ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-1486/22
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2022 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующий судья Тюрин А.С.
при секретаре Шибаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском, содержащим требование, обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение девяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда привести автомобильную дорогу по <адрес> в соответствии с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52605-2006, а именно:
1) устранить выбоины в покрытии проезжей части <адрес>:
- длиной 170 см, шириной 70 см, глубиной 10 см;
- длиной 70 см, шириной 90 см, глубиной 7 см;
- длиной 60 см, шириной 60 см, глубиной 6 см;
2) устранить многочисленные повреждения покрытия проезжей части превышающие предельно-допустимые значения в виде выбоин на проезжей части <адрес>:
3) восстановить искусственную неровность на проезжей части <адрес>,
4) восстановить искусственную неровность на проезжей части <адрес>,
5) установить дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность» в районе <адрес>,
6) восстановить искусственную неровность на проезжей части <адрес>,
7) обустроить подходы (тротуар, пешеходная дорожка) к пешеходному переходу в районе <адрес>,
8) устранить многочисленные повреждения покрытия проезжей части превышающие предельно-допустимые значения в виде выбоин на проезжей части <адрес>,
9) нанести горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТ на проезжую часть <адрес>,
10) устранить загрязнения покрытия проезжей части на проезжей части <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ленинского района города Ярославля проведена проверка соблюдения законодательства в части исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений.
В ходе проверки выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети по <адрес>, а именно:
1. <адрес>
- выбоина в покрытии проезжей части длиной 170 см, шириной 70 см, глубина 10 см;
- выбоина в покрытии проезжей части длиной 70 см, шириной 90 см, глубина 7 см;
- выбоина в покрытии проезжей части длиной 60 см, шириной 60 см, глубина 6 см;
(п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017)
2. <адрес>:
- многочисленные повреждения покрытия проезжей части превышающие предельно-допустимые значения в виде выбоин (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017);
- допущено разрушение (отсутствие) искусственной неровности (п. 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017).
3. <адрес>:
- допущено разрушение (отсутствие) искусственной неровности (п. 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017);
- отсутствует дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность» (п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).
4. <адрес>:
- допущено разрушение (отсутствие) искусственной неровности (п. 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017);
- не обустроены подходы (тротуар, пешеходная дорожка) к пешеходному переходу (п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007).
5. <адрес>:
- многочисленные повреждения покрытия проезжей части превышающие предельно-допустимые значения в виде выбоин (п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017);
6. <адрес>:
- отсутствует, плохо различима (износ более 50%) горизонтальная дорожная разметка, предусмотренная требованиями (п. 6.3.1-6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019);
- загрязнение покрытия проезжей части в районе бортового камня (п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017).
Выявленные нарушения автомобильной дороги по <адрес>, в том числе улично-дорожной сети вблизи здания <данные изъяты>, не отвечает требованиям безопасности и находится в опасном для дорожного движения состоянии, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью воспитанников школы.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Ярославля Морозова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля по доверенности Буцылина А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что загрязнение проезжей части устранено. Кроме того, относительно восстановления искусственной неровности у <адрес>, имеется в этой части вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу №, возбуждено исполнительное производство, которое не прекращено. Относительно неровности в районе <адрес>, она была восстановлена по решению суда по делу №, однако вновь разрушена. Работы по устранению выбоин в настоящее проводятся, как только будут устранены выбоины, будет нанесена горизонтальная разметка.
Представитель третьего лица Управления ГИБДД УМВД России по ЯО в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии, с требованиями технических регламентов, в том числе, в целях поддержания безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), устанавливаются требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, устанавливаются основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог
ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-«О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственно государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, в данном случае требования ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ 50597-2017, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007 касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п. 5 ст. 9 Устава г. Ярославля к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Постановлением мэра г. Ярославля от 02.10.2008 № 2689 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Ярославль. В указанный перечень включена, в том числе автомобильная дорога <адрес>
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Ярославля в ходе проверки исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения установлено, что в нарушение требований п. 6.3.1-6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.8.1 ГОСТ Р 50597-2017, п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, п. 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, состояние автомобильной дороги <адрес>, в том числе улично-дорожной сети вблизи здания <данные изъяты>, не отвечает требованиям безопасности и находится в опасном для дорожного движения состоянии, что может повлечь за собой причинение вреда жизнь и здоровью воспитанников школы, а также иных категорий граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.1 Положения «О департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля», утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 06.07.2007 № 492, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности.
В соответствии с п. 2.2 указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.
Вместе с тем, факт загрязнения покрытия проезжей части в районе бортового камня по ул. Пятницкая г.Ярославля на дату рассмотрения искового заявления, прокурором не доказано, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения работ по приведению автомобильной дороги <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52766-2007 в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019, ░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░ ░ 52605-2006, ░░░░ ░ 52766-2007, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>: ░░░░░░ 170 ░░, ░░░░░░░ 70 ░░, ░░░░░░░░ 10 ░░; ░░░░░░ 70 ░░, ░░░░░░░ 90 ░░, ░░░░░░░░ 7 ░░; ░░░░░░ 60 ░░, ░░░░░░░ 60 ░░, ░░░░░░░░ 6 ░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>,
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 5.20 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ <░░░░░>,
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░<░░░░░>,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>,
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>,
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░