Дело № 2-335/2017
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
ст.Ленинградская 28 февраля 2019 года
Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ефановой Н.Г.,
с участием секретаря Петренко Е.М.,
представителя ГБУ СО КК «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Сенник А.А., действующего на основании доверенности от 01.02.2019 года,
ответчика Трофименко А.В.,
представителя УСЗН в Ленинградском районе Рогоза Н.В., действующей на основании доверенности №<...> от 11.01.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Трофименко А.В. о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг
установил:
Рстец РІ обоснование СЃРІРѕРёС… требований указывает, что ответчик является получателем социальной выплаты РёР· который должны производиться перечисления РІ счет оплаты Р·Р° предоставляемые услуги, однако РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РѕРЅ выплаты РЅРµ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚.
Просит суд обязать ответчика в период получения социальных услуг в стационарной форме в Государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ежемесячно перечислять 75% ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги на счет Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал полностью.
Ответчик с иском не согласился, пояснил, что уже выплачивает из своей пенсии 75% за проживание.
Представитель Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края и представитель Управления пенсионного фонда России в Ленинградском районе в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель Управления пенсионного фонда России в Ленинградском районе в судебное заседание не явился, от которого поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Рсследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих РІ деле, СЃСѓРґ считает, что исковые требования РЅРµ подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Как следует РёР· материалов дела, Трофименко Рђ.Р’., <данные изъяты> РЅР° основании личного заявления, путёвки в„– <...> РѕС‚ 01.11.2010 Рі. Департамента социальной защиты населения Краснодарского края, направлен для зачисления РІ ГБУ РЎРћ РљРљ «Ленинградский Р”РРџРВ».
Обращаясь в суд требованием обязать ответчика ежемесячно перечислять 75% ежемесячной денежной выплаты в счет оплаты за предоставляемые социальные услуги, истец не учитывает, что правоотношения сторон в данном случае являются длящимися и возникли с 2010 года.
Отношения РІ сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста Рё инвалидов, Р° также РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ установления экономических, социальных Рё правовых гарантий для граждан пожилого возраста Рё инвалидов РЅР° момент поступления Рльиной Р—.Рљ. РІ учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом РѕС‚ 02.08.1995 Рі. в„– 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста Рё инвалидов» (далее - Федеральный закон РѕС‚ 2 августа 1995 Рі. в„– 122-ФЗ).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учётом утверждённых в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Аналогичные положения относительно размера ежемесячной платы за стационарное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания были предусмотрены Законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 марта 2005 г. № 237 «Об утверждении Порядка оплаты за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными стационарными учреждениями социального обслуживания Краснодарского края».
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 244 утратили силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 581 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» соответственно.
С 1 января 2015 г. правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (часть 1 статьи 1 этого закона).
В статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункты 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Нормы, аналогичные положениям части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ, содержатся в части 4 статьи 7 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2014 г. № 3051-КЗ «О социальном обслуживании населения на территории Краснодарского края» (с введением с 1 января 2015 г. в действие этого закона утратил силу Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 г. № 825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края»), а также в пункте 3.2.1. Порядка взимания платы за предоставление социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утверждённого приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 5 декабря 2014 г. № 981.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.
Так, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих правил при расчёте среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью её обособленного подразделения в Российской Федерации.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· приведённых нормативных положений социальные услуги РІ стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Рё гражданином. Существенным условием такого РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° является стоимость социальных услуг. Действовавшее РґРѕ 1 января 2015 Рі. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы Р·Р° стационарное обслуживание получателя социальных услуг - РґРѕ 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменён: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчёте среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия её предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г. (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ).
Данной нормой закона, как следует из её содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать её размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
С учётом положений части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска об обязании гражданина (получателя социальных услуг) перечислять часть ежемесячной денежной выплаты в счёт оплаты предоставляемых социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до 1 января 2015 г.), размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на 31 декабря 2014 г., наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на 31 декабря 2014 г., а также наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Другие доводы истца относительно исковых требований направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем основанием для удовлетворения иска служить не могут.
Судом, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодека РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами в материалы дела доказательствам, которые свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16, 24 Федерального закона от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», ст.ст. 3,31,32,35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Трофименко А.В. о понуждении к исполнению обязательств по договору о предоставлении социальных услуг – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Ефанова