Дело № 2-7354/2024
УИД 65RS0001-01-2024-010944-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2024 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Ли Э.В.,
при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,
с участием представителя истца ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» к ФИО о возложении на собственника жилого помещения обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
у с т а н о в и л:
04 сентября 2024 года истец некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО, указав следующие обстоятельства.
Истец является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обеспечению своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Сахалинской области. ФИО является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. Согласно акту от 21 июня 2024 года ответчик отказывается предоставить доступ в жилое помещение для проведения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения подрядчику обществу с ограниченной ответственностью «Импульс Строй» (далее – <данные изъяты>») по договору выполнения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения. В связи с чем, НО «Фонд капитального ремонта» просит суд возложить на ФИО обязанность в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по <адрес>, <данные изъяты>» по договору, заключенному с НО «Фонд капитального ремонта» для выполнения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения.
Протокольным определением суда от 14 октября 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено <данные изъяты>».
В судебном заседании представитель истца ФИО, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила суд их удовлетворить.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направленная ответчику судебная корреспонденция возвращена по истечении срока хранения ввиду неявки адресата по извещению. На телефонные звонки не отвечает.
В силу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик в установленном порядке была извещена о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений ст.165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ». Об уважительных причинах не явки ответчик не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит возможным, приступить к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц
Выслушав участника процесса, исследовав и оценив собранные в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Частью 2 статьи 1 ЖК РФ установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма).
Из положений части 4 статьи 17 ЖК РФ, следует, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Частью 4 статьи 30 ЖК РФ на собственника жилого помещения возлагается обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491) в состав общего имущества включаются: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Кроме того, пунктом 5 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 5 части 1 статьи 180 ЖК РФ функциями установлено, что функциями регионального оператора являются: взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
В соответствии с частью 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Положениями пункта 4.1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.
Судом установлено, что многоквартирный дом по <адрес>, включен в региональную программу, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28 апреля 2014 года №.
Решение о проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электро-, тепло, водоснабжения, водоотведения в МКД на основании части 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации принято постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 02 июля 2024 года № «О внесении изменений в постановление администрации г. Южно-Сахалинска от 07 марта 2024 года № «О проведении капитального ремонта общего имущества в 2024 году в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых в установленный срок не приняли решение о проведении капитального ремонта», которое является правовым актом, принятым органом местного самоуправления и является обязательным для исполнения на территории города Южно-Сахалинска.
По результатам проведенных публичных процедур по отбору подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории города Южно-Сахалинска, между НО «Фонд капитального ремонта», как заказчиком, и <данные изъяты>», как подрядчиком, заключен договор от 21 марта 2022 года №, по которому подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе выполнение работ по капитальному ремонту систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 10 сентября 2024 года, собственником помещения, расположенного по <адрес>, с 26 сентября 2016 года является ФИО
14 июня 2024 года зарегистрировано заказное почтовое отправление с уведомлением в адрес ответчика о направлении уведомления о дате начала работ в квартире 21 июня 2024 года и проведение рабочей комиссии, которое не получено ФИО ввиду истечения срока хранения.
Согласно разъяснениям, данным в Письме Минстроя России от 16 января 2019 года № 794-АО/06 «О предоставлении доступа к общедомовому имуществу при необходимости проведения ремонтных работ», обязанность по обеспечению собственником помещения доступа к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям, проходящих через помещение, установлена Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.
Таким образом, в случае если внутридомовые инженерные сети располагаются в стенах или под полами в помещении собственника (или нанимателя), он должен обеспечить свободный доступ к общедомовому имуществу, находящемуся в его квартире, для проведения ремонтных работ специальными бригадами подрядной организации, осуществляющей капитальный ремонт. Но в случае, если собственник помещения убежден, что внутридомовые инженерные системы в его квартире в полном порядке и не требуют замены или ремонта, представители заказчика, подрядчика и управляющей организации вправе составить акт, который в том числе подписывает собственник помещения, о том, что произвести замену или ремонт внутридомовой инженерной системы не представилось возможным в связи с тем, что доступ к ней не предоставлен.
По смыслу приведенных норм требования по допуску в жилое помещение для выполнения работ по капитальному ремонту носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса по капитального ремонта, для чего представители заказчика, подрядчика и управляющей организации имеют право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение у представителей исполнителя имеется при проведении капитального ремонта.
Частью 2 статьи 182 ЖК РФ определен ряд обязанностей регионального оператора, в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в том числе, в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 указанного Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Согласно акту от 21 июня 2024 года собственником квартиры <адрес>, не предоставлен допуск в жилое помещение, поскольку фактически отсутствует.
Учитывая, что стояки системы отопления, водоснабжения и водоотведения являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, тогда как ответчик, будучи собственником одного из жилых помещений многоквартирного дома, уклоняется от выполнения обязанности по предоставлению доступа в квартиру представителям подрядной организации для проведения капитального ремонта, при этом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств обратному в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание характер спорных правоотношений, суд находит необходимым с учетом требований истца определить срок исполнения ответчиком обязанности по обеспечению доступа для осмотра жилого помещения – пять дней с момента вступления решения в законную силу.
В силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей согласно платежному поручению от 19 августа 2024 года №.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» к ФИО о возложении на собственника жилого помещения обязанности предоставить доступ в жилое помещение – удовлетворить.
Возложить обязанность на ФИО (№) предоставить подрядчику обществу с ограниченной ответственностью «Импульс Строй» (№) по договору, заключенному с Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта» (ИНН №), доступ в жилое помещение, расположенное по <адрес>, для выполнения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения, в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать со ФИО (№) в пользу некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Сахалинской области» (№) расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинской областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий судья Э.В. Ли