Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Видное
Видновский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Смирнова М.В., при секретаре Галстян А.А., с участием истца Ткаченко Г.В., представителя ответчика ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» - Шестаева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании иск Ткаченко Г.В. к ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» о признании недействительным (ничтожным) пункта договора управления многоквартирным домом, признании незаконным включения в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг платы за дополнительные услуги и обязании ответчика исключить данные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, в котором просил о признании недействительным (ничтожным) пункта 4.4. договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным включения в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг платы за дополнительные услуги «консьерж» и «за техническое обслуживание дополнительного оборудования видеонаблюдения» и обязании ответчика исключить данные услуги из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и пересчете ранее начисленных платежей.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» и истцом заключен договор управления многоквартирным домом №.
Истец не согласен, что ему начисляется плата за дополнительные услуги «консьерж» и «за техническое обслуживание дополнительного оборудования видеонаблюдения», поскольку он голосовал против данных услуг, считает их нецелесообразными и при заключении договора управления данных услуг там не предусматривалось, а также полагает, что пункт 4.4 договора управления, который предусматривает установление дополнительных услуг и платы за них по решению общего собрания, является ничтожным.
В судебном заседании истец иск поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика против иска возражал, представил возражения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности, относятся:
принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);
принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);
другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Исходя из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290. Услуги консьержей и видеонаблюдения в этот минимальный и обязательный перечень не входят и могут оказываться на договорной основе в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 17 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из приведенных нормативных положений следует, что принятие решения об оказании собственникам многоквартирного дома дополнительных услуг, в частности услуг консьержей и технического обслуживания дополнительного оборудования видеонаблюдения, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это решение принимается с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства; в таком решении должны быть определены перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. В этом решении общего собрания собственников также должно быть определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» и истцом заключен договор управления многоквартирным домом №.
Решением общего собрания жителей дома, расположенного по адресу: <адрес> оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, проводившегося в форме очно-заочного голосования, по 10 пункту повестки принято решение утвердить дополнительную услугу «консьерж», утвердить плату за нее в размере <данные изъяты> за одну квартиру в месяц, поручить ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» обеспечить оказание услуги «Консьерж» и включить плату за нее в Единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг; по пункту 13 повестки утверждены работы по установке и подключению дополнительного оборудования (не входящего в состав общего имущества) для обеспечения возможности записи изображения с системы видеонаблюдения многоквартирного дома, утвердить плату за техническое облуживание дополнительного оборудования системы видеонаблюдения в размере <данные изъяты> за одну квартиру в месяц, поручить ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» обеспечить оказание данной услуги и включить плату за нее в Единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Истец указывает, что голосовал против принятия вышеуказанного решения, дополнительное соглашение о включении платы за данные дополнительные услуги он не подписывал, а, следовательно, у него нет обязанности оплачивать названные дополнительные услуги.
Между тем, приведенные нормы материального права устанавливают, что такая обязанность может возникнуть у собственника помещения в многоквартирном доме не в силу закона или договора управления, а в результате волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме, выраженном на общем собрании собственников и закрепленном в соответствующем решении, причем именно в решении общего собрания должна быть не только указана сама дополнительная услуга, но должны быть определены необходимые для ее оказания перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Управляющая организация вправе заключать договоры на оказание дополнительных услуг с иными лицами при условии, что она уполномочена на это решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку имеется решение общего собрания, на котором утверждены дополнительные услуги «консьерж» и «за техническое обслуживание дополнительного оборудования видеонаблюдения», принятие данного решения отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, это решение принято с соблюдением процедуры и в форме, предусмотренными нормами жилищного законодательства и не отменялось компетентными органами, в данном решении определен перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, определено лицо, которое от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, при этом данные услуги в действительности оказываются, соответственно, управляющая компания обоснованно включила данные платежи в Единый платежный документ, а, следовательно, оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным включения в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг платы за дополнительные услуги «консьерж» и «за техническое обслуживание дополнительного оборудования видеонаблюдения» и обязании ответчика исключить данные услуги из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и пересчете ранее начисленных платежей, не имеется.
Также суд не находит оснований для признания недействительным пункта 4.4. Договора управления, согласно которого в случае принятия общим собранием решения об установлении дополнительных услуг и платы за них, применяется утвержденный таким решением перечень и/или стоимость дополнительных услуг без заключения дополнительного соглашения по договору, поскольку данный пункт договора не противоречит действующему законодательству по изложенным выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске Ткаченко Г.В. к ООО «Управляющая компания «Зеленые аллеи» о признании недействительным (ничтожным) пункта 4.4. договора управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным включения в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных и иных услуг платы за дополнительные услуги «консьерж» и «за техническое обслуживание дополнительного оборудования видеонаблюдения» и обязании ответчика исключить данные услуги из квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и пересчете ранее начисленных платежей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Смирнов М.В.