ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.,
при секретаре Рамазановой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2648/2023 по иску Осипова Алексея Валентиновича к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» об обязании заключить договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Истец Осипов А.В. обратился в суд к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» указав, что в соответствии с протоколом №44/1 от 03.12.2004г. о результатах проведения торгов (открытого конкурса) по продаже находящегося в муниципальной собственности земельного участка права на заключение договора аренды он был признан победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 268 кв.м., для эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес>.
10.12.2004 г. администрация города Астрахани в лице заместителя мэра города-председателя комитета по управлению имуществом г. Астрахани Тюрина О.А. заключила с Осиповым А.В. договор купли-продажи права аренды земельного участка площадью 268 кв.м. для эксплуатации жилого дома, поскольку Осипов А.В. был объявлен победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 268 кв.м. для эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес>.
Во исполнении указанного договора купли-продажи было принято постановление Администрации города Астрахани от 15.03.2005 г. № 376 «О предоставлении Осипову А.В. дополнительного земельного участка по <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома» сроком на 50 лет площадью 268 кв.м.».
В рамках исполнения п.2 постановления администрации города Астрахани от 15.03.2005 г. № 376 Осиповым А.В. был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером 30:12:020649:28, по <адрес> «а», который был согласован управлением муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» 18.07.2022.
В виду отсутствия у Осипова А.В. полномочий по подаче заявления в управлении Россрест по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 30:12:020649:28, по <адрес> «а» им 09.12.2022 подано заявление управлением муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» о передачи документов в Росреестр для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Однако письмом от 09.01.2023 № 30-10-02-2/23 Осипову А.В. было отказано в подаче заявления в Управлении Россрееста по АО, поскольку нормы в соответствии с которыми принималось решение о предоставлении земельного участка признаны утратившими силу, и в соответствии с действующим законодательством земельный участок не может быть предоставлен Осипову А.В. без проведения торгов.
Полагая данный отказ незаконным, истец был вынужден обратиться с настоящим иском в суд и просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» направить ему проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером № по <адрес> «а».
Истец Осипов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Холюшкина Л.А. заявленные требования с учетом их изменений поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении требований просят отказать.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Поскольку ответчики были уведомлены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, по всем известным адресам, то суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 10.12.2004 Администрация города Астрахани в лице заместителя мэра города-председателя комитета по управлению имуществом г. Астрахани Тюрина О.А. заключила с Осиповым А.В. договор купли-продажи права аренды земельного участка площадью 268 кв.м., для эксплуатации жилого дома, поскольку Осипов А.В. был объявлен победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка площадью 268 кв.м. для эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес>.
Во исполнении указанного договора купли-продажи было принято постановлением Администрации города Астрахани от 15.03.2005 г. № 376 «О предоставлении Осипову А.В. дополнительного земельного участка по <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома».
В соответствии с п.2. указанного постановления Администрации города Астрахани от 15.03.2005 г. № 376 Осипов А.В. обязан был поставить земельный участок с по <адрес> «а» в <адрес> на кадастровый учет.
При этом, какие-либо сроки, в течение которых Осипов А.В. был обязан выполнить указанные требования, постановление администрации г. Астрахани от 15.03.2005 № 376 не содержало, из чего следует, что указанные действия могли быть совершены будущим арендатором в любое время на протяжении 50 лет со дня принятия вышеуказанного постановления.
Сам факт того, что указанное постановление администрацией признавалось действующим является факт согласования управлением муниципального имущества администрации муниципального образования «<адрес>» межевого плана земельного участка по <адрес> «а» в <адрес>.
Доводы ответчика о том, что нормы ст.34 Земельного кодекса РФ действующие в момент принятия постановления от 15.03.2005 г. № 376 утратили силу необоснованны в виду следующего.
До 01.03.2015 года порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, был определен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
С 01.03.2015 года изменился порядок предоставления земельных участков в аренду, случаи, при которых допускается заключение договора аренды без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и организации торгов на право заключения договора аренды предусмотрен статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется по новым правилам на торгах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Исходя из буквального толкования указанной нормы, данный срок не распространяется на случаи, если органом местного самоуправления до указанной даты не принято решение о предоставлении земельного участка.
Однако в рассматриваемом случае договор купли-продажи права аренды земельного участка для эксплуатации жилого дома заключен 10.12.2004, постановлением Администрации города Астрахани от 15.03.2005 г. № 376 принято решение о предоставлении земельного участка, то есть до 1 января 2018 года.
В связи с чем, нормы п. 3 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ в рассматриваемом случае не могут быть применены и договор аренды между сторонами подлежит обязательному заключению.
Не обоснован также довод ответчика о невозможности заключения договора аренды земельного участка в виду перераспределения с 01.07.2023 полномочий между администрацией муниципального образования Городской округ город Астрахань» и администрацией Астраханской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку договор купли-продажи права аренды был заключен Администрацией муниципального образования «Городской округ город Астрахань» до указанной даты.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что все процедуры, установленные ст. 34 ЗК РФ (в редакции действующей в момент обращения Осипова А.В.), за исключением заключения договора аренды земельного участка были соблюдены, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» направить Осипову Алексею Валентиновичу проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером №, по <адрес> «а».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: