Изготовлено 01.07.2024
Дело № 2-2480/2024
УИД: 76RS0016-01-2024-002445-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г.Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Корендясевой Н.О.,
при секретаре Басовой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дзержинского района г.Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участок сети водоснабжения <адрес> <адрес> (инвентарный №),
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора <адрес> обратился в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии <адрес>, Департаменту городского хозяйства мэрии <адрес> об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного имущества участок сети водоснабжения <адрес> (инвентарный №).
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> в марте 2023 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. Установлено, что участок сети водоснабжения по <адрес> (инвентарный №) является бесхозяйным имуществом, в реестре муниципального имущества <адрес> не значится, не стоит на балансе АО «Ярославльводоканал». Инженерная сеть расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии <адрес> на указанный объект инициирована процедура постановки на учет как бесхозяйного имущества, вместе с тем, кадастровые работы будут проведены лишь при наличии финансирования.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям и в объеме иска.
Ответчики КУМИ мэрии <адрес>, департамент городского хозяйства мэрии <адрес> в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы по иску.
Третье лицо АО «Ярославльводоканал» в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения дела извещено надлежаще.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется, в том числе, на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского округа в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п. 2.4. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии <адрес> при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии <адрес> обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 1.6. Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии <адрес> при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент городского хозяйства мэрии <адрес> после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством.
Как установлено судом, прокуратурой <адрес> в марте 2023 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов. Установлено, что участок сети фекальной канализации по <адрес> (инвентарный №) является бесхозяйным имуществом, в реестре муниципального имущества <адрес> не значится, не стоит на балансе АО «Ярославльводоканал». Инженерная сеть расположена на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Из письменных пояснений КУМИ мэрии <адрес> следует, что в отношении указанных сетей инициирована процедура бесхозяйного учета, производится сбор документов, необходимых для кадастровых работ, после чего будет проведен мониторинг по определению начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг на проведение кадастровых работ в отношении данных объектов недвижимости.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> об обязании совершения действий подлежат удовлетворению, однако, необходимо предоставить срок для добровольного исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии <адрес> (ИНН 7601000992) осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по <адрес> в качестве бесхозяйного имущества участок сети водоснабжения по <адрес> <адрес> (инвентарный №) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать департамент городского хозяйства мэрии <адрес> (ИНН 7601001097) осуществить передачу указанного участка сети организации, осуществляющей водоотведение, на эксплуатацию до признания права собственности на указанный объект в течение 3 месяцев с момента постановки объекта на учет в Управлении Росреестра по <адрес> в качестве бесхозяйного имущества.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.О. Корендясева