Дело 2-63/2022 (2-1326/2021)
91RS0019-01-2021-001066-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2022 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Сердюк И.В.,
при секретаре – Самохине Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Самойловой Лидии Петровне, Афанасьеву Петру Алексеевичу, Бессаловой Галине Николаевне, Бачериковой Людмиле Николаевне, Безруковой Валентине Сергеевне, Нагорной Фариде Гаязовне, Полищук Таисе Николаевне, Жабинской Ольге Владимировне, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» об исправлении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе в феврале 2021 года обратилось в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Самойловой Лидии Петровне, Афанасьеву Петру Алексеевичу, Бессалову Николаю Викторовичу, Бачериковой Людмиле Николаевне, Лаптеву Владимиру Сидоровичу, Безруковой Валентине Сергеевне, Гусевой Юлии Андреевне, Темненко Сергею Сергеевичу, Бублик Анне Романовне, Нагорной Фариде Гаязовне, третье лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об исправлении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 №680-р земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 300214 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: железнодорожный транспорт был безвозмездно передан из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность.
Согласно указанному распоряжению Совета министров Республики Крым Федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» поручено провести государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №
Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» подало заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с необходимостью уточнения месторасположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №. 16 января 2020 года было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета послужил тот факт, что при проведении пространственного анализа межевого плана, представленного с заявлением выявлено, что в результате загрузки координат уточняемый земельный участок пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами №.
Фактически границы земельного участка с кадастровым номером № и налагающимися земельными участками с кадастровыми номерами № не пересекаются и не являются смежными земельными участками. Возникшее положение является следствием реестровой ошибки в описании месторасположения границ земельных участков в базе ЕГРН. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным иском в суд.
Протокольным определением от 09 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога».
Протокольным определением от 29 октября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Полищук Таисия Николаевна.
Протокольным определением от 27 января 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Жабинская Ольга Владимировна, Бессалова Галина Николаевна, из числа ответчиков исключены Бессалов Николай Викторович, Лаптев Владимир Сидорович, Темненко Сергей Сергеевич.
Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 23 марта 2022 года производство по гражданскому делу прекращено в отношении ответчиков Гусевой Юлии Андреевны и Бублик Анны Романовны.
В судебном заседании представитель третьего лица: Федерального государственного унитарного предприятия «Крымская железная дорога» по доверенности Ляхова Л.Ю. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела слушанием не подавали. Ранее от представителя истца по доверенности поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся участников процесса на основании представленных доказательств.
Выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Равенство защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности относится к основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земель этого участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей; границ земельного участка совпадают с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношении.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулирован статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с пунктом 3 которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Пунктом 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Как усматривается из государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серии АЯ №000275 Государственному предприятию Приднепровской железной дороги на основании распоряжения Симферопольского районной государственной администрации от 15.12.2003 №2354-р предоставлен в постоянное пользование земельный участок для обслуживания железной дороги площадью 183,9604 га на территории Гвардейского поселкового совета Симферопольского района (т.1, л.д.21-22).
Согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 № 680-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», Совет министров Республики Крым распорядился передать безвозмездно из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность имущественный комплекс государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымская железная дорога», в том числе земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 300214 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: железнодорожный транспорт.
Пунктом 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 № 680-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» рекомендовано Федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» с целью уточнения границ земельных участков обеспечить выполнение кадастровых работ по земельным участкам, указанным в приложении 4 к настоящему распоряжению (т.1, л.д.23-25).
Как усматривается из заключения кадастрового инженера ФИО20, в результате кадастровых работ и геодезической сьемке было установлено, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером 90:12:000000:6313 пересекается с границами земельных участков с кадастровыми номерами №
Данные земельные участки не являются смежными с уточняемым участком и содержат реестровую ошибку в описании месторасположения в базе ЕГРН.
Устранение пересечения уточняемого земельного участка и границ участков третьих лиц в рамках выполнения кадастровых работ не представляется возможным, возможно только в судебном порядке (т.1, л.д.26).
Согласно выписке из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 32111, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Полищук Таисе Николаевне, дата регистрации права-22.12.2020. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.4, л.д.217-220).
Согласно выписке из ЕГРН от 22.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 52199, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус актуальный, ранее учтенный. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (т.4, л.д.221-222).
Как усматривается из выписки из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 13147, расположенный по адресу: <адрес> за границами населенного пункта, имеет статус актуальный, ранее учтенный. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (т.4, л.д.223-224).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 32359, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Самойловой Лидии Петровне, дата регистрации права-01.10.2015. (т.4, л.д.225-228).
Согласно выписке из ЕГРН от 22.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 31986, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Нагорной Фариде Гаязовне, дата регистрации права-12.09.2016. (т.4, л.д.229-232).
Как усматривается из выписки из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 18762, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Афанасьеву Петру Алексеевичу, дата регистрации права-01.06.2018 (т.4, л.д.233-236).
Согласно выписке из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 32686, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Бессаловой Галине Николаевне, дата регистрации права-26.07.2021 (т.4, л.д.237-240).
Согласно выписке из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 28737, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Жабинской Ольге Владимировне, дата регистрации права-10.08.2020 (т.4, л.д.241-244).
Как усматривается из выписки из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 28796, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Бачеренковой Людмиле Николаевне, дата регистрации права-08.09.2016 (т.4, л.д.245-248).
Согласно выписке из ЕГРН от 22.12.2021 земельный участок с кадастровым номером № площадью 300214, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, дата регистрации права-23.12.2020. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.4, л.д.249-251).
Согласно выписке из ЕГРН от 20.12.2021 земельный участок с кадастровым номером № площадью 28793, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Безруковой Валентине Сергеевне, дата регистрации права-08.10.2016 (т.5, л.д.2-5).
По делу была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно заключению эксперта №79э от 07 декабря 2021 года судебной землеустроительной экспертизы, проведенной АНО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы», в связи с отсутствием обозначенных на местности границ с помощью ограждений, колышков или иных обозначений, установить фактическую площадь земельных участков с кадастровыми номерами 90№ не представляется возможным.
Наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами № на земельный участок с кадастровым номером № имеются. Установленные при проведении геодезических замеров наложения земельных участков с кадастровыми номерами № на земельный участок с кадастровым номером № являются реестровой или технической ошибкой. Устранить ошибку возможно путем уменьшения всех участков на площадь (т.4, л.д.191-198).
Суд принимает как надлежащее доказательств выводы, изложенные в заключении эксперта АНО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы», №79э от 07 декабря 2021 года по результатам проведенной судебной землеустроительной экспертизы, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов, изложенных в судебной экспертизе, у суда не имеется, поскольку экспертиза является мотивированной и четкой, имеет научную и практическую основу, основывается на тщательном изучении документации.
В силу пункта 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд не наделен правом ограничения лица в выборе способа защиты. Только закон может ограничить в выборе способа защиты нарушенного права. Вместе с тем надлежит иметь в виду, что избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. Избранный способ защиты предполагает необходимость доказать наличие и законность положения, которое он желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и соответствующие им правоотношения, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. Суд полагает возможным признать сведения о координатах границ, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № реестровой ошибкой. В удовлетворении требований об исключении сведений из ЕГРН и установлении границ земельного участка следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Самойловой Лидии Петровне, Афанасьеву Петру Алексеевичу, Бессаловой Галине Николаевне, Бачериковой Людмиле Николаевне, Безруковой Валентине Сергеевне, Нагорной Фариде Гаязовне, Полищук Таисе Николаевне, Жабинской Ольге Владимировне, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» об исправлении реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений, удовлетворить частично.
Признать сведения о координатах границ, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, реестровой ошибкой.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи через Симферопольский районный суд Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Сердюк
Мотивированное решение составлено и подписано 21 апреля 2022 года