Решение по делу № 2-814/2023 от 22.03.2023

    Дело № 2-814/2023

59RS0044-01-2023-000794-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2023 года                              г.Чусовой

Чусовской городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.

при секретаре Леконцевой В.В.

с участием представителя истца Джолдошалиева В.Р.

представителей ответчиков Баскова П.В., Ромашкина Ю.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Чусовского городского округа Пермского края, муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» о прекращении нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

дата Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с иском к администрации Чусовского городского округа, муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» о прекращении нарушений санитарного законодательства.

Из искового заявления следует, что проанализировав Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, должностные лица Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому сделали вывод, что администрация Чусовского городского округа и МУП "Горводоканал" организуют деятельность по обеспечению населения д. Темная, д. Кучино (Верхнекалинского территориального отдела), д. Березовка, д. Сергинцы (Комарихинского территориального отдела), д. Андрюково, д. Попово, п. Центральный (Никифоровского территориального отдела), д. Шалыги (Сельского территориального отдела) Чусовского района Пермского края без обязательных санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения. Отсутствие указанных заключений является нарушением требований пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пунктов 1.6, 1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения"; пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно постановлению администрации Чусовского муниципального района Пермского края № 423 от 01.07.2019 МУП "Горводоканал" наделено статусом гарантирующей организации для центральной системы водоснабжения д. Темная, д. Березовка, д. Андрюково, д. Попово, п. Центральный, д. Шалыги, д. Кучино, д. Сергинцы.

В судебном заседании доводы искового заявления поддержал представитель истца Джолдошалиев В.Р., просил обязать ответчиков в срок до дата получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в указанных выше населенных пунктах. Пояснил, что отсутствие требуемой документации ставит под угрозу жизнь и здоровье человека, представляет угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Представитель ответчика МУП "Горводоканал" Ромашкин Ю.С. учитывая факт установления тарифов на водоснабжение признал исковые требования в части получения санитарно-эпидемиологических заключений на проекты ЗСО источников водоснабжения в д. Шалыги, д. Сергинцы, д. Березовка, д. Попово, п. Центральный, д. Кучино, д. Андрюково.

Представитель администрации Чусовского городского округа Пермского края Басков П.А. с исковыми требованиями не согласился, поскольку определена гарантирующая организация в лице МУП "Горводоканал", 16.05.2023 принято решение администрации об исключении из схемы водоснабжения и водоотведения Чусовского городского округа Пермского края источник водоснабжения каптированный родник д. Темная Чусовского городского округа Пермского края.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (статья 6) относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях: 1) организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6); нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1). Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 2).

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Согласно части 5 указанной статьи программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Установлено, что в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 01.07.2019 № 423 МУП "Горводоканал" наделено статусом гарантирующей организации для оказания услуг водоснабжения и водоотведения как основного поставщика данного ресурса на территории Чусовского городского округа. Определена зона деятельности гарантирующей организации в соответствии с границами муниципального образования "Чусовской городской округ" (л.д. 22).

По информации администрации Чусовского городского округа (л.д. 26-27) водоснабжение в д. Тёмная осуществляется от каптированного родника, водозабор оснащен погружным насосом, подающим воду в водонапорную башню, далее вода поступает потребителям. Водоснабжение в д. Березовка осуществляется из скважины с насосом типа "Ручеек", вода подается в водопроводную сеть, проходящую по ул. Мира. Население использует воду из колонки. Водоснабжение потребителей в д. Андрюково осуществляется из двух каптированных родников, расположенных в д. Андрюково и в районе "Голубята". Для регулирования и подачи воды потребителям используются две водонапорные башни. В д. Андрюково вода из родника насосом подается в водонапорную башню и далее разбирается потребителями как из колонки. В д. Андрюково (Голубята) вода из родника насосом подается в водонапорную башню и далее разбирается потребителями как из колонки. Водоснабжение потребителей в д. Попово осуществляется из каптированного родника. Насосом вода подается в резервуар чистой воды для регулирования и подачи воды потребителям. Водоснабжение в пос. Центральный осуществляется со скважин и родника. Система водоснабжения в д. Березовка, д. Тёмная, д. Андрюково, д. Попово централизованная. Система водоснабжения п. Центральный нецентрализованная. Источники водоснабжения в д. Березовка, д. Темная, д. Андрюково, д. Попово закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал" согласно распоряжению администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 07.05.2019 № 508-р "О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал" (письмо о предоставлении информации л.д. 26-27).

Вместе с тем, распоряжением администрации от 02.08.2019 № 958-р внесены изменения в распоряжение администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 07.05.2019 № 508-р. Данным распоряжением за МУП "Горводоканал" на праве хозяйственного ведения закреплены водонапорная башня в д. Кучино, в д. Сергинцы сети водопровода и насосная станция (л.д. 83-95). В перечне объектов к распоряжению о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал" от 22.03.2021 № 412-р указаны сети водопровода с насосной станцией и двумя артезианскими скважинами в д. Шалыги (л.д. 23-25).

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1). Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (действуют до 01.01.2025). Данные СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2). В соответствии с пунктом 1.4 Правил ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. На основании пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Согласно пункту 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения. Согласно пункту 1.8 на водопроводах с подрусловым водозабором ЗСО следует организовывать как для поверхностного источника водоснабжения. На водопроводах с искусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как для поверхностного источника (относительно водозабора для инфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (для защиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

Пункт 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 содержит положение о том, что принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений.

При выборе источника хозяйственно - питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Согласно пункту 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Поскольку орган местного самоуправления обязан обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения, гарантирующая организация оказывает услугу водоснабжения и водоотведения посредством систем централизованного водоснабжения, источники водоснабжения в д. Темная, д. Андрюково, д. Кучино, д. Попово, п. Центральный, д. Березовка находятся в собственности и на балансе администрации, системы водоснабжения в д. Сергинцы и д. Шалыги закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП "Горводоканал", суд возлагает на ответчиков обязанность получить в срок до 01.12.2024 санитарно-эпидемиологические заключения на проект зоны санитарной охраны указанных источников водоснабжения. МУП "Горводоканал" в судебном заседании не оспаривал обстоятельства, связанные с оказанием услуг водоснабжения на территорий населенных пунктов, указанных в исковом заявлении, признавая обязательства по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения. При этом суд полагает, что между органом местного самоуправления и гарантирующей организацией возможно распределение соответствующих полномочий/обязательств для реализации указанной обязанности, в том числе и в вопросах финансирования. Суд полагает заявленный истцом срок устранения нарушения отвечает принципу разумности, поскольку следует учитывать значимость данного мероприятия.

Тот факт, что на момент рассмотрения дела из схемы водоснабжения и водоотведения исключен источник водоснабжения каптированный родник д. Темная Чусовского городского округа Пермского края, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку постановление не опубликовано официально, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика администрации Чусовского городского округа. В случае если необходимость получения заключения отпадёт, в том числе по причине вступления нормативного акта в законную силу, ответчик не будет лишен возможности разрешить возникший вопрос на стадии исполнения судебного решения.

        Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

        обязать администрацию Чусовского городского округа Пермского края, муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» в срок до 01.12.2024 получить санитарно-эпидемиологические заключения на проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в д. Темная, д. Кучино (Верхнекалинского территориального отдела), д. Березовка, д. Сергинцы (Комарихинского территориального отдела), д. Андрюково, д. Попово, п. Центральный (Никифоровского территориального отдела), д. Шалыги (Сельского территориального отдела) Чусовского района Пермского края.

        Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд.

Судья:            Е.А. Шакирзянова

        Мотивированное решение составлено 23.05.2023

2-814/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю
Ответчики
Администрация Чусовского городского округа Пермского края
МУП "Горводоканал"
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Шакирзянова Е.А.
Дело на странице суда
chusovoi.perm.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2023Дело оформлено
16.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее