Порядок составления технического паспорта автомобильной дороги определен указанными нормами. В соответствии с п. 2-4 Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. На ответчика согласно положениям действующего законодательства возложена обязанность по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах городского округа. В ходе проверки установлено, что ответчиком не изготовлены кадастровый и технический паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения – проезд Жечева, г.Ижевска, УР, протяженностью 1,48 км., (идентификационный номер дороги 94-401-380 ОП МГ 0516). Данное нарушение создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровью, имуществу населения, ущемляет права неопределенного круга лиц на безопасные условия пользования автомобильным транспортом, представляет опасность для участников дорожного движения. На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор просил возложить на ответчика обязанность в срок до 31.12.2018 г. изготовить технический паспорт на заявленную автомобильную дорогу.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил установить срок для исполнения обязанности до 31.12.2019 года.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района г.Ижевска Нуриева И.К. поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика Овчинникова О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право граждан на соблюдение их интересов при обеспечении безопасности дорожного движения закреплено ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании ст.9 Устава муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 № 333, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Как следует из ст. 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 № 333, администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Таким образом, администрация МО «Город Ижевск» уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», согласно п.п. 4 пункта 9 раздела IV классификации работ по содержанию автомобильных дорог данного приказа, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
При этом, пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу п. 3.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» при техническом учете автомобильных дорог общего пользования (кроме грунтовых участков дорог местного значения) составляется технический паспорт с линейным графиком.
Согласно разделу 5 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» технический паспорт автомобильной дороги содержит в себе схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график, в том числе данные, характеризующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т.д.), границы участков дороги, обслуживаемых первичными дорожными организациями, а также участков дороги, находящихся в ведении городов и совмещенных с другими автомобильными дорогами, участки с уклонами более допустимых для дороги данной категории согласно СНиПам., границы участков с радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги согласно действующим СНиПам, ширину обочины, проезжей части и обочины, конструкции дорожной одежды, оценки качества покрытия проезжей части и прочие сведения.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и представителем ответчика не оспаривается, что проезд Жечева, г.Ижевска, УР, протяженностью 1,48 км., (идентификационный номер дороги 94-401-380 ОП МГ 0516) является автомобильной дорогой местного значения, технический паспорт на данную дорогу не изготовлен.
Анализ положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие органов местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в сфере содержания автомобильных дорог местного значения, выразившееся в не проведении паспортизации автомобильной дороги является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц
На основании приведенных нормативных актов суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» изготовить технический паспорт автомобильной дороги законными и обоснованными.
Заявленный прокурором срок исполнения обязанности по изготовлению технического паспорта дороги до 31.12.2019 года суд находит достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Ижевск» о возложении обязанности по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования местного значения проезд Жечева, г.Ижевска, УР, протяженностью 1,48 км., (идентификационный номер дороги 94-401-380 ОП МГ 0516) в срок до 31 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Ижевска.
Решение в окончательной форме принято председательствующим судьей в совещательной комнате.
Председательствующий судья Габдрахманов А.Р.