Решение по делу № 33-6380/2022 от 10.06.2022

Судья Вязовская М.Е.

Дело № 33-6380/2022 18 июля 2022 г.

Номер дела в суде первой инстанции 2-90/2022

УИД 59RS0005-01-2021-003425-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Владыкиной И.А. при ведении протокола помощником судьи Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе ООО «УК Столичник» на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования Чуксиной Татьяны Павловны удовлетворить частично.

Признать незаконным применение управляющей организации ООО «УК «Столичник» тарифа в размере 76,71 рублей в период с 1.06.2019г. по 31.12.2019г.

Обязать ООО «УК «Столичник» произвести перерасчет размера платы за содержание и управление домом собственнику Чуксиной Татьяне Павловне за жилое помещение, расположенное по адресу: **** за период с 1.06.2019г. по 11.11.2019г. из цены 29,04 рублей за кв.м., с 12.11.2019г. по 31.12.2019г. из расчета 60,41 рублей за кв.м.

В удовлетворении остальной части требований Чуксиной Татьяне Павловне отказать.

Взыскать с ООО «УК Столичник» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чуксина Т.П. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Столичник» в котором просила признать тариф управляющей организации ООО «УК «Столичник» в размере 76,71 руб. незаконным, обязать управляющую организацию ООО «УК «Столичник» произвести перерасчет размера платы за содержание и управление домом, расположенный по адресу: ****, исходя из цен, установленных органом государственной власти в соответствие с расчетом исковых требований за период март 2019 года - январь 2020 года.

В обоснование иска указала, что ООО «УК «Столичник» осуществляет содержание и управление домом, расположенным по адресу: ****. Содержание и управление домом осуществляется на основании договора, заключенного УК с застройщиком указанного дома. Истец является собственником квартиры №** в указанном доме на основании договора №** участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 17 мая 2018 года и акта приема-передачи объекта долевого строительства от 14 марта 2019 года. Тариф управляющей организации за содержание и управление домом составляет 76,71 руб. за 1 кв.м. помещения. Данный тариф является незаконным. Собственниками жилых помещений в доме по адресу: **** не принималось решений, которыми были бы установлены иные тарифы за содержание дома. Органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, не проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации по указанному дому. Указанная в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг стоимость содержания одного квадратного метра установлена управляющей организацией произвольно и значительно превышает стоимость содержания одного квадратного метра, установленного Постановлением Правительства Москвы № 848-ПП.

В судебном заседании суда первой инстанции Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени заседания извещена судом надлежащим образом, об отложении дела не просила.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, об отложении дела не просил. Ранее в отзыве просил в исковых требованиях истцу отказать.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене постановленного судом решения, отказе в иске. Считает, что именно собственники не выбрали способ управления и не приняли решение, а на момент проведения общего собрания по инициативе как ООО «УК «Столичник», так и до момента включения в реестр лицензий сведений об управлении МКД ООО «Столичник» действует договор управления, заключенный застройщиком, и начисления происходят по тарифам, установленным таким договором. Услуги в спорный период времени собственникам помещений были оказаны доказательств некачественного оказания услуг истцом суду не представлено. При этом договор управления заключенный с застройщиком недействительным не признан, ответчиком в установленном законом порядке не оспорен.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 61, 67 ГПК РФ, Чуксина Т.П. заключила 17.05.2018 договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с ООО «****», согласно которому застройщик обязался построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать объект долевого строительства – условный номер ** по адресу: **** участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную цену договора и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.

11.02.2019г. между застройщиком ООО «****» и Управляющей организацией ООО «УК «Столичник» заключен договор №** управления многоквартирным домом, согласно которого договор заключен в соответствии с частью 14 ст. 161 ЖК РФ на управление многоквартирным домом в период после получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями, расположенного по адресу: **** до даты заключения договора с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса в порядке, предусмотренном законодательством РФ или выбора управляющей организации на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Управляющая организация по поручению застройщика от своего имени, за счет застройщика обязуется за вознаграждение оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги застройщику и другим собственникам в многоквартирном доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2.1 договора).

Управляющая организация обязана организовывать начисление, сбор, перерасчет и перечисление платежей за содержание, текущий ремонт, коммунальные и прочие услуги, с правом передачи права на осуществление таких действий третьим лицам (п. 3.1.7 договора); организовывать подготовку платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг (п. 3.1.8 договора); с даты подписания актов приема-передачи квартиры участникам долевого строительства осуществлять прием платежей от них с соответствующим уменьшением размера платежей застройщика (п. 3.1.9 договора); принимать от собственников помещений и лиц, принявших по передаточному акту помещения от застройщика плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление, коммунальные и другие услуги, оказываемые управляющей организацией (п. 3.1.10 договора).

Размер и порядок оплаты по договору определяется сторонами на основании приложения № 4 к договору (п. 4.1 договора).

Плата по договору включает в себя:

Плату за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

Плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (п. 4.2 договора).

Размер платы за содержание и ремонт помещения определяется в соответствии с экономически обоснованными тарифами на жилищно-коммунальные услуги, определенные управляющей организацией и застройщиком (п. 4.3 договора).

Согласно п. 9.1 Договора, договор действует до даты заключения договора с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса в порядке, предусмотренном законодательством РФ или до даты заключения договора управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений.

Согласно структуре и порядку оплаты по договору управления многоквартирным домом (приложение № 4 к договору) размер платы за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников, участников долевого строительства, принявших по акту приема-передачи помещения, составляет 76 рублей 71 коп., в том числе НДС, за 1 кв.м. площади помещения в месяц.

На основании акта приема-передачи объекта долевого строительства от 14.03.2019 застройщик ООО «****» передал, а участник долевого строительства Чуксина Т.П. приняла объект долевого строительства – жилое помещение **, расположенное по адресу: ****, общей площадью 38,5 кв.м. без учета лоджии/террасы/веранды, балкона.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, проведенного в форме очно-заочного голосования, №** от 12.11.2019, на повестке дня обсуждались вопросы и были приняты большинством голосов решения, в том числе по: …

п.6 – выбор в качестве управляющей организации многоквартирным домом, расположенным по адресу: **** ООО «УК «Столичник» с 10.11.2019г.,

п. 7 - утверждение условий договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: **** с управляющей организацией ООО «УК «Столичник» с 10 ноября 2019 года,

п. 8 - заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «УК «Столичник» с 10 ноября 2019 года, сроком на 1 (один) год с возможностью пролонгации;

п. 9 - утверждение цены за услугу содержание и текущий ремонт общего имущества, услуги управления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, в размере 52 руб. 75 коп. за кв.м. в месяц;

п. 11 – утверждение цены за дополнительную услугу «Охрана (МКД)» в размере 7 руб.66 коп. за кв.м. в месяц…..

Согласно ответа Жилищной инспекции по Южному административному округу г.Москвы от 16.12.2021г. в период с 01.03.2019г. по 31.01.2020г. в реестре лицензий г.Москвы сведения об управлении МКД управляющей организацией отсутствовали. С 01.02.2020 по настоящее время управляющей организацией МКД является ООО «УК «Столичник». Изменения вносились в реестр лицензий с 01.02.2020г. в связи с заключением ООО «УК «Столичник» договора управления на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 12.11.2019г. Сведений о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для заключения договора управления по указанному МКД в период с 01.02.2019г. по 1.11.2019г. в Мосжилинспекцию не поступало.

ООО «УК «Столичник» выставлял Чуксиной Т.П. платежные документы с марта 2019г. по январь 2020г. (л.д.19-29), при этом тариф за содержание и управление домом в платежных документах указан в размере 76,71 руб. за кв.м., в том числе содержание жилья и текущий ремонт - 69,05 руб. за кв.м. и охрана объекта – 7,66 руб. за кв.м., т.е. ответчик выставил в адрес истца платежные документы за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, установленным в договоре с застройщиком.

Из платежного документа за март 2020г. управляющей компанией произведен перерасчет платы за услуги по содержанию и управлению домом за январь 2020г., при этом из анализа платежных документов следует, что ответчиком перерасчет произведен с учетом тарифа 52,75 руб., установленного решением собрания собственников.

Право собственности Чуксиной Т.П. на указанный объект недвижимости зарегистрировано 09.09.2020, что следует из выписки из ЕГРН (л.д.118-122).

Установив указанные обстоятельства в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст.161, 162, 192, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в течение трех месяцев с марта 2019г. по май 2019г. ООО «УК «Столичник» вправе было производить начисления за содержание и управление домом по тарифу 76,71 руб. за кв.м., установленному в договоре с застройщиком.

Однако, по истечении установленного законом трехмесячного срока в отсутствие решения собственников многоквартирного дома о размере платы, размер платы за содержание и управление домом подлежал определению в соответствии с положениями ч.4 ст. 158 ЖК РФ на основании тарифов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2018 г. N 1497-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. N 848-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения»

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции с выводами суда в части удовлетворения исковых требований согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Согласно части 2 ст. 162 ЖК РФ застройщик может выступать в роли заказчика по договору управления многоквартирным домом. При этом предмет договора формируется по общим правилам: одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Таким образом, размер платы за содержание общего имущества и порядок внесения такой платы устанавливается договором управления многоквартирным домом, сторонами которого, в предусмотренных законом случаях, могут выступать управляющая компания и застройщик (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.

Согласно ч. 14 ст. 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ, договор управления, подписываемый застройщиком и управляющей организацией до проведения открытого конкурса, заключается на срок не более трех месяцев. Одновременно в силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 36 указанного Постановления Правительства РФ в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом, вышеназванные положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 регламентируют, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случае проведения органами местного самоуправления открытого конкурса либо при непосредственном управлении собственниками жилых помещений многоквартирным домом, которые не установили размеры такой платы.

В спорный период, органами местного самоуправления открытый конкурс на право управления многоквартирным домом не проводился. Непосредственный способ управления собственники не выбирали. Следовательно, тарифы, утвержденные постановлениями Постановлением Правительства Москвы не имеют отношения к указанному многоквартирному дому.

Собственники помещений в здании не инициировали проведение общего собрания по вопросам утверждения иного договора управления зданием, перечня услуг и работ, размера платы до 12 ноября 2019 г.

При этом договор управления от 19 февраля 2019 г. недействительным не признан, истцом в установленном законом порядке не оспорен и в силу прямого указания ч.6 ст.162 ЖК РФ считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором, в связи с чем проложил действовать до утверждения размера платы решением общего собрания собственников.

Таким образом, ответчик, оказывая услуги по содержанию общего имущества, выполнял свои обязательства, вытекающие из договора управления с застройщиком, в связи с чем, выводы суда об отсутствии у ответчика правовых оснований для взимания платы за указанный период по тарифам, установленным договором, являются неправомерными.

В части возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за период с 12 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку при наличии решения общего собрания об утверждении тарифов на содержание жилья ответчик произвел перерасчет платы только с января 2020 г., что противоречит решению собственников МКД и договору управления.

При изложенных обстоятельствах решение суда в части признания незаконным начисления истцу платы за содержание и управление домом за период с 1 июня 2019 г. по 11 ноября 2019 г. исходя из тарифа, установленного договором от 11 февраля 2019 г. и возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за этот период подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в этой части.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2022 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Чуксиной Татьяны Павловны о признании незаконным применения управляющей организации ООО «УК «Столичник» тарифа в размере 76,71 рублей в период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г., возложении на ООО «УК «Столичник» обязанности произвести перерасчет платы за содержание и управление домом Чуксиной Татьяне Павловне за жилое помещение, расположенное по адресу: **** за период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г.

Постановить в этой части новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований Чуксиной Татьяны Павловны о признании незаконным применения управляющей организации ООО «УК «Столичник» тарифа в размере 76,71 рублей в период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г., возложении на ООО «УК «Столичник» обязанности произвести перерасчет платы за содержание и управление домом Чуксиной Татьяне Павловне за жилое помещение, расположенное по адресу: **** за период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г.

В остальной части решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Вязовская М.Е.

Дело № 33-6380/2022 18 июля 2022 г.

Номер дела в суде первой инстанции 2-90/2022

УИД 59RS0005-01-2021-003425-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А., судей Новоселовой Д.В. и Владыкиной И.А. при ведении протокола помощником судьи Араслановой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе ООО «УК Столичник» на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования Чуксиной Татьяны Павловны удовлетворить частично.

Признать незаконным применение управляющей организации ООО «УК «Столичник» тарифа в размере 76,71 рублей в период с 1.06.2019г. по 31.12.2019г.

Обязать ООО «УК «Столичник» произвести перерасчет размера платы за содержание и управление домом собственнику Чуксиной Татьяне Павловне за жилое помещение, расположенное по адресу: **** за период с 1.06.2019г. по 11.11.2019г. из цены 29,04 рублей за кв.м., с 12.11.2019г. по 31.12.2019г. из расчета 60,41 рублей за кв.м.

В удовлетворении остальной части требований Чуксиной Татьяне Павловне отказать.

Взыскать с ООО «УК Столичник» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чуксина Т.П. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Столичник» в котором просила признать тариф управляющей организации ООО «УК «Столичник» в размере 76,71 руб. незаконным, обязать управляющую организацию ООО «УК «Столичник» произвести перерасчет размера платы за содержание и управление домом, расположенный по адресу: ****, исходя из цен, установленных органом государственной власти в соответствие с расчетом исковых требований за период март 2019 года - январь 2020 года.

В обоснование иска указала, что ООО «УК «Столичник» осуществляет содержание и управление домом, расположенным по адресу: ****. Содержание и управление домом осуществляется на основании договора, заключенного УК с застройщиком указанного дома. Истец является собственником квартиры №** в указанном доме на основании договора №** участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома от 17 мая 2018 года и акта приема-передачи объекта долевого строительства от 14 марта 2019 года. Тариф управляющей организации за содержание и управление домом составляет 76,71 руб. за 1 кв.м. помещения. Данный тариф является незаконным. Собственниками жилых помещений в доме по адресу: **** не принималось решений, которыми были бы установлены иные тарифы за содержание дома. Органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, не проводился открытый конкурс по отбору управляющей организации по указанному дому. Указанная в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг стоимость содержания одного квадратного метра установлена управляющей организацией произвольно и значительно превышает стоимость содержания одного квадратного метра, установленного Постановлением Правительства Москвы № 848-ПП.

В судебном заседании суда первой инстанции Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени заседания извещена судом надлежащим образом, об отложении дела не просила.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, об отложении дела не просил. Ранее в отзыве просил в исковых требованиях истцу отказать.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене постановленного судом решения, отказе в иске. Считает, что именно собственники не выбрали способ управления и не приняли решение, а на момент проведения общего собрания по инициативе как ООО «УК «Столичник», так и до момента включения в реестр лицензий сведений об управлении МКД ООО «Столичник» действует договор управления, заключенный застройщиком, и начисления происходят по тарифам, установленным таким договором. Услуги в спорный период времени собственникам помещений были оказаны доказательств некачественного оказания услуг истцом суду не представлено. При этом договор управления заключенный с застройщиком недействительным не признан, ответчиком в установленном законом порядке не оспорен.

Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со ст.ст.56, 61, 67 ГПК РФ, Чуксина Т.П. заключила 17.05.2018 договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома с ООО «****», согласно которому застройщик обязался построить (создать) многоквартирный дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать объект долевого строительства – условный номер ** по адресу: **** участнику долевого строительства, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную цену договора и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.

11.02.2019г. между застройщиком ООО «****» и Управляющей организацией ООО «УК «Столичник» заключен договор №** управления многоквартирным домом, согласно которого договор заключен в соответствии с частью 14 ст. 161 ЖК РФ на управление многоквартирным домом в период после получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома с подземной автостоянкой и нежилыми помещениями, расположенного по адресу: **** до даты заключения договора с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса в порядке, предусмотренном законодательством РФ или выбора управляющей организации на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Управляющая организация по поручению застройщика от своего имени, за счет застройщика обязуется за вознаграждение оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги застройщику и другим собственникам в многоквартирном доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п. 2.1 договора).

Управляющая организация обязана организовывать начисление, сбор, перерасчет и перечисление платежей за содержание, текущий ремонт, коммунальные и прочие услуги, с правом передачи права на осуществление таких действий третьим лицам (п. 3.1.7 договора); организовывать подготовку платежных документов по оплате жилищно-коммунальных услуг (п. 3.1.8 договора); с даты подписания актов приема-передачи квартиры участникам долевого строительства осуществлять прием платежей от них с соответствующим уменьшением размера платежей застройщика (п. 3.1.9 договора); принимать от собственников помещений и лиц, принявших по передаточному акту помещения от застройщика плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также плату за управление, коммунальные и другие услуги, оказываемые управляющей организацией (п. 3.1.10 договора).

Размер и порядок оплаты по договору определяется сторонами на основании приложения № 4 к договору (п. 4.1 договора).

Плата по договору включает в себя:

Плату за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

Плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (п. 4.2 договора).

Размер платы за содержание и ремонт помещения определяется в соответствии с экономически обоснованными тарифами на жилищно-коммунальные услуги, определенные управляющей организацией и застройщиком (п. 4.3 договора).

Согласно п. 9.1 Договора, договор действует до даты заключения договора с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса в порядке, предусмотренном законодательством РФ или до даты заключения договора управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений.

Согласно структуре и порядку оплаты по договору управления многоквартирным домом (приложение № 4 к договору) размер платы за содержание и ремонт помещения, включающую в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников, участников долевого строительства, принявших по акту приема-передачи помещения, составляет 76 рублей 71 коп., в том числе НДС, за 1 кв.м. площади помещения в месяц.

На основании акта приема-передачи объекта долевого строительства от 14.03.2019 застройщик ООО «****» передал, а участник долевого строительства Чуксина Т.П. приняла объект долевого строительства – жилое помещение **, расположенное по адресу: ****, общей площадью 38,5 кв.м. без учета лоджии/террасы/веранды, балкона.

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, проведенного в форме очно-заочного голосования, №** от 12.11.2019, на повестке дня обсуждались вопросы и были приняты большинством голосов решения, в том числе по: …

п.6 – выбор в качестве управляющей организации многоквартирным домом, расположенным по адресу: **** ООО «УК «Столичник» с 10.11.2019г.,

п. 7 - утверждение условий договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: **** с управляющей организацией ООО «УК «Столичник» с 10 ноября 2019 года,

п. 8 - заключение договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «УК «Столичник» с 10 ноября 2019 года, сроком на 1 (один) год с возможностью пролонгации;

п. 9 - утверждение цены за услугу содержание и текущий ремонт общего имущества, услуги управления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****, в размере 52 руб. 75 коп. за кв.м. в месяц;

п. 11 – утверждение цены за дополнительную услугу «Охрана (МКД)» в размере 7 руб.66 коп. за кв.м. в месяц…..

Согласно ответа Жилищной инспекции по Южному административному округу г.Москвы от 16.12.2021г. в период с 01.03.2019г. по 31.01.2020г. в реестре лицензий г.Москвы сведения об управлении МКД управляющей организацией отсутствовали. С 01.02.2020 по настоящее время управляющей организацией МКД является ООО «УК «Столичник». Изменения вносились в реестр лицензий с 01.02.2020г. в связи с заключением ООО «УК «Столичник» договора управления на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 12.11.2019г. Сведений о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для заключения договора управления по указанному МКД в период с 01.02.2019г. по 1.11.2019г. в Мосжилинспекцию не поступало.

ООО «УК «Столичник» выставлял Чуксиной Т.П. платежные документы с марта 2019г. по январь 2020г. (л.д.19-29), при этом тариф за содержание и управление домом в платежных документах указан в размере 76,71 руб. за кв.м., в том числе содержание жилья и текущий ремонт - 69,05 руб. за кв.м. и охрана объекта – 7,66 руб. за кв.м., т.е. ответчик выставил в адрес истца платежные документы за жилищно-коммунальные услуги по тарифам, установленным в договоре с застройщиком.

Из платежного документа за март 2020г. управляющей компанией произведен перерасчет платы за услуги по содержанию и управлению домом за январь 2020г., при этом из анализа платежных документов следует, что ответчиком перерасчет произведен с учетом тарифа 52,75 руб., установленного решением собрания собственников.

Право собственности Чуксиной Т.П. на указанный объект недвижимости зарегистрировано 09.09.2020, что следует из выписки из ЕГРН (л.д.118-122).

Установив указанные обстоятельства в соответствие со ст.ст.56, 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст.ст.161, 162, 192, 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в течение трех месяцев с марта 2019г. по май 2019г. ООО «УК «Столичник» вправе было производить начисления за содержание и управление домом по тарифу 76,71 руб. за кв.м., установленному в договоре с застройщиком.

Однако, по истечении установленного законом трехмесячного срока в отсутствие решения собственников многоквартирного дома о размере платы, размер платы за содержание и управление домом подлежал определению в соответствии с положениями ч.4 ст. 158 ЖК РФ на основании тарифов, установленных в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2018 г. N 1497-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. N 848-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения»

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции с выводами суда в части удовлетворения исковых требований согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Согласно части 2 ст. 162 ЖК РФ застройщик может выступать в роли заказчика по договору управления многоквартирным домом. При этом предмет договора формируется по общим правилам: одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Таким образом, размер платы за содержание общего имущества и порядок внесения такой платы устанавливается договором управления многоквартирным домом, сторонами которого, в предусмотренных законом случаях, могут выступать управляющая компания и застройщик (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 13 ст. 161 ЖК РФ в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.

Согласно ч. 14 ст. 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ, договор управления, подписываемый застройщиком и управляющей организацией до проведения открытого конкурса, заключается на срок не более трех месяцев. Одновременно в силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 36 указанного Постановления Правительства РФ в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом, вышеназванные положения Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 регламентируют, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случае проведения органами местного самоуправления открытого конкурса либо при непосредственном управлении собственниками жилых помещений многоквартирным домом, которые не установили размеры такой платы.

В спорный период, органами местного самоуправления открытый конкурс на право управления многоквартирным домом не проводился. Непосредственный способ управления собственники не выбирали. Следовательно, тарифы, утвержденные постановлениями Постановлением Правительства Москвы не имеют отношения к указанному многоквартирному дому.

Собственники помещений в здании не инициировали проведение общего собрания по вопросам утверждения иного договора управления зданием, перечня услуг и работ, размера платы до 12 ноября 2019 г.

При этом договор управления от 19 февраля 2019 г. недействительным не признан, истцом в установленном законом порядке не оспорен и в силу прямого указания ч.6 ст.162 ЖК РФ считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором, в связи с чем проложил действовать до утверждения размера платы решением общего собрания собственников.

Таким образом, ответчик, оказывая услуги по содержанию общего имущества, выполнял свои обязательства, вытекающие из договора управления с застройщиком, в связи с чем, выводы суда об отсутствии у ответчика правовых оснований для взимания платы за указанный период по тарифам, установленным договором, являются неправомерными.

В части возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за период с 12 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку при наличии решения общего собрания об утверждении тарифов на содержание жилья ответчик произвел перерасчет платы только с января 2020 г., что противоречит решению собственников МКД и договору управления.

При изложенных обстоятельствах решение суда в части признания незаконным начисления истцу платы за содержание и управление домом за период с 1 июня 2019 г. по 11 ноября 2019 г. исходя из тарифа, установленного договором от 11 февраля 2019 г. и возложения на ответчика обязанности по перерасчету платы за этот период подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске в этой части.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2022 г. отменить в части удовлетворения исковых требований Чуксиной Татьяны Павловны о признании незаконным применения управляющей организации ООО «УК «Столичник» тарифа в размере 76,71 рублей в период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г., возложении на ООО «УК «Столичник» обязанности произвести перерасчет платы за содержание и управление домом Чуксиной Татьяне Павловне за жилое помещение, расположенное по адресу: **** за период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г.

Постановить в этой части новое решение.

Отказать в удовлетворении исковых требований Чуксиной Татьяны Павловны о признании незаконным применения управляющей организации ООО «УК «Столичник» тарифа в размере 76,71 рублей в период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г., возложении на ООО «УК «Столичник» обязанности произвести перерасчет платы за содержание и управление домом Чуксиной Татьяне Павловне за жилое помещение, расположенное по адресу: **** за период с 1 июня 2019г. по 11 ноября 2019г.

В остальной части решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 21 февраля 2022 г. оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6380/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Чуксина Татьяна Павловна
Ответчики
ООО УК "Столичник"
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Пьянков Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
10.06.2022Передача дела судье
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2022Передано в экспедицию
18.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее